Власти развалили Украину
26 December 2013, 17:44
  1 комментарий  

Доктор экономических наук Владимир Лановой появился на политическом небосклоне Украины одновременно с ее провозглашением. Весной 1993 года он стал министром экономики, а через несколько месяцев – вице-премьером. Пиком его карьеры могла стать должность президента, однако тогда, в 1994 году, он набрал лишь 9,5% голосов, а в борьбе за булаву победил Леонид Кучма. Народный депутат двух созывов, автор более 200 научных трудов и многочисленных публикаций в прессе Владимир Лановой в интервью «Экономической правде» резко раскритиковал московские соглашения Виктора Януковича.

Ученый убежден: президент сказал неправду, заявив, что соглашение с ЕС помешало бы украинской экономике. Более того, по его мнению, в отношении лиц, причастных к такому обману, следует возбудить уголовные дела.

– Какими, по вашему мнению, будут последствия для Украины «московских соглашений» Владимира Путина и Виктора Януковича?
– Главной причиной и, как считают, лидеры Украины и России, следствием подписания этих соглашений является отход Украины от европейского курса развития.

Именно для этого Россия выделяет деньги Украине, и как раз за такую ​​плату Янукович фактически поворачивает движение Украины в направлении России и ее сателлитов. Платой является определенная сумма денег, а следствием – сначала полная финансовая зависимость от кредитора.

Кстати, когда вы хотите получить деньги в долг и не хотите зависеть от одного человека, который будет диктовать вам различные условия, то вы разпределяете заимствования между несколькими кредиторами. К сожалению, здесь еврооблигации будут продаваться не на рынке, а персонально отдельному государству. Такая финансовая зависимость очень тяжела.

Эта огромная сумма не может быть погашена, поскольку она дается на два года для поддержки этого режима. Возвращать деньги придется власти после Януковича. Кризисная украинская экономика еще больше погрузится в водоворот падения, потерь производства, рынков, рабочих мест и заработной платы.

Заключенное соглашение о зоне свободной торговли с СНГ фиксирует, что между участниками действуют такие таможенные и нетаможенные правила пересечения границ, которые зафиксированы на тот момент. Они не могут быть пересмотрены в сторону ухудшения, если ни одна из стран-участниц не вступит в другое интеграционное межгосударственное объединение.

Украина сейчас не вступает в Европейский союз, а всего лишь пыталась стать его ассоциированным членом. Поэтому угрозы Путина и реакция Януковича на то, что это принесет вред украинскому сельскому хозяйству и машиностроению, безосновательны.

Янукович говорит неправду. Думаю, пора говорить о том, что действия официальных лиц, которые говорят неправду обществу, должны подлежать уголовной ответственности.

Украина подстраивается под Россию и включается в ее проекты, которые являются неконструктивными и не создают возможности для продуктивного, инновационного, структурно иного развития, выхода на другие рынки с качественно другой продукцией. Именно такую ​​перспективу нам давало соглашение с Европейским союзом.

Все это откладывается в долгий ящик, и мы еще на два года, как минимум, будем вовлечены в сползание, деградацию, разрушение и сужение экономического поля.

России, кстати, нефтяные доллары не помогут. Ее экономика вошла в стагнацию, сокращаются инвестиции, падают доходы бюджета. Москва не может включить нас в Таможенный союз, поскольку это окончательно подорвет непродуктивную российскую экономику.

– Кредит в 15 млрд долл. придется возвращать с процентами. Не случится ли так, что Украина будет отдавать долг стратегическими предприятиями?
– Имеются устные стратегические договоренности между президентами. Думаю, Россию в первую очередь интересует собственная субъектность в международных договорах, а Казахстану, Белоруссии и Украине сообщат о каких-то переговорах в мире, которые будут вести россияне.

Также их очень интересует украинская инфраструктура. Без Украины они очень ограничены с точки зрения транспортировки. Трубы, моря, дороги, авиационное сообщение, различные коммуникационные системы позволяют им после такого объединения использовать эти стратегические позиции Украины.

Есть вопросы, связанные с модернизацией Черноморского флота. Эта договоренность позволяет России уверенно смотреть вперед. К 2042 году эта база будет эффективной, действенной, мощной, силовой угрозой для всех остальных участников бассейна Средиземного моря и Атлантического океана.

Следующее – это наши торговые позиции на мировых рынках. Есть отрасли, где Россия не может конкурировать с Украиной на мировых рынках, например, в продажах зерна. Поэтому они хотят затянуть нас в картельные объединения, когда мы не сможем продавать зерно без совместного обсуждения квот, направлений, покупателей и цен.

То же самое можно сказать и об оружии. Мы в определенных позициях даже сильнее России, и им не нужен конкурент, который сбивает цены на ракеты или танки. Они хотят включить нас в «пул», чтобы контролировать продажи и получать доходы.

В целом это стратегические и системные области, в том числе, скажем, распределение электроэнергии, газа и других ресурсов через сети Украины. Они к ним подступаются и уже фактически имеют определенный контроль. «Газпром», в частности, продает внутри Украины газ промышленным предприятиям.

Россия возьмет нас в «рукавицы» и будет держать: через кредиты, долги, завышение цен на газ для отдельных предприятий. Если они не заплатят, им дадут банковскую ссуду. Не вернули – их объявят банкротами. Такие технические процедуры позволят россиянам элементарно получить наши промышленные и другие объекты.

Унизительные просьбы правительства отложить выплату за газ или погашение облигаций ставят Украину на колени. Тогда ценности для Украины будет определять Россия.

– Кредит, договоренности о военно-политическом сотрудничестве и модернизации Черноморского флота – это вызов странам НАТО в бассейне Средиземного моря. Не означает ли это восприятия Украины сферой стратегических интересов России и возможность российского военного вмешательства при определенных обстоятельствах?
– Россию очень тревожит перспектива сотрудничества украинских предприятий с Западом, того же машиностроения, о котором Янукович все время волнуется. Большинство машиностроительных предприятий выпускало также и военную продукцию.

Украина имеет проекты кооперации с известными немецкими, французскими, английскими предприятиями по совместному производству сложной машиностроительной и электронной продукции военно-технического типа. Есть перспектива заказов «Руслана» со стороны НАТО. Все это Россия знает.

Такие соглашения о сотрудничестве с западными компаниями могли быть заключены только после того, как Украина включилась бы в правовое поле Европы, когда мы перешли бы на принципы Римского, а не советского права. Тогда были бы возможны такие соглашения.

Эти заказы мощные и современные. Они дают нашим предприятиям новые технологические возможности и работу старым предприятиям, которые могли бы ремонтировать различные сложные машины. Например, николаевские судостроительные верфи захвачены россиянами и «заморожены». Предприятия не работают, люди живут в нищете.

Это также геополитическая игра. Россия хочет бряцать оружием. Кстати, накануне Вильнюса на российских телеканалах было много картинок о том, как Путин инспектирует военно-морские силы на Дальнем Востоке и Севере.

Зачем он это делал? Показывал российскому зрителю военную готовность. К чему эта военная готовность? Очень серьезный вопрос. Так играться нельзя.

– На западной границе России уже размещены ракеты «Искандер».
– Да, в Калининградской области размещены ракеты. Все это бряцание оружием имеет неопределенные последствия, и Украину втягивают в эту игру. Мы формально не входим ни в какие военные объединения, в том числе – со стороны СНГ.

Никакой ратификации, никакого подписания документов об участии в военном блоке не было, и такое участие противоречит законодательству Украины. Если есть устные или письменные договоренности про военные, стратегические инициативы взаимодействия войск, то это нарушение законодательства Украины, президент Украины должен это знать.

Невыполнение законов Украины, в том числе отказ от подписания соглашений с ЕС, является нарушением законодательства, за что причастные к этому лица должны отвечать.

Если говорить про потери экономики от торговли с Европой и возможные потери от торговли с Россией, сравним следующие показатели: платежеспособность России равна платежеспособности Голландии – средней по размерам страны Европы. Итак, 28 стран Европы – это в 28 раз большие платежеспособность и рынок.

За два года Европа сняла все свои таможенные импортные барьеры по украинским товарам. Таким образом, это значит, что мы увеличиваем продажи в Европе, и это дает нам выгоды и прибыли, про которые, к сожалению, не знают ни Азаров, ни Янукович.

– Противники сближения с ЕС постоянно напоминают, что украинские товары неконкурентоспособны на европейском рынке.
– Чтобы войти в рынки сложных высокотехнологичных товаров, надо иметь кооперацию. Вы не сможете выйти со своим самолетом на мировой авиационный рынок. По разным техническим характеристикам он не соответствует современным требованиям, но сотрудничество с «Эйрбасом» решит эту проблему.

Так же в автомобильной отрасли. Все автозаводы Восточной Европы были объединены с автомобильными гигантами Запада и смогли стать производителями специальных моделей на базе «Рено», «Фольксвагена», «Мерседеса» и «Опеля».

Как можно говорить, что наши товары не будут продаваться? Да, мы должны получить заказ, войти в кооперацию, получить качественный двигатель, поставить нормальные аккумуляторы и коробки передач, которые мы можем производить.

Япония тоже начинала так. В 1940-1950 годах производила простую продукцию. Затем за счет накопления прибыли и развития научно-технических отраслей росла. Все, что получила сегодняшняя Япония, происходило без государственного финансирования.

Государственное финансирование традиционно для металлургии, энергетики, нефтепереработки. Все эти отрасли сейчас неперспективные, а все, что шло через рынок, – бытовая техника, электроника, автомобили, компьютеры, роботы, – производил частный сектор на базе рыночных подходов. Однако с нашим правительством об этом трудно говорить.

Они не понимают, что такое рыночные подходы. Они понимают только, как поделить добычу, которую они вместе захватили, придя к власти на Украине.

– Украина еще имеет шанс на европейское развитие, или же в Москве Путин и Янукович поставили на нем крест?
– Если есть договоренности, выраженные в протоколах или договорах, они должны быть публичными, как и их подписание, обнародование и ратификация.

Если там есть действия по ограничению торговли с Европой, например, введение ненормального российского регулирования на нашей западной границе, то это фактически новый занавес между Таможенным союзом и всем миром.

Это уже не железный, а какой-то деревянный занавес в виде высоких пошлин. Такая стена строится для изоляции стран внутри Таможенного союза. Там будут такие же рынки, такая же торговля и такая же социальная ситуация, которую мы видим в России.

Последние договоренности с Россией не останавливают дальнейшее продолжение европейского ассоциативного сотрудничества. Решить проблемы, которые сейчас создала власть для Украины и ее народа, можно путем диверсификации этого российского долга.

Возможны варианты, когда мы получим новые кредиты и ими рассчитаемся в 2015 году. Это должны быть, конечно, лучшие условия, чем российские облигации. Это должны быть 15-20-летние займы. Иначе мы будем возвращать этот кредит и беднеть.

Международный валютный фонд готовил программу помощи Украине для конкретных приложений на 20 млрд. долл. Но как может Янукович с компанией согласиться на условия ЕС и МВФ, если там вводились внешний и внутренний аудиты бюджетных расходов в министерствах, антимонопольные наказания и санкции?

Там запрещалось раздавать государственные закупки из госбюджета своим фирмам без конкурсов и информирования общественности. То есть, отрезались ножки от стульев, на которых жирует власть, приобретая себе и своим олигархам огромные сверхприбыли. Им просто нужен кредит без этих реформ, без продвижения вперед.

– Российский кредит может быть использован для реформ и модернизации?
– Если модернизацию осуществляет правительство, успеха не будет. Только индустриализация в СССР, которая была связана с уничтожением крестьянства, давала на определенном этапе определенную выгоду. Когда же государство пыталось построить предприятие по производству одежды, обуви, автомобилей и телевизоров, это была катастрофа. Никто не покупал.

Любые проекты власти неконкурентны. Эти проекты утверждаются с учетом непрозрачных тендеров и взяток. Чем больше стоимость – тем лучше для чиновника. Мы уже видели, как у нас строились стадионы вдвое дороже.

Теперь строительство провалилось. В Украине ничего не строится. Уже китайцы будут нам возводить жилье. Полный развал жизнедеятельности.

Экономика – это огромная система отношений между людьми. Когда приходит государство со своим проектом, конкуренция исчезает. Поиск лучших решений не происходит, мы только проедаем произведенное руками наших людей. Это не слова. Мы видим, как Украина становится самой бедной, наиболее экономически отсталой страной Европы.

– Для власти не проблема через различные схемы перевести деньги на счета своих компаний. Сможет ли этот бизнес развивать экономику страны?
– У нас в обществе происходит несправедливое распределение ресурсов: денег, зарплат, доходов, прибыли, инвестиций. 45 млн. человек не могут получить кредиты для бизнеса, бытовых нужд, строительство жилья, потому 60-70% – это ненормально.

Ситуация только ухудшается. Таких процентов еще два года назад не было. Эта их модель изъятия денег на свои нужды приводит к тому, что для других нет денег, нету кредитов; нет инвестиций. Почему люди поднялись?

Они видят, что национальный доход общества распределяется несправедливо, отдельным группам. Возможно, сотням групп, но не миллионам предпринимателей. Половина предпринимателей или работают в теневом секторе и не отчисляют в бюджет, или же выехали за границу и трудятся не на наш ВВП, не на наш национальный доход.

Внешние кредиты распределяются в пользу бизнесменов – спонсоров Партии регионов, которые либо входят в правительство, или же являются партнерами высших руководителей власти. Я вас уверяю: они найдут такие проекты, которых вообще не существует. Как тот мост в Крыму…

Никаких проектов нет, нет обоснования целесообразности, возврата, увеличения оборота между экономическими субъектами, но они уже сказали, что будут строить. И чем больше стоимость того проекта, тем для власти лучше.

Они найдут много таких проектов, растянут миллиарды и опять скажут России: «Видите, как хорошо мы работали, дайте еще». А возвращать придется всем нам.

Если не избавиться от этой власти, не изменить эту экономическую систему, мы потеряем не только политический суверенитет. Мы потеряем возможности финансирования своего государства, его потребностей, а значит, под большим вопросом окажется существование Украины.

Такой сценарий, думаю, существует в кремлевских стратегиях. «Яйцеголовые» в Кремле рассматривают вариант того, что Украина будет признана финансово несостоятельной. Следовательно, ее следует закрыть как страну, присоединить к нашему почтенному соседу на севере или разделить на куски, удовлетворив потребность России, Европы или Америки.

– Вы сказали, что Украина потеряет суверенитет с этой властью. Как от нее избавиться? Мирный протест продолжается уже месяц, а правительство – в своих креслах.
– Трудный вопрос. Мы не имеем такого опыта противостояния, мы не знаем, как это сделать. Мы бы хотели, чтобы это произошло цивилизованно.

Правительство развалило страну, продолжается деградация социальных систем, снижается численность населения, распространяются болезни. Страна превращается в клоаку. Это основание для увольнения таких чиновников, отмены их полномочий.

Мы надеялись, что президентский пост является гарантией контроля за эффективностью работы власти. Однако правительство нарушает законодательство, а президент защищает правительство.

Я надеялся, что финансовая несостоятельность нашего руководства, которое ведет к полному развалу финансовой и кредитной систем, платежей, зарплат, к фактическому дефолту, приведет к осознанию, что они ни на что не способны. Даже неспособны оплатить, скажем, освещение в доме правительства.

– Путин их спас?
– Да. Путин их просто вытащил из этого болота. Мне кажется, мы переходим в стадию понимания ситуации, в стадию более широкого общественного понимания, что эта власть не нужна. Деятельность министров только вредит народу.

Мы должны действовать только мирными методами. У нас остается мужественная позиция неприятия, морального отторжения этой власти.

Возможно, мы будем обращаться к экономическим решениям – отказу от консолидации налогов в руках людей, приближенных к семье президента. У нас уже возник Майдан как собственный бюджет, куда люди вносят деньги на поддержку своего института. Это и есть микромодель такого гражданского бюджета.

Мы не хотим платить этой власти, мы хотим платить тем, кому доверяем, фактически, новым выразителям власти, новым участникам властного процесса.

Майдан становится участником властного процесса, он должен быть включен в переговорный процесс. Мнение Майдана должно быть определено и включено в рассмотрение бюджета страны, налоговых моментов.

Эта бюджетная система вокруг Майдана очерчивает для нас прототип будущего, возможно, нового финансового бюджетного фискального устройства.

Точно так же мы можем говорить о других мерах, которые позволили создать альтернативы существованию действующих коммуникативных систем.

Скажем, создание нового телевидения, чтобы мы начали думать про какие-то альтернативные миры. У них свой мир, они довольны, они жируют. У нас свой мир, своя честь. У нас должны быть свой труд и свои ресурсы.

Это очень сложный вопрос. Однако такая постановка вопроса заставит мировую общественность посмотреть на Украину и предупредить власть: «Посмотрите на свой народ! Он уже поставил вас за рамки истории. Из-за ваших поступков у вас не будет спокойной дороги после того, как вы уйдете из власти».

– Вы видели проект бюджета на 2014 год? Когда он может быть принят, и как страна будет жить дальше?
– Проект бюджета срочно разработан, внесен правительством для быстрого принятия. Он нужен для узаконивания права на получение кредита из России, узаконивания огромного дефицита, который превышает 100 млрд. грн.

Эта дыра не будет покрываться, денег не будет. Правительство в 2014 году снова не будет полностью выполнять финансовые обязательства. Бюджет составлен как красивый рисунок, чтобы люди подумали, что есть перспектива, и правительство контролирует ситуацию.

На самом же деле продолжается развал. Этот бюджет является способом узаконивания распределения денег, которые не подпадают под законодательство о временном бюджете.

Когда говорят, что в январе можно выдать 1/12 от бюджета 2013 года, это касается только зарплат, текущих выплат и социальных начислений. Однако это не касается приватизации. Объемы доходов от приватизации не определены. Получить иностранные или внутренние кредиты нельзя, так как не определен дефицит бюджета.

Распределять деньги на государственные заказы, госзакупки, кредиты предприятиям нельзя. А у нас в бюджете с 400 млрд. грн. более 100 млрд. грн. «распыляются» между кланами через такие механизмы. Принятие бюджета узаконит эти процедуры.

Все, кто поддержат принятие бюджета этой властью в этой конструкции, узаконят дальнейшее угнетение страны и людей и будут способствовать сохранению этой власти.

Теги     Россия      Украина      соглашения      власти   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
1 комментарий
  1. Снижение затрат на производство зерна может негативно сказаться на урожае 2014 года.

    Оптимизация расходов на производство зерновых, обусловленная снижением прибыли аграриев из-за падения мировых цен на зерно в 2013 году, может повлечь за собой сокращение урожая сельхозкультур в 2014 году, считают в ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» (УКАБ).

    «Аграрии пытаются оптимизировать расходы под производство зерна 2014 года, в частности, при закупке ресурсов аграрного производства, что может негативно отразиться на уровне валового сбора зерновых культур в 2014 году», — сказано в сообщении УКАБ.

    При этом в ассоциации отмечают, что сегодня рентабельность выращивания зерновых в Украине близка к нулю и дальнейшее снижение цен на них только усугубит финансовое положение сельхозпроизводителей.

    Между тем, снижение цен на зерновые и масличные на мировом рынке в 2014 году может продолжиться, считают в УКАБ. Согласно ежегодному отчету Рабобанка «Прогноз ситуации на рынках аграрной продукции на 2014 год», в будущем году цены на пшеницу будут стабильными, тогда как стоимость кукурузы и сои может снизиться.

    В частности, по прогнозам экспертов Рабобанка, цены на пшеницу в третьем квартале 2014 года составят 235,16 долл./т, против 238,83 долл./т в третьем квартале 2013 года, цены на кукурузу — 169,29 долл./т против 196,46 долл./т, на соевые бобы — 433,57 долл./т против 511,1 долл./т, а цены на сахар — 401,24 долл./т против 370,38 долл./т.

    Как сообщал УНИАН, урожай зерновых в 2013 году Минагропрод оценивает в 61,5 млн тонн в чистом весе, что станет рекордом для независимой Украины. Предыдущий рекорд был установлен в 2011 году, когда было собрано 56,7 млн тонн зерновых.

    По данным Госстата, под урожай озимых культур и зеленого корма в 2014 году Украина засеяла 8,8 млн га, что на 4,4% меньше, чем под урожай текущего года.

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
РФ повысит экспортную пошлину на пшеницу
Это произойдет с 27 ноября , отметили в Минсельхозе
Аграрии из новых регионов получат субсидии на сохранение рабочих мест в АПК
Кабмин выделит субсидии аграриям из новых регионов на сохранение рабочих мест