В каком году Россия выйдет из кризиса?
19 March 2015, 10:00

Получив в 2000-2008 гг. более $2 трлн валютной выручки, мы не ударили палец о палец, чтобы слезть с нефтегазовой иглы.

На мой взгляд, текущий кризис может быть преодолен Россией, в лучшем случае, к 2020 году.

Выход из обычного циклического кризиса обычно занимает 1-2, максимум — 3 года. Это связано с происходящим в период кризиса снижением цен и установлением предельно низкой банковской кредитной ставки. Сочетание дешевых товаров с дешевыми деньгами стимулирует финансирование экономического роста, особенно в жилищном строительстве и автомобильной промышленности, поскольку здесь цены в кризис снижаются наиболее сильно. В свою очередь, банки больше всего сокращают ставку ипотечного кредита, а автокредит предоставляют часто за нулевую ставку. В кризис жилье и автомобили не раскупаются, поэтому на них возникает большой отложенный спрос, который «выстреливает», как только кризисные явления идут на убыль. Жилищное строительство и автомобильное производство — крупнейшие отрасли экономики, к тому же обладающие большим мультипликативным эффектом — их развитие тянет за собой другие отрасли и поэтому вся экономика постепенно раскручивается.

Однако нынешние кризисные явления имеют совсем другую природу.

В период глобального кризиса 2008-2009 годов коренным образом изменились условия, факторы и источники экономического роста в нашей стране. Примерно наполовину наше социально-экономическое развитие в период 10-летнего подъема 1999-2008 годов было связано с форсированными инвестициями, которые ежегодно увеличивались на 11-12%. В 2009 году эти инвестиции снизились на 16% и восстановились на уровне 2008-го только в 2012-м. А потом опять стали сокращаться: в 2013 году — на 0,3%, в 2014 году — на 2,5%, в 2015 году — на 13,7% (прогноз Минэкономразвития, подтверждающийся динамикой января-февраля этого года).

Такая динамика инвестиций в 2013-2015 годах явилась результатом экономической политики правительства и ЦБ, которые полностью игнорировали поставленную президентом задачу — поднять долю инвестиций в ВВП в 2015 году с 20 до 25%. Именно целенаправленное сокращение инвестиций в госсекторе и сокращение инвестиционного кредита в банковской сфере явились драйверами этого снижения. В результате, мы лишились главного внутреннего источника экономического роста.

Наоборот — сокращающиеся инвестиции тянут нашу экономику к стагнации и рецессии.

С другой стороны, ухудшились условия инвестирования в нашей стране и поэтому вместо притока капитала, который мы имели перед кризисом 2008-2009 года (в 2006 году приток составил $43 млрд, а в 2007 году — $82 млрд), начался интенсивный отток капитала: в 2008 году — $133 млрд, а всего за период, включая 2014 год, — около $600 млрд.

Увеличение оттока капитала во многом было связано с отсутствием контроля со стороны правительства и ЦБ над ростом корпоративного внешнего долга предприятий и организаций, прежде всего государственных. Этот внешний долг, например, в 2012 году вырос на $100 млрд, а в 2013 году — еще на $100 млрд., и теперь его приходится отдавать. Сам же долг перед иностранными инвесторами возник из-за того, что наши руководители не смогли предоставить своим предприятиям, организациям и банкам достаточное финансирование для экономического роста, прежде всего — инвестиций, толкнув занимать эти деньги на мировом финансовом рынке.

Столь значительный отток капитала является второй силой, которая потянула нашу экономику на дно.

Из-за уродливой и отсталой внутренней структуры народного хозяйства с гипертрофированной топливно-энергетической сферой, добычей сырья и производством полуфабрикатов вместо готовой продукции (особенно в высокотехнологических отраслях), наше социально-экономическое развитие попало в сильную зависимость от экспортных цен на нефть, газ, металлы, сырье и другие полуфабрикаты и материалы, от которых зависит больше половины доходов федерального бюджета страны. В период предшествующего подъема экономики цены на нефть и другое сырье выросли до 8 раз за 10 лет, и экспортная выручка явилась важнейшим двигателем экономического роста. После кризиса 2008-2009 годов цены на нефть расти практически перестали, а со 2-ой половины 2014-го стали снижаться и превратились в тормоз развития. Получив в 2000-2008 годах более $2 трлн валютной выручки, мы не ударили палец о палец, чтобы слезть с нефтегазовой иглы, развив другие, прежде всего, высокотехнологические отрасли.

Почти ничего мы не сделали и для того, чтобы технологически обновить наши устаревшие основные фонды, особенно их активную часть — машины и оборудование. Средний срок их службы составляет более 13 лет, в то время как старым считается оборудование, использующееся более 10 лет. 22% всех машин и оборудования работают свыше срока износа, то есть давно должны быть выкинуты. Коэффициент выбытия основных фондов поддерживается на предельно низком уровне 0,7% в год, поэтому прогрессивное устаревание этих фондов, машин и оборудования тоже тянет экономику вниз, притом с каждым годом все сильнее.

С этими негативными трендами правительство и ЦБ борются своеобразными методами, повысив ключевую ставку с 5,5 до 17% и ускорив инфляцию в годовом выражении с 5,1% в 2012 году, до 6,8% — в 2013-м, 7,8% — в 2014-м, и ожидаемых 15% — в 2015 году.

Стоит ли удивляться, что при таком стечении обстоятельств и такой экономической политике наша страна в 2013 году без каких-либо видимых негативных причин перешла от 4% экономического роста в 2010-2012 годах к стагнации, а с 4-го квартала 2014 года и 1-го квартала 2015 года — к рецессии? В сочетании с ускорившейся инфляцией это вызвало крайне неблагоприятный экономический процесс стагфляции, когда дорогие товары в кризис сосуществуют с дорогими деньгами, поддерживая друг друга.

Такая ситуация впервые наблюдалась в США в 1970-е годы, когда целое десятилетие прошло под знаком стагфляции. Все попытки двух президентов — Джеральда Форда и Джимми Картера — выйти из этого кризисного состояния не увенчались успехом. Уровень жизни американцев заметно ухудшился, и они не переизбрали ни того, ни другого президента на второй срок, что бывает нечасто. И только переход к принципиально другой экономической политике «рейганомики» со стимулированием технологического обновления и инновационного развития позволили США преодолеть десятилетие экономического разброда и шатания и обеспечить 15-летнее процветание страны вплоть до кризиса 2007-2009 годов.

Если мы сегодня начнем новую экономическую политику: политику форсированных инвестиций (по 10% их роста в год), крупных антиинфляционных мероприятий по совместной программе действий правительства и ЦБ, снижения на этой основе ставок ЦБ (хотя бы до 8-10% в 2015 году, до 6% — в 2016 году и 4% — в 2017-ом), стимулирования экономического роста и снятие барьеров на его пути с помощью структурных институциональных реформ, тогда, может быть, в 2017-2018 годах мы преодолеем рецессию и добьемся стабилизации, а к 2020 году — обеспечим экономический рост в размере 2-4% за год. Сможем ли мы за более короткий срок, чем в США, преодолеть стагфляцию — покажет время.

Ежегодный 10%-ный рост инвестиций может быть обеспечен в основном за счет увеличения доли инвестиционного кредита в общих активах нашей банковской системы.

Из 77 трлн рублей этих активов на 1 января 2015 года инвестиционный кредит составил всего 1,1 трлн рублей (1,5%) — намного ниже, чем в других странах. Для нашей цели достаточно увеличить эту долю в 2-3 раза.

Высокоэффективными направлениями использования дополнительных инвестиционных кредитов могут стать:

— технологическое обновление устаревших основных фондов, прежде всего, машин и оборудования. На что имеет смысл направить 25% дополнительных инвестиций со сроком окупаемости — 5-7 лет;

— создание новых предприятий и расширение мощностей в высокотехнологических отраслях, в том числе нефтехимии и производстве синтетических материалов, производстве продуктов глубокой лесопереработки, в ведущих машиностроительных производствах, самолето- и судостроении, в производстве оборудования для атомных электростанций, фармацевтике и медицинской промышленности, в космической промышленности и др. На это можно направить 20% инвестиций при сроке окупаемости 10-12 лет;

— создание современной транспортно-логистической инфраструктуры — платных автострад и скоростных железных дорог. Это потребует 25% дополнительных инвестиций при сроке окупаемости около 20 лет;

— жилищное и социально-бытовое строительство, объем которого надо увеличить вдвое к 2020 году, что потребует дополнительно 15% инвестиций при его удешевлении и использовании, в основном, средств населения;

— сфера «экономики знаний» (НИОКР, образование, информационные и биотехнологии, здравоохранение). Сюда имеет смысл направить 15% инвестиций, обеспечив 8-10%-ный ежегодный рост. В России в этой сфере создается 15% ВВП, в то время как в Западной Европе — 35%, а в США — более 40%. Наряду с жилищно-социальным строительством «экономика знаний» обладает наибольшим мультипликативным эффектом и является главным локомотивом экономического роста страны.

Для этих приоритетных направлений следовало бы ввести стимулирование экономического роста в виде налоговых и таможенных льгот, пониженных процентных ставок за кредит, используя при этом государственно-частное партнерство и проектное финансирование.

Чтобы поддержать и нарастить спрос населения, который является двигателем экономического развития, целесообразно подавляющую часть прироста ВВП направлять на увеличение заработной платы, путем повышения ее минимума, и других доходов. Одновременно нужно принимать систематические меры по перераспределению доходов в пользу малообеспеченных семей, сократив разрыв между доходами 10% зажиточных семей и 10% малообеспеченных семей с 16-17 до 10 раз. Это потребует также освобождения от уплаты налогов малообеспеченных граждан и введения умеренной прогрессивной шкалы для высокооплачиваемых слоев населения. Это относится также к налогу на недвижимость и введению дополнительных акцизов на дорогие товары и услуги и предметы роскоши.

При переходе к новой экономической политике — политике форсированных инвестиций, радикального снижения инфляции и кредитной ставки, стимулирования экономического роста — особенное внимание придется уделить снятию барьеров, препятствующих социально-экономическому развитию. Речь идет об ужесточении антимонопольной деятельности, создании конкурентной среды в большинстве отраслей, реформировании госкорпораций для встраивания их в рыночное хозяйство.

Предстоит переход к широкой приватизации государственных предприятий и организаций, занятых чисто коммерческой деятельностью и не выполняющих государственные функции. Нужно также значительно расширить самостоятельность региональных и местных органов. В коренном улучшении и развитии нуждается наша финансовая и банковская система, включая фондовую биржу. Необходимо продолжать реформы в сферах образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства. При этом реформы социально-экономические должны быть подкреплены реформированием судебно-правовой деятельности и реорганизацией всех контролирующих структур.

Теги     Россия      инвестиции      кризис   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Более 330 млрд руб. направлено в 2024 г. на льготное кредитование АПК России
Господдержка льготного кредитования в АПК РФ в 2024 году составила 330 млрд рублей.
На Дону под урожай 2025 г. вся озимая пшеница засеяна российскими сортами
Озимая пшеница в Ростовской области высеяна под урожай 2025 года на 100% семенами отечественных сортов