Золотовалютные резервы Центробанка России сократились до до 374,7 млрд. долларов
16 February 2015, 13:20
Из опубликованных данных Центробанка России следует, что золотовалютные резервы страны в настоящий момент сократились до 374,7 млрд. долларов, достигнув, таким образом, минимума за последние восемь лет. ЦБ не считают подобное сокращение критическим, потому что, по его оценке, этих объемов может хватить на полгода покрытия импорта, что полностью соответствует критерию достаточности золотовалютных резервов. Независимые эксперты, однако, выражают озабоченность высокой скоростью их сокращения.
Еженедельный отчет регулятора свидетельствует о том, что только за неделю перед 6 февраля 2015 года золотовалютные резервы России сократились на 1,6 млрд. долларов до 374,7 млрд. долларов. Это самый низкий уровень с мая 2007 года, когда он опустился до 372 млрд. долларов — даже в кризисном 2009 году это показатель был на 4 млрд. больше.
Напомним, что международные или золотовалютные резервы России представляют собой совокупность средств государства, размещенных в иностранной валюте и специальных международных инструментах, а также золота, размещенного в слитках и монетах, имеющих высокую пробу металла. Все это богатство находится в распоряжении Банка России и правительства страны в лице Минфина.
Вообще, для оценки оптимального уровня золотовалютных резервов для каждой страны применяется так называемый коэффициент их достаточности, показатель которого считается приемлемым тогда, когда у страны существует возможность покрыть средствами резервов трехмесячный импорт. Правда, эксперты отмечают, что поскольку порядка 46 млрд. долларов размещены в золоте — низколиквидном активе, еще 165 млрд. долларов — Резервном фонде и ФНБ, то свободных резервов в распоряжении ЦБ все же получается меньше — около 160-170 млрд. долларов.
«В настоящий момент объема ЗФР достаточно для того, чтобы покрыть полугодовой импорт, — сказал «НИ» старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков. — Но опасения внушают темпы, с которыми резервы сокращаются». Ведь на начало 2014 года размер этих запасов превышал полтриллиона долларов, сократившись, таким образом, за год почти на 30%. И при сохранении таких скоростей к концу 2015 года золотовалютные резервы страны могут сократиться и вовсе до 300 млрд. долларов, как подсчитал зампредседателя Внешэкономбанка и бывший заместитель министра экономического развития Андрей Клепач.
Золотовалютные резервы расходуются несколькими путями, в частности, предоставлением банкам валютных кредитов на возвратной основе. Однако, так как в связи с санкциями доступ на внешний кредитный рынок для российских банков и компаний почти закрылся, лишив их возможности перекредитования под низкий процент, то скорый возврат денежных средств оказывается под вопросом, считает Жаворонков.
Эксперт также отметил, что самые значительные траты, «спалившие» объемы золотовалютных резервов, пришлись на ошибочно длительные, по его мнению, меры ЦБ по поддержке курса рубля в условиях низких цен на нефть и экономических санкций против России. В 2014 году на эти цели регулятор потратил 82 млрд. долларов. И даже после того, как официально в декабре прошлого года объявил о переходе к плавающему курсу национальной валюты, все равно продолжил оказывать ей помощь, хотя и пообещал не тратить в 2015 году так много резервов, чтобы «сохранить для страны подушку золотовалютных резервов», как отмечала ранее глава ЦБ Эльвира Набиуллина.
Однако международные экспертные оценки выглядят менее радужными. Рейтинговое агентство Moody’s еще в декабре прошлого года отмечало, что, хотя золотовалютные резервы России и выглядят значительными, формирование тенденции к их стабильному снижению заставляет прогнозировать сохранение этого негативного тренда и в 2015 году. Сергей Жаворонков в свою очередь отметил, что для экономик сырьевых стран, к которым относится и Россия, нормально тратить средства резервов в кризисные периоды низких цен на углеводороды, чтобы продержаться. Ведь, как показывает практика последних двух кризисов — и 1998-го и 2008-го, падение экономики хоть и может быть глубоким и резким, но длится относительно не долго — год-полтора.
Другое дело, что в настоящий момент в России низкие цены на нефть дополняются глубоким системным кризисом, не связанным с внешней конъюнктурой, как это было в 2008 году, который, как прогнозируют эксперты, рискует затянуться надолго. А на длительный срок скопленных в предыдущий период резервов может и не хватить.
Ваш комментарий
|
|