Путин: площадь обрабатываемых сельхозземель надо увеличить на 5 млн га
11 April 2012, 16:30
Площадь обрабатываемых сельхозземель за ближайшие семь лет планируется увеличить не менее, чем на 5 миллионов гектаров, сообщил премьер-министр РФ Владимир Путин, выступая перед Госдумой с отчетом о работе кабинета министров.
Глава правительства отметил, что уже в этом году будет принята новая государственная программа развития АПК до 2020 года, которая будет полностью адаптирована к режимам ВТО.
«Кстати — один из приоритетов этой программы — вовлечение в оборот неиспользуемой пашни. В ближайшие семь лет планируем не менее чем на 5 миллионов гектаров увеличить площадь обрабатываемых сельхозземель», — сказал Путин.
________________________________________________________________________________________
О том, что нас ждет в новом зерновом году, Вы можете узнать на II Всероссийской конференции «Зерновой Кавказ», которая состоится 22 мая 2012 г., в Пятигорске, в Бизнес-отеле «Бештау». Ознакомится с Программой конференции можно в разделе «Бизнес-мероприятия».
Здесь Вы можете подать заявку на регистрацию.
______________________________________________________________________________________
Ваш комментарий
|
|
Владимир Путин о мясном животноводстве.
В.ПУТИН: Импорт продовольствия. Здесь, вот, Владимир Вольфович передал свои предложения. Интересные предложения. Я сейчас не буду их все перечислять. Но там, действительно, много полезных вещей и мы постараемся их учесть, эти предложения насчет импорта продовольствия. Вы знаете, ну, мы не можем, Владимир Вольфович и уважаемые коллеги из других фракций, мы не можем резко, к сожалению, сейчас сократить импорт. Хотя, мне бы очень хотелось. Но мы с вами понимаем, почему. Сразу цены возрастут. Мы и так стараемся между Сциллой и Харибдой проходить вот эти вещи.
У нас (я уже сказал), мы за последние годы почти в 3 раза увеличили производство мяса птицы. Мы с вами года 3 назад импортировали 1 миллион 600 тысяч тонн мяса птицы. В прошлом году квоту поставили где-то 300 тысяч тонн, а, на самом деле, завезли еще меньше. Виктор Сергеевич здесь у нас? Сколько мы? Виктор Сергеевич, сколько мы в прошлом году завезли мяса птицы? Где-то 250 тысяч, да?
— Да, около 200 тысяч.
В.ПУТИН: Да, около 200 тысяч мяса птицы завезли. Понимаете? Совсем недавно миллион 600 тысяч, а в прошлом году – только 200 тысяч завезли. Но совсем прекратить нельзя. И не потому, что мы должны там заботиться об иностранном производителе. Мы должны подумать о ценах на продовольствие в крупных городах. Вот, есть проблемы здесь. Да, есть. Это КРС (крупный рогатый скот) и мясо крупного рогатого скота. Кстати, мяса свинины тоже увеличили мы производство в 1,5 раза почти что. Со вступлением в ВТО проблема по свинине у нас реальная существует. Реальная. И мы должны подумать, и думаем сейчас на тему о том, как поддержать производителей мяса свинины.
Что касается КРС. У нас, к сожалению, произошло снижение даже производства в прошлом году. Небольшое. Не очень чувствительное, но произошло. Мы анализируем, почему, и будем поддерживать крупные инвестиционные проекты в этой сфере животноводства. У нас только в Центральной России сейчас проходит несколько проектов. Один из них по крупному рогатому скоту, по производству мяса крупного рогатого скота почти на миллиард долларов, около 30 миллиардов рублей.
Вот здесь и во фракции КПРФ, и в ЛДПР, и в «Справедливой России», я знаю, и, тем более, в «Единой России» есть специалисты в области сельского хозяйства. Назовите мне хотя бы один проект в Европе такого масштаба. Не сможете. Нет таких проектов. Там деградация происходит сегодня. Во всяком случае, стагнация в области сельского хозяйства.
А у нас инвестиционная привлекательность нашего сельского хозяйства растет. И это не единственный такой проект – мы сейчас думаем на тему о том, чтобы поддержать и другие проекты подобного рода. Я уже не говорю там по некоторым другим направлениям. Вот, у нас мы планируем ввести в сельхозоборот 5 миллионов земель в ближайшее время. Вот такие хозяйства – они и будут способствовать… Такие проекты и будут способствовать тому, что у нас и земли сельхозназначения будут осваиваться все больше и больше. Вот, 200 тысяч га только вот это предприятие берет сейчас в обработку. Только одно предприятие.
Поэтому мы будем действовать, конечно, в этом направлении. Да и чего там говорить? Вот, говорили о заделах советского времени. Ну, не было в заделах у нас производства мяса крупного рогатого скота. Ну, не было.
— Зачем вы говорите неправду?
В.ПУТИН: Я говорю правду.
— Неправду!
В.ПУТИН: Правду. И вы должны знать об этом, если занимаетесь. Потому что не было у нас производства специально… Включите микрофон.
— Сядьте, пожалуйста.
В.ПУТИН: Не-не, не надо.
— Зачем это делать?
В.ПУТИН: Не-не-не-не-не. Вот, послушайте меня. И вы не можете об этом не знать. У нас в России, в Советском Союзе не было специального мясного животноводства. В Оренбургской области и везде по России не было специального мясного животноводства. Вы знаете что? Я уже занимаюсь этим не первый год. И я внимательно, очень внимательно слушаю наших сельхозпроизводителей. И вы поезжайте к ним и поговорите. И с Зубковым поговорите, который у нас занимается сельским хозяйством с молодых ногтей. Он был и директором совхоза, и колхоза, и не чета многим здесь в зале сидящим. Поднимал разваленные предприятия. И он знает, как строить эту работу. Знает, уверяю вас. И у нас много таких специалистов. Я почти каждую неделю с ними встречаюсь. Почти каждую неделю. Не было у нас в Советском Союзе мясного животноводства. У нас забивали скотину, которая уже молоко не давала.
— Присядьте, пожалуйста, присядьте.
В.ПУТИН: Да не о поголовье идет речь. У нас голов много. Мяса мало было всегда в Советском Союзе, вот в чем все дело. И мясные электрички помните, наверное. Длинная, зеленая, мясом пахнет. Это что такое? Электричка в Москву. Ну, мы же это знаем с вами. Ну чего об этом говорить? Вы понимаете, я не хочу с вами вступать в идеологический спор. Дело, ведь, не в этом. Дело в том, чтобы нам эффективно функционировало хозяйство (нужно добиться этого). Вот, в чем все дело. Не было мясного животноводства специального. И сейчас мы занимаемся селекцией, занимаемся ввозом этого поголовья из-за границы. Это кропотливая, большая и требующая длительного цикла работа. И вы знаете, что это 8-10 лет. Не можете этого не знать.
И мы добьемся этого решения, решения этой проблемы. Так же, как по мясу птицы и по свинине добиваемся.
Вот. Да нет, ну они, во многом… Многие вещи правильно говорят. Но это, знаете, полемический задор такой. Это правда. У нас поголовье было большое, только с каждой коровы мяса было с гулькин нос. Вот, в чем все дело. Потому что это выработанное стадо, которое давало молоко.
Другая проблема, которая у нас до сих пор есть и я говорил в животноводстве, это молоко. У нас, к сожалению, в прошлом году даже было небольшое снижение. Связано это в том числе и с достаточно большими субсидиями, которые в других странах даются. Это правда. Но мы сейчас в рамках Единого экономического пространства договорились с нашими белорусскими партнерами о том, что мы будем выравнивать эти субсидии. А по молоку связано с закупочными ценами и с уровнем субсидирования. Будем приводить это в должное соответствие.
— Назаровский совхоз Красноярского края.
— Владимир Владимирович, не реагируйте.
В.ПУТИН: Вперед. Назаровский совхоз не забудем. Вот по поводу… Да нет, слушайте, это просто очевидные вещи. Очевидные, поверьте мне. Я бы не стал ни в коем случае вступать в спор, но это правда. Это ничего здесь плохого нет. Так построена была структура сельского хозяйства. Ну, так вот жили. Не хватало. Ну, это же очевидный факт. Все это знают. Сейчас нужно менять ситуацию. Ничего страшного и зазорного в этом тоже нет. Ну, нет ничего в этом зазорного. Я никого не хочу обвинять.
ПЕЙТЕ, ДЕТИ, МОЛОКО: что мешает России напоить страну собственным молоком?
Статья была опубликована в журнале «Продвижение Продовольствия. Prod&Prod» №7-8(9-10) 2009
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ. Молочное производство без преувеличения можно назвать одним из трех китов, на котором держится продовольственная безопасность страны. Поэтому наблюдающийся сегодня в стране спад молочного производства, которое наряду с хлебом и мясом составляет основу продуктовой корзины населения, требует от государства оперативного реагирования.
Благодаря реализации Государственной программы развития сельского хозяйства в молочный сектор были направлены немалые средства и для обновления стада, и для строительства и модернизации ферм. Однако существенного перелома на выходе – в обеспечении конечным продуктом – пока не произошло. Спрос населения из-за кризиса падает, а вздохнувшая было отрасль близка к разорению. Возникает справедливый вопрос: почему это происходит?
Проблемная ситуация налицо. Судите сами: в 2007-2008 сельскохозяйственном году закупочная цена в среднем по стране колебалась в районе 12 руб. за 1 л, а в лучших хозяйствах доходила до 16 руб., то сегодня она стремительно падает: в целом ниже 10 руб., а во многих регионах не поднимается и выше 6-7 руб. Это значит, что практически все долгосрочные инвестиционные проекты, которые пошли было в гору за последние два-три года, сегодня оказались на грани провала. Закупка племенного элитного скота по программе развития молочного животноводства до 2012 года осуществлялась, в основном, по лизингу, то есть – с рассрочкой платежей. Отдавать деньги по ним надо. А чем? При таком падении закупочной цены – хозяйства практически близки к разорению.
То же самое и по строительству и модернизации животноводческих комплексов. Да, большинство из них кредитовались по очень льготной ставке, но и деньги вложены немалые, и их тоже нужно отдавать. Расплачиваться производители молока могут только при наличии хоть какой-то рентабельности, иначе и животных нечем будет кормить, не то, что проводить работы по дальнейшему развитию отрасли в области повышения продуктивности стада, качества молока. Чем прикажете погашать кредиты? Мы уж не говорим о том, что компоненты, составляющие себестоимость молока – корма, тарифы «естественных» монополий», ГСМ плавно, но неуклонно растут. По данным Минэкономразвития только в этом году цены на газ вырастут к декабрю на 13%. Плюс – инфляция в 15%, как считает большинство даже умеренных оптимистов. Итого, чтобы выжить и давать стране молоко, рентабельность молочного производства, да и любого продуктового сектора, должна быть на уровне 20-30%. Что же мы наблюдаем в действительности? Повсеместное сокращение цены на сырое молоко.
Да, население не виновато в том, что у него упали доходы и ему приходится, как говорили раньше, подтягивать пояса, сокращать свои расходы. Эта тенденция наблюдается сейчас повсеместно в мире. Но одно дело – отказаться от привычной ежегодной смены мобильного телефона или новой пары туфель в соответствии с модой, и другое – сократить потребление важнейшего компонента физиологического здоровья нации.
Полагаю, самые серьезные предупреждения специалистов на этот счет нельзя считать преувеличением. Замечу в скобках, что в последние год-два у нас заметно выросла рождаемость населения. И этот факт мы справедливо относим к результатам государственной демографической политики. Но почему же тогда падает спрос на молочную продукцию: ведь количество детей выросло и значительно! Только за последние полгода рост рождаемости превысил показатели прошлого года на 4%.Чем же мы их кормим? Ответ напрашивается сам: их просто недокармливают. И это страшно. Мы закладываем бомбу замедленного действия под здоровье будущего поколения.
К сожалению, если мы сейчас не примем срочных мер по поддержке собственного производства молока, то следующую пятилетнюю программу по сельскому хозяйству (а я надеюсь, она будет принята) выполнять по молоку будет просто не с кем. И это уже задача не одной только отрасли, а общества в целом, это – проблема выживания и национальной безопасности страны.
Какие меры можно осуществить государству и бизнесс-сообществу, чтобы выйти из этой ситуации? Совсем недавно два ведущих союза – производителей и переработчиков молока, входящих в нашу ассоциацию (ред. – АССАГРОС), обратились с письмами к руководству страны, где изложили свои соображения на этот счет. Я бы хотел остановиться на важнейших из них. На сегодняшний день перечень наиболее эффективных мер, рекомендуемых государству для обеспечения устойчивого развития молочной отрасли, достаточно очевиден.
Пропаганда молока
Стимулирование спроса на молочную продукцию. Как это сделать? В первую очередь – изменить ситуацию в умах, если нельзя пока резко повлиять на положение в кошельках наших граждан. Это широкая пропаганда в масштабах страны культуры потребления молока и молочных продуктов с участием первых лиц государства (примеры – Китай, Ирландия, Беларусь, США), вовлечение в рекламу ведущих политиков, ученых, спортсменов, артистов, отнесение рекламы молока и молочных продуктов к категории «социальной», и т.д. Первые, но очень робкие шаги в этом направлении сделаны – и реклама стала появляться на ТВ, и премьер-министр в одной из поездок к аграриям публично попросил налить ему местного молока. Но это скорее импровизация. А нужен масштабный медиа-план с участием органов власти всех уровней и всех имеющихся средств пропаганды. В этом плане интересна инициатива Союза предприятий молочной отрасли провести осенью этого года большой праздник на ВВЦ – «Молочный город». Но таких акций должно быть много.
Целевые программы
Следующее направление – реализация целевых программ, направленных на увеличение потребления этого продукта: «Школьное молоко», бесплатное молоко социально-незащищенным слоям населения (начать хотя бы с многодетных семей и малоимущих стариков), и обязательный проект для армии. Вообще все конкурсы на госпоставки продуктов питания, по нашему глубокому убеждению, (а я хочу здесь подчеркнуть, что выступаю от имени более сорока продовольственных союзов), должны в первую очередь идти среди отечественных производителей. Об этом говорится и в Доктрине продовольственной безопасности, выхода которой мы ждем в ближайшее время. В этом состоит и здравый государственный протекционизм, применяемый всеми странами мира.
Введение в обязательный рацион молочных продуктов в вооруженных силах является обоснованным для нормального рациона питания военнослужащих, и положительной мерой для поддержки экономики производителей и переработчиков молока.
Справедливости ради нужно заметить, что программа «Школьное молоко» уже несколько лет обсуждается в самых разных аудиториях и кабинетах власти, была она поддержана партией «Единая Россия», и некоторые регионы самостоятельно нашли возможность ее применения силами местных бюджетов. Почему же ей до сих пор не дали федеральный «старт»? Тут несколько причин. Ее продвижение совпало с началом финансового кризиса в стране, когда правительство, как известно, было вынуждено идти на значительное сокращение бюджетных расходов уже действующих программ. Поэтому найти деньги на новые проекты не так просто. Еще нерешенным до конца вопросом остается и сам продукт реализации. Одни специалисты утверждают, что оптимальным, с точки зрения логистики и санитарно-гигиенических требований, для школьных столовых является поставка двухсотграммовых упаковок с индивидуальными трубочками. Они не требуют дополнительной обработки перед употреблением, наличия горячей кухни, специальных емкостей и электроплит, вместительных холодильников. Привезли – раздали – выпили – тару утилизировали. Однако «долгоиграющее» молоко, прошедшее специальную термическую обработку, по мнению ряда видных экспертов в области здорового питания, уступает по своим качествам цельному «живому» молоку, срок жизни у которого – несколько дней. И это его преимущество создает дополнительные трудности для реализации в школах. Где хранить, где кипятить, где мыть посуду?! В последнее время в нашем секторе появилась новая продукция, так называемое ультрапастеризованное молоко. У него достаточно большой срок хранения. Возможно, именно ему предстоит стать участником этих программ.
Думаю, здесь нужен разумный компромисс: там, где есть или еще сохранились элементарные условия для раздачи свежего молока – постараться помочь применить этот вариант. Возможно, в таких учебных заведениях, как гимназии и лицеи, действующие на основании своего устава, дать возможность родителям поучаствовать в выборе того или иного вида поставок. Где бюджет или другие причины – отсутствие кухни, удаленность, малочисленность школьников – этого не позволяют, гарантировать поставки хотя бы молока в индивидуальной таре. Важно хоть с чего-то начать. К тому же у нас есть отдаленные районы страны, живущие только за счет летнего завоза. Понятно, что там, к сожалению, круглогодичные поставки свежего молока просто пока нереальны, но будет пользоваться большим спросом «долгоиграющее».
Инспекция маркировок
Еще одна мера, предлагаемая нашими союзами, это проведение полномасштабной инспекции маркировок всего продуктового рынка на соответствие требованиям «Технического регламента на молоко и молочную продукцию». Как известно, до принятия соответствующего закона в сегменте рынка масло-жировых, молочных и консервированных продуктов по разным данным находилось до 50% всевозможных подделок. Под видом натурального сливочного масла прятались маргарины, спреды, так называемое «мягкое масло» – смесь пальмового масла и моржового жира, изготовленные с помощью загустителей, отвердителей и прочих новейших технологий. Наверное, вся эта продукция имеет право на существование, но только под своей «личиной», при обязательной маркировке, доступной и понятной для потребителя. И такая мера, как повсеместный контроль исполнения закона, может быть существенным рычагом в поддержке отечественных производителей.
Вообще меры по защите собственного рынка, по мнению экспертов молочного рынка, могли бы быть и более решительными. Их исследования показывают, что существенную роль в его наполнении играют две братские страны, входящие в единый таможенный союз – Белоруссия и Украина. Если иметь ввиду, что их сельхозпроизводители имеют значительно большую помощь от государства в виде различных субсидий и прямых дотаций, чем их российские коллеги, можно говорить о неких искажениях конкурентной среды. Тем более, что действующее соглашение о свободной торговле с этими странами, по мнению Министерства экономического развития РФ, допускает специальные антидемпинговые расследования и введение защитных мер. Пользоваться ими нужно чаще.
Кстати, причиной кратковременной «молочной война» с белорусскими импортерами было как раз неисполнение их производителями требования закона по маркировке (при наличии в продукте сухого молока). Результатом конфликта стало соглашение о сокращении объемов поставок сухого молока в Россию, собственные запасы которого и так существенно влияют на рынок и на производителей сырого молока.
С другой стороны, было бы справедливым включить ввозимое технологическое оборудование для предприятий молочной промышленности, не имеющее аналогов в отечественном машиностроении, в список товаров с нулевой пошлиной, как это сделано в других секторах экономики. В последнее время на ввоз ряда молочных продуктов и пальмового масла были введены новые временные заградительные пошлины. Однако соблазн вводить растительное вместо натурального молочного жира все же для переработчиков слишком велик – оно на порядок дешевле.
Нормы и инструменты
Как известно, в начале года Министерство сельского хозяйства РФ заявило о планах по созданию фонда сухого молока и проведению товарных интервенций в этом сегменте. Очевидно, что эти планы требуют самого скорейшего исполнения. Остается надеяться, что при разработке порядка их проведении будут учтены опыт и ошибки зерновых интервенций. Полагаю, что нам пригодился бы и мировой опыт в регулировании рынка сырого молока. Ведь это иллюзия, что где-то он сам себя настраивает, регулирует. Свободной торговли таким стратегическим сырьем для здоровья любой нации вы нигде не найдете. Как поступают, например, в Европе. Во многих странах существуют трехсторонние соглашения о предельно низких ценах на сырое молоко на год. Три стороны – это производители, переработчики и государство. Такой инструмент настройки гарантирует устойчивость всей рыночной схемы.
Несомненно, огромную положительную роль для молочного рынка должно сыграть и принятие федерального закона, регулирующего внутреннюю торговлю. Соответствующий проект после беспрецедентной борьбы и длительных поисков компромисса, о которых я рассказывал в предыдущих номерах журнала, наконец-то внесен правительством в Думу и сразу после летних каникул мы займемся его продвижением. Напомню вкратце, что мы пошли навстречу своим коллегам из сетевых ассоциаций в вопросах регулирования баланса между импортом и отечественным продуктом на полках магазинов, участия местных властей в регулировании графика работы предприятий торговли, отказались и от трехдневного срока возврата платежей за поставленную продукцию в сторону его увеличения (от 10 дней и больше). Момент, на котором мы будем настаивать при подготовке закона ко второму чтению, касается перехода права собственности и соответствующей ответственности за товар. Здесь должен быть прямой и понятный порядок, определенный законом.
Земельный вопрос
Столь же важным для дальнейшего развития молочного производства, как и в целом для сельского хозяйства, остается решение системных вопросов земельного законодательства, в частности – упрощения процедуры оценки и оформления земельных долей, их консолидации и свободного обращения на рынке для тех, кто действительно хочет заниматься аграрным бизнесом. С другой стороны, закон должен ужесточить ответственность за неиспользование сельскохозяйственной земли по прямому назначению. Пора остудить спекулятивный зуд тех, кто набрал себе земли «впрок», ожидая лучших времен.
Финансовая поддержка
В осенней сессии нам предстоит рассмотреть и бюджет на следующий год, который формировался правительством с учетом антрикризисной программы. К сожалению, по той предварительной информации, которая у нас есть, существенному сокращению подлежат многие государственные расходы, в том числе и по сельскому хозяйству. Считаю, что финансирование молочного сектора нужно постараться удержать хотя бы на уровне, предусмотренном государственной программой «Развитие молочного скотоводства и увеличения производства молока на период 2008-2012 годы». Среди прочего запланирована финансовая поддержка 55 крупных молочных проектов в регионах страны. Важно, чтобы она была распределена эффективно.
Недавно В.В. Путин, находясь в зерносеящих районах страны, сказал, что из-за засухи краткосрочные кредиты производителям зерна будут увеличены до трех лет. Если говорить о кредитах, полученных на развитие молочного скотоводства, то было бы разумно пролонгировать их до 15 лет с отсрочкой платежа тела кредита до 5 лет и рассмотрения возможности полного субсидирования кредитных ставок.
Избирательный подход
Однако, как заметил премьер на совещании в Оренбурге, помогать следует тем, кто и сам не спит. К такой теме в молочном производстве можно отнести усилия, направленные на ликвидацию сезонности в производстве молока. Здесь заложено много способов, известных современному молочному производству, от приобретения высокопродуктивного поголовья и новейшего доильного, кормораздаточного, холодильного оборудования до внедрения высокоэффективных способов искусственного осеменения и кормления.
В этом направлении, на наш взгляд, в первую очередь заслуживают поддержки разработки отечественных специалистов. Одна из таких программ будет предметом пристального внимания ближайшего заседания Совета АССАГРОС и комитета ТПП РФ по предпринимательству в аграрно-промышленной сфере. Речь идет о программе «защищенный белок», с инициативой поддержки которого выступили Национальный союз производителей молока и Соевый союз. Реализация проекта позволит значительно увеличить продуктивность молочного стада, а это – один из важнейших компонентов в решении проблемы сезонности поставок сырого молока. Большой разговор о проблемах отрасли пройдет и в рамках научно-практической конференции в Международной промышленной академии в сентябре. Все это – усилия законодателей, органов исполнительной власти и самого бизнес-сообщества – позволит в значительной мере решить проблемы одного из важнейших продуктов питания населения.
Виктор Семенов, депутат Государственной Думы, председатель Совета Ассоциации отраслевых союзов АПК (АССАГРОС)