Ложь не во благо
09 March 2017, 09:09
Финансовое оздоровление предприятий АПК не работает из-за нечестности самих должников.
Министерство сельского хозяйства меняет подходы в реализации программы финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса. Для агрохолдингов будут разработаны детальные планы с пошаговыми инструкциями, как именно выводить компании из кризисного состояния.
По словам вице-министра сельского хозяйства Гульмиры Исаевой, из 404 субъектов АПК, участвующих в программе финоздоровления, 127 компаний требуют детализации предпринимаемых мер. Эти предприятия де-факто можно отнести в состав группы компаний «Иволга-Холдинг», «Алиби», «Атамекен-Агро», то есть к тем, кого принято считать агрохолдингами.
«Это большие площади, если взять в целом 127 хозяйств, общая площадь составляет около 3,5-4 млн га. Это большое количество рабочих мест в регионах. Мы хотим решать эти вопросы комплексно, чтобы не пострадали жители, которые работают в этих субъектах АПК», — говорит госпожа Исаева.
Резонный вопрос: почему предприятия до сих пор требуют поддержки, если реализация программы финоздоровления началась еще в конце 2013 года, и на нее было выделено более 500 млрд тенге? Как ни странно, ситуация оказалась банальна: далеко не все предприятия заявили о полном объеме своих проблем.
«Мы не видим полной картины по состоянию предприятий. Например, «Иволга»: из всего объема проблемных кредитов только 19% пошли по программе финансового оздоровления. И так и по другим. По «Алиби» – около 50%, «КазЭкспортАстык» – около 30%», — признается вице-министр.
Сегодня Минсельхоз меняет подходы к работе с такими предприятиями. Уже сформирована специальная группа, и подписан план совместных действий между министерством, холдингом «КазАгро», банками второго уровня, акиматами областей.
Задача – понять весь комплекс проблем по каждой группе компаний, оценить их и разработать конкретные меры. «Мы сейчас организовали рабочую группу, так называемый совет кредиторов, будем разрабатывать детальный план по каждому из хозяйств. То есть сделать финансовую модель и понять саму проблему закредитованности: какое общее количество залогов, незалоговых кредитов, каких-либо других обязательств, принятых этими субъектами АПК, в каких финансовых организациях – банках, лизинговых компаниях, других организациях, где они брали кредиты, какая сегодня ситуация по выплате этих обязательств и так далее, — объясняет госпожа Исаева.
— Например, если анализировать ситуацию, которая сегодня по выплатам хозяйств, входящих в группу «Алиби» и «Атамекен-Агро», то у них выплаты идут в соответствии с планом, и каких-то задолженностей нет. Касательно хозяйств, которые входят в группу компаний «Иволга» и «КазЭкспортАстык», там есть проблемы».
В Минсельхозе рассчитывают, что подписанные планы помогут наладить и лучший контроль за реализацией программы. Акиматы должны проводить постоянный мониторинг, банки предоставлять информацию о займах и выплатах, необходим контроль за своевременностью платежей, Минсельхоз же берет на себя роль куратора-организатора за всеми сторонами. При этом по каждому направлению определены конкретные ответственные лица, например, не в целом акимат или региональное управление сельского хозяйства, а один конкретный человек.
Один из ключевых вопросов, который возникает: можно ли спасти все предприятия без исключения? Вице-министр признается, что сейчас сказать однозначно «да» или «нет» невозможно, поскольку об истинном состоянии дел по ряду предприятий в Минсельхозе только догадываются.
Но при этом в главном аграрном ведомстве нацелены на максимальное спасение всех, кому можно помочь. «Будут рассматриваться разные сценарии, начиная с привлечения внешнего инвестора и заканчивая банкротством, в случае если этот субъект АПК будет признан несостоятельным и критичным. Могу сказать, что большая группа из этого списка, примерно одна треть хозяйств, характеризуется как стабильная.
У них есть план, в соответствии с которым они проводят свою производственную деятельность, нет никаких просроченных задолженностей, они реализуют все в соответствии с графиком. Еще треть – это хозяйства-середнячки, по которым нужно принимать ряд мер и не допускать снижения объемов их производства, не допускать, чтобы были большие просрочки по задолженности и так далее. И есть определенная группа хозяйств, по которым сейчас надо принимать оперативные меры», — говорит госпожа Исаева.
В целом за период реализации программы финансового оздоровления за 2013-2015 годы были одобрены заявки 404 субъектов АПК на общую сумму задолженности 520 млрд тенге, в том числе 333 млрд тенге за счет фондирования холдинга «КазАгро». Начиная с 2016 года прием новых заявок не осуществляется. Для выплаты субсидий в 2016 году выделены средства в сумме 24,7 млрд тенге.
В 2017 году на выплату субсидий предусмотрено 30,4 млрд тенге. При этом Минсельхозом ужесточены условия участия в программе субсидирования. Так, предусматривается автоматическое исключение субъектов из программы при допущении ими просроченной задолженности более 90 календарных дней; исключение из программы при сохранении динамики ухудшения финансового состояния субъекта АПК на протяжении двух лет.
Источник: abctv.kz
Ваш комментарий
|
|