Что будет с аграриями, если сорвется посевная кампания?
12 March 2015, 08:46
Большинство аграриев пока точно не знают, какие шаги предпримут, чтобы не сорвать посевную кампанию.
Некоторые решили действовать на авось — бросить в землю все, что залежалось на складах, а там будь что будет. Другие ищут способы получить товарный кредит у поставщиков или взять взаймы у государства. Крупные агрохолдинги, у которых возможностей для маневра больше, активно избавляются от посредников, переходя к прямому импорту топлива и семян для сокращения издержек.
На вопрос, как провести посевную за минимальные средства, каждое хозяйство будет искать ответ самостоятельно. Руководитель компании «ПроАгро» Николай Вербицкий отмечает, что предварительный опрос аграриев пока не позволяет точно сказать, как они предпочтут действовать в нынешней форс-мажорной ситуации. «Многие говорят, что еще не выработали определенной стратегии. Все ресурсы они бросят на обработку земли под ранние зерновые. А что делать с поздними культурами — кукурузой, подсолнечником, свеклой и пр., решат позже. Время на это есть до конца апреля», — говорит эксперт. Выжидательную позицию заняли в основном мелкие и средние фермерские хозяйства. Особого выбора у них нет, так как к началу посевной взять денег им все равно негде. Поэтому, чтобы земля не гуляла, в нее посеют все, что найдется под рукой, — недорогие семена кормовых и крупяных культур (травы, гречиха, просо и пр.). Поскольку разжиться семенами более денежных культур, скажем, кукурузы или подсолнечника, с отсрочкой платежа в этом году не вариант. Товар по такой схеме продавцы предлагают с условием, чтобы цены были зафиксированы в долларах. То есть для села схема выглядит изначально убыточной.
Крупные компании отказываются от услуг посредников, чтобы не зависеть от цены на топливо, которую формируют нефтетрейдеры, и снизить расходы при импорте посевного материала.
Определенным подспорьем для мелких и средних предпринимателей могут стать форвардные контракты от Аграрного фонда (своего рода кредиты под залог будущего урожая). На прошлой неделе АФ заявил, что намерен привязать закупочные цены к курсу доллара, и обещает платить вместо нынешних 1,4-2,4 тыс. грн. за тонну зерна не менее 5 тыс. Увеличивается также размер предоплаты (с 50 до 65%). Фонд планирует закупить порядка 1,2 млн т зерна будущего урожая, а по форварду — не менее 1 млн. То есть воспользоваться такой выгодой смогут очень немногие (для сравнения: в 2014 г. урожай зерна составил 62 млн т). Тем более что пока неизвестно, найдутся ли в бюджете средства, чтобы платить селянам по повышенным ценам. К слову, Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины, которая ранее также проводила форвардные закупки, в этом году отказалась от подобной практики, ссылаясь на «нестабильную ситуацию с курсом национальной валюты».
У крупных агрохолдингов возможностей для маневра намного больше, чем у «малышей» и середнячков. Многие заблаговременно запаслись семенами, удобрениями и топливом. Те же, кто не смог этого сделать, ищут способы сократить издержки. К примеру, компания «Нибулон» заявила, что отказывается от услуг посредников и будет сама импортировать нужные ей ресурсы. «Для нас очень чувствительна стоимость топлива, поэтому мы вынуждены переходить на прямые контракты по завозу горюче-смазочных материалов из-за рубежа, чтобы не зависеть от цены на топливо, которую формируют нефтетрейдеры. Также напрямую, без посредников, мы импортируем посевной материал. Импортеры закладывают риски колебания курса в цену товара, мы же целенаправленно снижаем свои расходы при импорте», — рассказал глава агрохолдинга «Нибулон», который обрабатывает более 80 тыс. га земель, Алексей Вадатурский.
Некоторые компании, являющиеся крупными клиентами продавцов топлива, удобрений и семян, сумели договориться об отсрочке платежей на выгодных для себя условиях (цены зафиксированы в гривне без привязки к курсу). А чтобы сократить общие расходы, они пересматривают нормы потребления ресурсов, убирая «излишества». Так, в более благополучные времена крупные агрохолдинги изначально планировали потребности, к примеру, в топливе, закладывая 20% сверху — «на воровство». «Если реальный расход не превышал этого процента, никто особых разбирательств не затевал. В этом же году компании настроены решительно искоренять попытки сотрудников поживиться за счет схем», — рассказывает Николай Верницкий.
Ваш комментарий
|
|