Российское зерно будет транспортироваться в южные порты по РЖД
11 August 2015, 09:56
  2 комментария  

ФАС оценит уровень конкуренции при его поставках в южные порты.

Компания «Технотранс» пожаловалась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на доминирующее положение «Русагротранса» при перевозке зерна в порты Новороссийска и Туапсе. Свои услуги для экспортеров «Технотранс» при этом оценил на 25% дешевле. Конкуренция среди железнодорожных операторов за перевозку зерна обострилась на фоне почти двукратного сокращения объемов его экспорта.

В распоряжении «Ъ» оказалось обращение железнодорожного оператора «Технотранс» (третий по величине в России, у которого 2,5 тыс. зерновозов) на имя главы ФАС Игоря Артемьева. В нем компания просит разобраться в ситуации с перевозками зерна в направлении глубоководных южных портов. Как следует из письма, «устойчивое доминирующее положение» на этом рынке сейчас у «Русагротранса», который из-за отсутствия конкуренции оказывает «ключевое влияние на формирование ценообразования на услуги по перевозке сельскохозяйственных грузов в вагонах-зерновозах и определяет стоимость перевозок, на которую ориентируются все заинтересованные лица».

В том, что другие игроки не могут зайти на рынок, «Технотранс» усмотрел признаки сговора между «Русагротрансом» и портами в Туапсе и Новороссийске. В частности, отмечается в письме в ФАС, новороссийский порт создал «Русагротрансу» преференции, отказываясь одобрять другим операторам заявку ГУ-12 (в ней указывается отправитель, получатель, тип груза, график отгрузки, объем груза и др.). Один из крупных экспортеров подтверждает, что в южные порты сейчас не могут попасть вагоны никаких других операторов, кроме «Русагротранса». В Новороссийском морском торговом порту не смогли пояснить причины отказов по заявкам других перевозчиков.

Источник в «Русагротрансе» говорит, что порты отдают предпочтение компании из-за того, что ее технология маршрутизации позволяет обрабатывать в пиковый сезон очень большие объемы зерна — до 3-4 млн тонн. Впрочем, отмечает собеседник «Ъ», такие же возможности по обработке зерна есть и у других перевозчиков. В пресс-службе ФАС подтвердили наличие письма, отметив, что начали проводить расследование по изложенным в нем фактам.

В «Технотрансе» утверждают, что экспортеры сейчас вынуждены оплачивать завышенные ставки на услуги по перевозке грузов в направлении портов Новороссийск и Туапсе: маржа «Русагротранса» при отправке зерна из Краснодарского края до порта Новороссийска составляет порядка 600 руб. на тонну. «Технотранс», говорит его представитель, готов организовать указанные перевозки на 25% дешевле.

Директор компании «Совэкон» Андрей Сизов предполагает, что появление конкуренции на портовом направлении положительно скажется на доходах сельхозпроизводителя, которые напрямую зависят от логистических и инфраструктурных затрат. По подсчетам «Infoline-Аналитики», при перевозках на расстояние около 1 тыс. км затраты на услуги железнодорожных операторов не превышают 10% стоимости общих логистических затрат (погрузка на элеваторе, груженый и порожний пробег, перевалка в порту) и 3% стоимости зерна в Новороссийске. На дальних расстояниях — до 5 тыс. км — доля таких затрат вырастает соответственно до 12-14% и 7-8%. В «Infoline-Аналитике» уверены, что с приходом «Технотранса» экономия логистических затрат для грузоотправителей на вагонной перевозке может составить от 1% до 2,5% за счет более низкой стоимости предоставления составов. В то же время, считают в компании, экономия для отправителя за счет маршрутизации перевозок и предоставляемой «Русагротрансом» сквозной услуги «перевозка плюс портовая перевалка» существенно больше экономии на более низкой стоимости предоставления вагона.

В прошлом сельскохозяйственном году объем экспорта зерна из России составил 31,7 млн тонн, из которого 65% отправлялись через глубоководные южные порты. В этом сезоне общий экспорт зерна на начало августа составил 1,6 млн тонн — на 43% меньше, чем было в аналогичном периоде прошлого года (2,8 млн тонн). Снижение экспорта объясняется в том числе введенной с 1 июля пошлиной на пшеницу (50% таможенной стоимости минус 5,5 тыс. руб., но не менее 50 руб. за тонну).

Источник: kommersant.ru

Теги     зерно      порты      РЖД      транспортировка   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
2 комментария
  1. Монополия!!! О какой выгоде Сизов все время «чешит» для с/х производителей. Да и РАТ и Технотранс вообще!!! не нужны с/х проихводителям в ЮФО и СКФО!!! Прекратите чушь писать! Ж/д надо давать предоплату и еще бегать кланяться + постоянно увеличивающиеся тарифы! Машины нашел, загрузил, оплатил — поехали. Стоимость зерна посмотрите на сколько увеличивается при отгрузке ж/д вагонами, а простои при которых с/х производитель ВООБЩЕ!!! не причем — БРЕД полный.

  2. 25% неплохая маржа, на конкурентном рынке такая многим и не снилась, с учетом оборачиваемости, что касаемо фактической предоплаты.

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Цены FOB и EXW на 23 декабря 2024. Пшеница. Кукуруза
Правительство России установило тарифную квоту в объеме 10,6 млн т на вывоз зерновых культур из страны за пределы Евразийского экономического союза. Она будет действовать с 15 февраля по 30 июня 2025 года, сообщается на сайте кабмина.
Осмотр сельхозземель в Красноярском крае специалистами Россельхознадзора не прекращается и зимой
В середине декабря этого года сотрудники Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю осуществили выездные проверки сельскохозяйственных земель в Сухобузимском районе. Зимние обследования земельных участков проводятся государственными инспекторами с использованием снегоходной техники, что позволяет исследовать труднодоступные участки и оценить их использование в прошедший вегетационный период.