10 ноября в Женеве рабочая группа по присоединению России к ВТО единогласно одобрила полный пакет документов, регулирующих вступление страны во Всемирную торговую организацию.
Через месяц – 15–17 декабря – пройдет министерская конференция, которой рабочая группа рекомендовала одобрить вступление России в ВТО. Отметим, что в истории ВТО не было ни одного случая, чтобы министерская конференция не одобряла присоединение страны к ВТО после положительного вердикта рабочей группы. Поэтому одобрение вступления России в ВТО на министерской конференции будет в большей степени торжественным мероприятием.
Россия в рамках присоединения к Всемирной торговой организации взяла на себя обязательства, которые, безусловно, понесут за собой перемены. Москва обязуется ограничить субсидии сельскому хозяйству в 2012 году $9 миллиардами, которые постепенно будут снижаться и к 2018 году сократятся до $4,4 миллиарда. А во избежание излишней концентрации господдержки на определенных видах сельхозпродукции, РФ обязалась до 2018 года направлять на эти цели не более 30% от общей суммы субсидий.
Экспортных субсидий российские сельхозпредприятия получать не будут. Кроме того, после вступления России в ВТО будут отменены льготы по НДС для отдельных категорий продукции. Еще одним нововведением станет сокращение пошлин на продукцию сельского хозяйства до 10,8 процента с 13,2 процента.
Чиновники считают, что Россия вступает в ВТО на выгодных условиях. Однако есть и не согласные с этим мнением. Совладелец компании Ростсельмаш Константин Бабкин заявляет, что вступление в ВТО приведет сельское хозяйство России к краху.
«ВТО – всего лишь лейбл. И Россия собирается обменять настоящие ценности на эту марку. Спрос на наши нефть и газ останется, даже если мы и не вступим в ВТО, а наше сельское хозяйство деградирует. Сейчас половина всех земель в России брошены. Скоро количество брошенных земель дойдет до 60-80%», — сказал Константин Бабкин.
Ваш комментарий
|
|
Вступление в ВТО является шагом навстречу глобализации. Вступление России в ВТО откроет для России внешние рынки, но и рынок России для внешнего мира, а значит, его участники окажутся в гораздо более жесткой, чем сейчас, конкурентной среде. При этом самый сильный удар получит российское сельское хозяйство.
Основные некоторые минусы от вступления России в ВТО. Во-первых, следует обратить внимание на факт подавляющего различия в уровнях поддержки производителей сельскохозяйственного сырья и продовольствия в России и государствах-основных поставщиках продовольствия в Россию. Во-вторых, следует отметить, что наряду с неаргументированно низкими уровнями навязанных России таможенных тарифов российский АПК несет серьезные потери из-за принятия обязательств по ускоренной ликвидации своего естественного преимущества в виде более низких, чем мировые, цен на энергоносители. В-третьих, открытость рынка, который крайне слабо регулируется государством, приведет к подавлению отечественных товаропроизводителей. В-четвертых, подавление экономических стимулов производства сельскохозяйственной продукции приводит к негативным социальным последствиям.
Чем, наконец, мы заменим те рабочие места в сельском хозяйстве, которые будут исчезать в результате заведомо несправедливой конкуренции?! Попытки решить эту социальную проблему сельского населения обойдутся нам намного дороже тех, еще не сосчитанных толком выгод, которые нам якобы несет срочное вступление в ВТО при слабом учете проблем сельского хозяйства! А если спрос на нефть и газ, на сталь начнет сокращаться? Разве мы уже развили новые отрасли, чтобы пренебрегать перспективами развития сельского хозяйства?!
Один из ключевых вопросов вступления России в ВТО — тарифный. В рамках вступления в организацию РФ согласилась снизить среднюю ставку импортных пошлин до 7,8% с нынешних 10%, в том числе на сельхозпродукцию — до 10,8% с нынешних 13,2%, на промышленные товары — до 7,3% с 9,5%.
Для трети товаров снижение произойдет с момента присоединения страны к ВТО. Как пояснил глава делегации по вступлению РФ ВТО М. Медведков, речь идет о возврате импортных пошлин, повышавшихся в период кризиса в 2008-2009 годах, на исходный уровень. В частности, пошлины на новые легковые автомобили снизятся до 25 с 30%.
Для импорта еще четверти товаров пошлины будут снижены до того уровня, о котором договорились переговорщики, спустя три года. Самый долгий период вступления в силу оговоренных итоговых ставок — восемь лет для птицы, семь лет для легковых автомобилей, вертолетов и гражданских самолетов.
В ходе пресс-конференции глава ВТО Паскаль Лани подарил главе российской делегации футболку с надписью «Welcome To WTO, Finally» («Добро пожаловать в ВТО, раз и навсегда»), а главе рабочей группы по присоединению РФ к ВТО Стефану Йоханнессону — майку с надписью «Mission Accomplished» («Миссия завершена»).
При этом ряд новаций, касающихся членства РФ в ВТО, вступит в силу в еще более отдаленной перспективе. Так, иностранные страховые компании смогут открывать прямые филиалы на территории России лишь через девять лет после присоединения страны к ВТО.
Интересно в 2012 году власти выделят на субсидии сельскому хозяйству, максимальные $9 млрд. (около 275 млрд. Рублей по нынешнему курсу), чтобы постепенно сокращать к 2018 году до $ 4,4 млрд.? Хотя курс рубля к доллару не сильно поменялся за последние 10 лет (в октябре 2001 года – 29,5 рубля за доллар), покупательская способность этих денег сильно снизилась, достаточно посмотреть, сколько сейчас стоят энергоносители, насколько выросли затраты на производство и логистику. Как говорят американцы, время – деньги, но его не купишь.
Всемирная торговая организация (ВТО) не входит в ООН и, соответственно, законы ВТО стоят для ТНК и стран-членов ВТО выше законов ООН (экологических, трудовых прав МОТ ООН и т.д.). Почему же ВТО не является частью ООН?
В 1948 году ООН приняла Устав ITO (International Trade Organization, Международная торговая организация), который учитывал соглашения по обеспечению занятостью, законы против монополий концернов, а также меры по защите внутренних рынков. Однако Конгресс США отклонил ITO, ссылаясь на недостаточную защиту инвестиций американских банков и концернов. И в том же 1948 году была создана другая организация и принято другое соглашение — GATT (General agreement on tariffs and trade, Генеральное соглашение по тарифам и торговле, ГАТТ). Созданная как временная организация, ГАТТ просуществовала с 1948 по 1995 год, пока не была преобразована в ВТО. В ВТО входят следующие Соглашения:
GATT (ГАТТ, Генеральное соглашение по тарифам и торговле);
GATS (ГАТС, Генеральное соглашение по торговле и услугам);
TRIPS (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности);
TRIMS (Соглашение по инвестициям);
соглашение по сельскому хозяйству;
текстильные соглашения;
соглашения по субсидиям;
антидемпинговые меры;
соглашения по финансовому рынку;
SPS (Соглашение о санитарных и фитосанитарных мерах);
ТВТ (Соглашение о технических препятствиях торговле).
Рассмотрим аксиомы ВТО.
Аксиома 1. Либерализация торговли была рычагом развития промышленности для ставших сегодня развитыми стран и для послевоенного развития в новых индустриальных странах.
Развить свою экономику и промышленность можно, только «открыв себя» мировому рынку, заявляют ВТО, Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк (ВБ).
«Все успешные страны основывали свою стратегию роста на традиционном рецепте реформ макроэкономической стабилизации, либерализации торговли и использовании рыночных механизмов», — утверждают они. «Быстрый и постоянный рост был только в странах, которые прогрессивно либерализовали защиту от импорта». «В Чили, Сингапуре, Гонконге и Тайване были использованы принципы свободного рынка».
У идеологии, которую используют ВТО, ВБ и МВФ, нет научной основы. Корейский экономист Чхан Ха Джун опубликовал в 2003 году книгу «Kicking Away the Ladder. Development strategy in historical perspective», где исследует этот вопрос и приходит к выводу, что богатые страны в тот период, когда их экономика только развивалась, сами использовали меры протекционизма — например, Великобритания и США. Новые индустриальные страны (НИС) в период развития промышленности также поддерживали и защищали свою экономику. Следовательно, утверждение, что богатые страны и НИС смогли развить свои промышленность и экономику, используя рецепты свободной торговли, — просто миф. Этот миф используется богатыми странами («странами центра» в соответствии с терминологией И. Валлерстайна и С. Амина), чтобы предотвратить индустриализацию в бедных странах. Ведь появление в бедных странах собственного производства автоматически сократило бы рынки сбыта ТНК. И потому в рамках ВТО корпорации богатых стран убеждают бедные страны под предлогом развития экономики действовать в направлении, противоположном тому, которым двигались сами. Использовавшие протекционизм на ранних этапах своего развития, развитые страны теперь запрещают использовать его другим: Чхан называет это «kicking away the ladder», то есть развитые страны «отбрасывают лестницу», по которой сами забрались наверх — и таким образом блокируют развитие других стран!
Идеология «свободных рынков» МВФ и ВБ скрывает тот факт, что индустриализация в странах, считающихся сегодня богатыми, проводилась по протекционистской модели, а государство при этом играло большую роль в торговле, инвестициях и субсидиях. Успехи индустриализации в азиатских государствах (например, в Малайзии, Сингапуре, Китае) также обязаны не модели свободного рынка, а сильной роли государства. Использованная ими модель включала в себя земельную реформу, строгое регулирование торговли, государственные предприятия, финансируемые государством исследования и инфраструктуру, высокие таможенные барьеры для защиты новых секторов промышленности этих стран от иностранной конкуренции, строгий контроль за денежной политикой и движением капитала, а также субсидии и управляемые государством инвестиции в определенные секторы экономики.
Напротив, неолиберальные реформы в азиатских странах привели к экономическому кризису. В странах, которые открыли свои рынки иностранному капиталу, упали зарплаты: «В почти всех развивающихся странах, которые предприняли быструю либерализацию торговли, увеличилась пропасть между зарплатами, особенно часто в связи с падающей занятостью неквалифицированных рабочих в промышленности и большого абсолютного падения их зарплат, в размере 20-30 % в странах Латинской Америки». Либерализация торговли ведет к росту безработицы. Иностранные фирмы часто вытесняют национальных конкурентов.
Аксиома 2. Мировая торговля свободна, либеральна.
Рассмотрим само понятие «свободная торговля» и утверждение «мировая торговля либеральна, свободна». Как и в XIX веке, сегодня европейские и американские капиталисты добиваются отмены и снижения ограничений международной торговли в Азии, Латинской Америке и Африке, в то время как сами закрывают свои рынки, например, от сельскохозяйственных продуктов из стран «третьего мира», и поддерживают свои ТНК, в частности, снижением налогов или освобождением от налогообложения. В нынешних наиболее развитых странах таможенные налоги раньше были важным источником финансирования промышленности. Теперь же развитые страны используют МВФ и ВБ, чтобы не допустить этого в других странах, чтобы в них не было собственных промышленных производств и им приходилось бы покупать промышленные товары у западных концернов. Цель предшественницы ВТО ГАТТ и выросшей из договора ГАТ