Россия может стать единственной страной-производителем зерна, которая отказалась от контроля качества зерна
18 October 2013, 17:00
Руководитель Россельхознадзора РФ Сергей Данкверт принял участие в заседании комитета Государственной Думы по аграрным вопросам. Заседание было посвящено обсуждению приоритетных направлений законодательного обеспечения развития АПК, сообщает Россельхознадзор.
В своем выступлении С.Данкверт отметил, что для обеспечения гарантированного выхода отечественной пищевой продукции на внешние рынки необходима гармонизация ветеринарного законодательства России и потенциальных стран-импортеров с учетом обеспечения режима максимального благоприятствования для российского экспорта, а также реализация мер по обеспечению благополучия территории России по особо опасным болезням животных.
Достаточно большую роль в этой работе призван сыграть проект федерального закона «О ветеринарии». К сожалению, отметил С.Данкверт, в законопроекте сохранилось положение, в соответствии с которым осуществление государственного ветеринарного надзора (контроля) будет осуществляться как федеральными органами исполнительной власти, так и органами исполнительной власти субъектов Федерации в виде переданных полномочий. Это только усугубит крайне неблагоприятную обстановку с обеспечением биологической и пищевой безопасности сложившуюся в в результате административной реформы 2004 года.
По мнению экспертов, необходимо передать полномочия по государственному ветеринарному надзору (контролю) полностью на федеральный уровень. Кроме того, учитывая, что разделение функций по контролю и надзору является одним из важнейших направлений оптимизации функций органов исполнительной власти, представляется целесообразным разделить понятия «государственный ветеринарный надзор» и «государственный ветеринарный контроль», а также четко разграничить функции по контролю и надзору и унифицировать в этой части терминологию законопроекта.
Другой негативной тенденцией является то, что в рассматриваемом законопроекте фиксируется сложившаяся в организации государственной ветеринарной службы в начале 2000-х годов ситуация в части фрагментации государственной ветеринарной службы на не связанные между собой части федерального и субъектового уровня, причем федеральный уровень еще и разделен между рядом ведомств, что естественно, не обеспечивает равный уровень подхода к проведению противоэпизоотических мероприятий на территории России. В случае непринятия соответствующих решений это приведет к разрушительным последствиям в сфере обеспечения биологической безопасности страны в целом и АПК в частности.
Таким образом, в законопроекте необходимо предусмотреть восстановление единой структуры государственной ветеринарной службы, при которой местные органы ветеринарии в обязательном порядке выполняют распоряжения федерального органа, а на федеральном уровне нет разделения на ведомственные ветеринарные службы. Кроме того в соответствии с предлагаемым законопроектом ветеринарная сертификация не требуется в том числе, в случае перевозки (перемещения) физическими лицами отдельных видов животных, предназначенных для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В связи с этим, необходимо напомнить, что в соответствии с федеральным законом от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», ЛПХ характеризуется как форма непредпринимательской деятельности. Таким образом, закрепление данной нормы выводит из под ветеринарного контроля перемещение животных, принадлежащим гражданами, ведущим личное подсобное хозяйство, что в современных условиях, с учетом сложной эпизоотической обстановки по целому ряду особо опасных болезней животных, недопустимо.
Особую озабоченность Россельхознадзора вызывают попытки передачи всех функций государственного ветеринарного пограничного и карантинного фитосанитарного видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу России ФТС России. Действующая в настоящее время система осуществления Россельхознадзором такого видов контроля при ввозе в Россию подконтрольных грузов позволяет обеспечивать безопасность страны в ветеринарном и фитосанитарном отношении, соблюдение требований законодательства в сфере охраны территории России от заноса заразных болезней животных из других государств и от карантинных объектов.
Предполагаемое изменение действующей системы контроля не позволит обеспечить своевременного выявления опасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции и предотвращения ее распространения по территории России и, кроме того, противоречит международным требованиям в сфере ветеринарии и карантина растений (Соглашению ВТО по применению санитарных и фитосанитарных мер, Соглашению Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам, Соглашению о сотрудничестве в области ветеринарии государств-членов СНГ, Соглашению Таможенного союза о карантине растений, Международной конвенцией по карантину и защите растений).
Еще одна проблема возникает в связи с тем, что в настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» утверждено Положение о государственном ветеринарном надзоре, при этом должности государственных ветеринарных инспекторов, на которых Положением возложено осуществление федерального ветеринарного надзора, не предусмотрены в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы».
Кроме того, в соответствии с Положением порядок осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации регионального государственного ветеринарного надзора устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации. Как показывает практика, разработка таких нормативных правовых актов регионального значения требует значительного периода времени, в течение которого будет отсутствовать как федеральный, так и региональный государственный ветеринарный надзор в субъекте Федерации.
Усугубляет данную ситуацию и то, что в ряде субъектов Федерации органы управления ветеринарией не имеют самостоятельную структуру, а также должностей официальных лиц, уполномоченных осуществлять государственный ветеринарный надзор. Учитывая все это, необходимо принять срочные меры по подготовке изменений в эти Положение и Указ Президента Российской Федерации.
В настоящее время из всех случаев АЧС, зарегистрированных у домашних свиней, 90% случаев приходится на личные подсобные хозяйства, как наименее защищенные в ветеринарно-санитарном отношении. При этом существуют проблемы проведения проверочных мероприятий в отношении данной категории хозяйств, что сказывается негативно в условиях необходимости оперативного купирования распространения эпизоотий и ведет к несоблюдению ветеринарно-санитарного режима гражданами, а также невыполнению ими противоэпизоотических мероприятий.
На практике это повсеместно приводит к неконтролируемому разведению животных и их перемещению, что является одним из основных путей распространения АЧС (как и иных заразных болезней), к содержанию их в таких санитарных условиях, что заражение части животных при наличии очага инфекции в регионе или стационарного неблагополучия региона становится практически неизбежным, что и наблюдается на практике. В результате из личных подсобных хозяйств это заболевание переносится в крупные свиноводческие комплексы, что ведет к угрозе продовольственной безопасности страны и может привести к полной зависимости от импорта свинины.
Ситуация усугубляется неурегулированностью в правовом отношении следующих вопросов при ведении гражданами личных подсобных хозяйств:
— учет сельскохозяйственных животных, пчел и птиц, содержащихся в личных подсобных хозяйствах, осуществляется только на добровольной основе;
— отсутствуют правила содержания сельскохозяйственных животных, пчел и птиц;
— не установлен уровень органа исполнительной власти Российской Федерации, регламентирующего предельную нормативную численность, видовой и породный состав сельскохозяйственных животных, пчел и птицы допустимый в личном подсобном хозяйстве;
— не установлен уровень уполномоченного органа власти Российской Федерации, регламентирующий порядок и сроки предоставления сведений гражданами, а также перечень сведений;
— не определены органы власти, ведущие учет личных подсобных хозяйств;
— не определены обязанности граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, при возникновении (угрозе возникновения) эпизоотий и установлении ограничительных мероприятий и (или) карантина по особо опасным и карантинным заболеваниям.
Кроме того, необходимо введение на территориях регионов страны, где регистрировались очаги африканской чумы свиней, запрета на содержание домашних свиней в хозяйствах всех форм собственности (включая личные подсобные хозяйства граждан), не обеспечивающих необходимый в условиях неблагополучия по АЧС уровень биологической защищенности, то есть имеющие первый и второй компартмент.
Другой путь — это переориентирование ЛПХ на альтернативные виды животноводства. Но в любом случае, какие бы животные не содержались в ЛПХ, решение проблем организационно-технического, управленческого, методического характера невозможно без решения проблем правового характера.
Имеются новации в законодательстве, не учитывающие специфические особенности ветеринарного контроля и надзора, иных ветеринарных мероприятий и процедур, обусловленные чисто биологическими закономерностями, с которыми необходимо считаться при любых изменениях законодательства в данной сфере. Например, последние изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяют осуществлять перевозку для личного пользования сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства без ветеринарных сопроводительных документов.
По мнению Россельхознадзора, данное положение требует немедленной корректировки, поскольку несет в себе реальную угрозу ухудшения эпизоотической ситуации на территории страны по заразным и иным болезням животных, что в конечном итоге угрожает здоровью населения и экономике аграрного сектора.
В целях обеспечения прослеживаемости перемещений подконтрольных государственной ветеринарной службе товаров в режиме реального времени, с подтверждением начала и завершения перевозки, необходимо оперативное введение единой по Российской Федерации электронной информационной системы, обеспечивающей оформление ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде с помощью Государственной информационной системы в сфере ветеринарии. Кроме того, необходимо внедрение систем индивидуального учета продуктивных животных.
Особого внимания требует и комплекс проблем, сложившихся в области государственного контроля (надзора) за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки. В связи с внесением изменений в российское законодательство с октября 2011 года и по настоящее время в России отсутствует национальный законодательный акт, регламентирующий осуществление государственного контроля (надзора) за качеством и безопасностью в сфере оборота зерна и продуктов его переработки.
Вопрос о подготовке предложений по обеспечению государственного контроля и надзора за качеством и безопасностью в сфере оборота зерна и продуктов его переработки и закреплению соответствующих полномочий за федеральным органом исполнительной власти ставился Руководством страны еще в 2011 году (подпункт 3 пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 06.08.2011 № Пр-2268 по итогам совещания о перспективах урожая и текущей ситуации на зерновом рынке, состоявшемся 25.07.2011 в г. Мичуринск, Тамбовской области).
Однако до настоящего времени такой законодательный акт не принят. Подготовленные Минсельхозом России при активном участии специалистов Россельхознадзора в рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении государственного контроля (надзора) за безопасностью и качеством в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки» и федерального закона «О зерне и продуктах его переработки» не были согласованы федеральными органами исполнительной власти.
Минсельхоз России проинформировал Правительство Российской Федерации о целесообразности обеспечения государственного контроля (надзора) за безопасностью в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки в рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов и обратился с просьбой о снятии с контроля поручений Правительства Российской Федерации, касающихся этого вопроса.
Правительство Российской Федерации согласилось с позицией Минсельхоза России, поручение снято с контроля при условии рассмотрения вопроса об эффективности системы государственного контроля (надзора) за безопасностью в сфере производства и обращения зерна на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.
Технические регламенты Таможенного союза «О безопасности зерна» и «О безопасности пищевой продукции» не регулируют вопросы, относящиеся к качеству зерна и продуктов его переработки.
Российская Федерация может стать единственной страной из числа крупнейших производителей зерна, которая отказалась от контроля качества зерна и продуктов его переработки. Это создает серьезные риски для развития отечественного агропромышленного комплекса и экономики страны в целом, для обеспечения продовольственной безопасности России, сохранения статуса нашей страны как одного из главных поставщиков зерна на мировой рынок. Повышается вероятность экспорта зерна, не отвечающего по характеристикам требованиям стран-импортеров, что может стать причиной наложения запрета на импорт зерна из России.
Россельхознадзор в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2013 № 553 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна» наделена полномочиями по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований указанного технического регламента, в отношении пищевого и комового зерна, приобретаемого не для личных нужд потребителей, а также в отношении связанных с требованиями к зерну процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476), установлены полномочия Россельхознадзора по государственному контролю (надзору) не только за безопасностью зерна и продуктов его переработки, но и за их качеством.
Таким образом, Правительство Российской Федерации подтвердило полномочия Россельхознадзора в этой области, хотя национальный законодательный акт, устанавливающий осуществление указанного вида государственного контроля (надзора) отсутствует.
В целях повышения конкурентоспособности отечественной зерновой продукции на внутреннем и международном рынках, необходимо создание надежной национальной системы, обеспечивающей качество и безопасность зерна и продуктов его переработки.
Россельхознадзор считает целесообразным восстановить в Российской Федерации правовые основы обеспечения государственного контроля (надзора) за качеством зерна и продуктов его переработки и принять нормативный правовой акт на уровне федерального закона об осуществлении государственного контроля (надзора) за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки при их обороте внутри страны и при ввозе (вывозе) на территорию Российской Федерации.
В целях создания в Российской Федерации действенной и полноценной системы контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки, учитывая национальное законодательства государств-членов Таможенного союза и ведущих держав в этой области, целесообразно возложить на Россельхознадзор функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за качеством и безопасностью в сфере оборота не только зерна, но и крупы, муки.
У Россельхознадзора для исполнения указанных функций имеется все необходимые условия: высококвалифицированные кадры, разветвленная сеть испытательных лабораторий (центров) на территории Российской Федерации, аккредитованных в российских и международных системах и оснащенных современным оборудованием.
В качестве первоочередной меры предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4973-1 «О зерне», включив в него главу VI о государственном контроле и надзоре за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки.
Не лучше обстоят дела и в области семеноводства сельскохозяйственных растений. В Правительство Российской Федерации внесен разработанный Департаментом растениеводства Минсельхоза России проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О семеноводстве» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (далее — законопроект), предусматривающий:
— государственный надзор в сфере семеноводства только в отношении федерального фонда семян сельскохозяйственных растений и фондов семян сельскохозяйственных растений субъектов Российской Федерации (в настоящее время такие фонды отсутствуют, следовательно контролировать будет нечего);
— исключение статьи 33 «Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации партий семян» Федерального закона «О семеноводстве», которая в настоящее время защищает российский рынок семян от ввоза по импорту некачественных, фальсифицированных и генно-инженерно-модифицированных семян;
— отмену статьи 10.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть исключение ответственности предпринимателей за нарушения законодательства при ввозе импортных семян на территорию Российской Федерации.
В случае принятия этого законопроекта резко возрастают следующие риски:
— ввоз в Российскую Федерацию, производство и реализация некачественных, нерайонированных и фальсифицированных семян и посадочного материала, неизвестного происхождения, без документов на сортовые и посевные качества;
— проникновение на поля страны, садовые и огородные участки в значительных объемах семян и посадочного материала импортных, не адаптированных к российским условиям сортов и гибридов, а также генетически модифицированных сортов и некондиционных семян, сортов, не включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, и соответственно не прошедших испытания на хозяйственную полезность, что в свою очередь будет способствовать снижению урожайности сельскохозяйственных культур и уровня продовольственной безопасности страны;
— открытость отечественного рынка семян для импорта приведет к свертыванию из-за низкой конкурентоспособности производства российских семян и зависимости России от импортных, в т. ч. трансгенных семян.
В связи с этим, специалисты Россельхознадзора считают недопустимым принятие законопроекта в такой редакции. Следует исключить из него указанные положения, ведущие к негативным последствиям для России в области семеноводства сельскохозяйственных растений.
В целях законодательного обеспечения правового регулирования в области семеноводства сельскохозяйственных растений необходимо:
— внести изменения в статью 30 «Оборотоспособность партий семян» Федерального закона от 17.12.1997 № 149-ФЗ «О семеноводстве», устанавливающие, что оборот партий семян сельскохозяйственных растений осуществляется при наличии документов, удостоверяющих сортовые и посевные качества семян, при условии, что сорта (гибриды) семян сельскохозяйственных растений включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию;
— внести дополнения в статью 33 «Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации партий семян» Федерального закона от 17.12.1997 № 149-ФЗ «О семеноводстве», включив в нее положение, устанавливающее, что при обнаружении на территории Российской Федерации семян сельскохозяйственных растений без документов, удостоверяющих их сортовые и посевные качества, неизвестного происхождения, семян сортов, не включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, они подлежат уничтожению владельцем этих семян по предписанию (постановлению) должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор в области семеноводства сельскохозяйственных растений;
— внести изменения в Федеральный закон от 26.12. 2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предусматривающие введение принципа внезапности проверок, а также исключение положения указанного Федерального закона о проведении плановой проверки один раз в три года — проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации в области семеноводства необходимо ежегодно, а не один раз в три года, т. к. семеноводство сельскохозяйственных растений является важнейшей отраслью и одновременно зоной риска, от которой зависит продовольственная безопасность страны, и обеспечение его устойчивого функционирования требует постоянного надзора и контроля;
— внести изменения и дополнения в Федеральный закон от 05.07.1996 № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности», законодательно закрепив полномочия и функции федеральных органов исполнительной власти в сфере контроля и надзора в области обеспечения генетической безопасности.
При этом надлежит законодательно установить требования к введению в окружающую природную среду генно-инженерно-модифицированных организмов (ГМО), к их оборотоспособности:
— производству, хранению, импорту-экспорту, транспортировке и реализации, обязать производителей и распространителей генетически модифицированных продуктов информировать потребителей о наличии в них ГМО путем нанесения на упаковочный материал соответствующей маркировки — при бесконтрольном или случайном выпуске ГМО возникает риск негативного воздействия их на окружающую среду, что может отрицательно сказаться на ее биоразнообразии и культивируемых человеком растениях и животных;
— внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, введя уголовную ответственность за незаконную деятельность по получению, испытанию, производству, хранению, использованию, реализации, импорту-экспорту, выпуск в окружающую среду генетически модифицированных организмов (растений, животных);
— внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие административную ответственность юридических и должностных лиц, граждан за нарушения законодательства в области обеспечения генетической безопасности.
Ваш комментарий
|
|