Указания Путина выйти за 5 лет на мировой рынок продовольствия так никто и не собирался исполнять
04 June 2014, 09:41

Спустя полтора года, как Президент Путин поставил задачу вывести российское продовольствие на мировые рынки за пять лет, нет оснований говорить, что Правительство РФ предприняло сколько-нибудь внятные шаги в этом направлении. Общее состояние сельскохозяйственного машиностроения очень напоминает попытки реанимации во время похорон.

 

11 марта 2014 года депутат Госдумы Николай Коломейцев (фракция КПРФ) написал письмо Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву «О кризисном состоянии отечественного тракторного и сельхозмашиностроения». Письмо познавательное.

 

Производительность труда в сельском хозяйстве России в 6-9 раз ниже, чем в высокоразвитых странах. Упрощенные (экстенсивные) технологии, применяемые в АПК, низкое качество и износ отечественной техники приводят к потерям 15-20 миллионов тонн зерна, свыше 1 миллиона тонн мяса, 7 миллионов тонн молока, сокращению посевных площадей на 35 миллионов гектаров. И самое интересное: в 2013 году объем рынка сельскохозяйственной техники в России составил 84 миллиарда рублей, но на долю отечественной техники приходится лишь 22,5 миллиарда (27 процентов). Налицо потеря рынка техники со всеми вытекающими последствиями для цен, продовольственной безопасности, и т.д. и т.п.

 

Видимо, депутат открыл глаза Премьер-министру: в тот же день, 11 марта, письмо депутата было направлено зампреду Правительства Аркадию Дворковичу с резолюцией: «Проработайте. Подготовьте предложения». Письмо депутата Коломейцева было разослано членам Общественного совета МСХ РФ для сбора предложений. Спустя два месяца, 30 мая прошло заседание рабочей группы экспертного Совета при Правительстве России по развитию и модернизации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов. Разговор прошел также познавательный.

 

Константин Бабкин, президент Российской ассоциации производителей сельскохозяйственной техники, сообщил, что из-за низкой покупательной способности хозяйств на площадке Ростсельмаша стоят нереализованными около 1000 комбайнов. При этом Ростсельмаш – единственный комбайновый завод, который остался в России. Неплатежеспособный спрос, связанный с высокими процентными ставками банков по кредитам, большими задолженностями хозяйств мешает реализации техники, что влечет убытки не только для машиностроителей, но и для смежников.

 

Наталья Партасова, вице-президент концерна «Тракторные заводы», заявила, что постановления Правительства о поддержке экспорта не работают и не финансируются из бюджета. Те же китайцы выходят на мировые выставки с программами субсидирования продаж своей техники, государство компенсирует их затраты на участие в выставках. Трудно конкурировать, когда цену на технику не удается снизить, поскольку все экспортные затраты ложатся на производителя.

 

Александр Ежевский, бывший министр тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, завидно бодрый для своих 99 лет, выступил с зажигательной речью, посвященной воспоминаниям о временах, когда заводы России производили 1000 тракторов в сутки. В прошлом году Волгоградский тракторный выпустил всего 26 машин, Алтайский и Липецкий – ни одной. В целом по России выпущено в 2012 году 3,1 тысячи тракторов, в 1913 году выпускалось 7,6 тысячи машин. Ежевский пояснил – почему на российские машины низкий спрос. Наработка на сложный отказ составляет в среднем 280 — 500 моточасов – в три — пять раз ниже, чем у зарубежной техники. В СССР существовала целая индустрия ремонта и восстановления запчастей. Это позволяло снизить цены. Но отнимало уйму времени во время полевых работ. Зарубежная техника намного надежнее, но и дороже. По замечанию Ежевского, топливный насос трактора «Джон Дир» стоит почти как весь трактор «Беларус». Однако хозяйства все больше предпочитают импорт, поскольку надежность техники в сезон дороже денег. Александр Ежевский поддержал идею разработки «дорожной карты» возрождения отечественного машиностроения.

 

Напоминаю: этот разговор был 30 мая 2014 года. Первая половина ХХI века.

 

Юрий Лачуга, академик РАН, освежил в памяти участников заседания следующие цифры. С 2005 года закупки РФ продовольствия и сырья на мировых рынках выросли в 2,5 раза и достигли 45,6 миллиарда долларов. Это деньги, которые Россия вкладывает в развитие мирового фермерства. При этом Россия владеет 20-ю процентами сельхозугодий планеты, 9-ю процентами пашни, 55-ю процентами черноземов, 20-ю процентами пресной воды, почти тремя процентами пастбищ. При этом доля России в общемировом производстве продовольствия не превышает трех процентов.

 

Одна из основных причин такой ситуации – катастрофическая нехватка денег. Задолженность хозяйств банкам превысила 3 триллиона рублей. Брать кредиты более нет возможности, не осталось залогов. Растет число банкротств. При этом уровень совокупной поддержки сельского хозяйства в России остается самым низким среди развитых стран. В США этот уровень достигает 23,7 тысячи рублей на гектар, в ЕС – 29,1, в Китае – 29,9, в России – 1,9 тысячи рублей на гектар, — сообщил академик Юрий Лачуга.

 

Аркадий Злочевский, президент Российского зернового союза, предложил, прежде всего, разработать аграрную политику страны, которая отсутствует в виде отдельного документа. С 1990 года обстановка и в стране, и мире настолько изменилась, что государственная политика в сфере АПК отстала практически безнадежно. Оптимистичные доклады Минсельхоза РФ «наверх» не соответствуют реальной действительности. И об этом, считает Злочевский, аграрное сообщество обязано сообщить высшему руководству страны.

 

Сергей Пеннер, руководитель компании «АгроНова» — крупного дилера сельскохозяйственной техники, заявил, что готов сотрудничать с Ростельмашем и другими российскими заводами в области продаж, но нужно в первую очередь определиться – чего мы хотим: возрождать сельхозмашиностроение или умершие тракторные заводы? Он развил идею письма депутата Коломейцева, что требуется новая индустриализация и что нужно закупать лицензии и патенты, чтобы выпускать современные машины на наших заводах, создавая высокотехнологичные рабочие места, о которых говорил Президент Путин.

 

В заключение позволю одну историческую параллель. 1 апреля 1921 года был опубликован Декрет Совета Народных Комиссаров «О сельскохозяйственном машиностроении». Цитата:

 

 

  1. «Признать сельскохозяйственное машиностроение делом чрезвычайной государственной важности.
  2.  Поручить Народному Комиссариату Земледелия в месячный срок определить типы сельскохозяйственных машин, подлежащих изготовлению, а также разработать и представить Высшему Совету Народного Хозяйства сводку потребности в сельскохозяйственных машинах, в которой было бы детально указано количество требующегося инвентаря по каждому типу и район их потребления…
  3.  Предложить Высшему Совету Народного Хозяйства немедленно установить необходимое количество предприятий, между которыми должно быть распределено выполнение производственного задания «Главсельмаша» на 1921 год».

 

Всего 9 пунктов на одной странице. Там есть и про сырье, и про кадры, и про их подготовку, и про их питание. Подписи: Ленин, Горбунов, Фотиева.

 

Все.

 

Напомню, что руководителем ВЧК тогда был Дзержинский, и не исполнять Декрет Ленина было, как бы это помягче сказать, «не принято».

 

Владимир Путин про свои поручения не забывает, кто при памяти, тот знает. Осталось три с половиной года.

 

Но это так, к слову

Теги     Путин      мировой рынок      продовольствие   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Немецкие фермеры сеют больше озимой пшеницы и рапса для урожая 2025 года
Посевные площади озимой пшеницы в Германии под урожай 2025 года были увеличены на 12,3% по сравнению с прошлым годом и составили около 2,8 млн га, сообщило в пятницу национальное статистическое агентство Германии.
США выиграли спор с Мексикой по поводу генно-инженерной кукурузы
США одержали победу в споре с Мексикой по поводу генетически модифицированной кукурузы, что поставило под угрозу поставки зерна крупнейшему американскому потребителю.