Погектарные налоги: аграрии — за
17 February 2016, 16:05
…но экспортную пошлину надо отменить. На земле должны работать те, кто делает это хорошо, считают аграрии Юга России, и приходить к этому необходимо рыночными методами.
Выведение земли на один уровень урожайности согласно почвенно-климатическим условиям позволит в два, а то и в три раза увеличить урожайности в стране. Но на данный момент по отдаче с каждого гектара в стране существует огромный разрыв между хозяйствами. Об этом шла речь в ходе круглого стола «Перспективы зернового рынка на Юге России: возможности и ограничения», организованном журналом «Эксперт» и порталом Agro2b при поддержке Министерства сельского хозяйства Ростовской области.
«Сегодня в Ростовской области средняя урожайности составляет 34-40 ц/га. Но огромная разница складывается между предприятиями высокотехнологичными и остальными, — говорит председатель Зернового союза сельхозпроизводителей Ростовской области Юрий Паршуков. — Они легко получают 50-60 центнера с гектара, вне зависимости от того, какой год — урожайный, не урожайный. Используются засухоустойчивые сорта и пр. Взять вот Зерноградский район, где сосредоточены основные крупные хозяйства области. Урожайность у них — за шестьдесят. Но средняя по району — 34. Кто же тогда получает 20?».
Сельхозпроизводители Юга знают, что, зачастую, аграрии просто скрывают истинные размеры урожая. Причина проста: многие работают на арендованных землях и, согласно договору, должны отдавать часть урожая владельцам земли. Чтобы не делиться, некоторые аграрии «прибедняются» и тем самым портят жизнь всем: видя официальные данные по урожайности, чиновники нервничают и прибегают к ограничительным мерам вроде таможенной пошлины. В Зерновом союзе считают, что зерна, особенно на Юге страны, достаточно, а такое поведение сельхозпроизводителей вредит отрасли.
«Фактически ту часть зерна , которую они не показали, они реализуют ненадлежащим образом. И вот та система ограничительных мер (пошлина на экспорт пшеницы — прим. Agro2b) ложится на нас, — говорит Юрий Паршуков. — Мы должны показать полный урожай. Полный урожай обеспечивает полностью потребность всей территории. Юг России нацелен на экспорт, на этой территории ограничений на вывоз быть не должно. Это основные пожелания тех, кто здесь работает».
И хотя экспортеры говорят, что экпортная пошлина сейчас не носит запретительный характер, производители зерна обвиняют их в неискренности. По единодушному мнению участников круглого стола, просто экспортеры переложили свои издержки на плечи крестьян.
«Надо снять ограничения, рынок должен быть свободным, — говорит глава Ростовского Зернового союза. — Сельскому хозяйству нужна стабильность: раз мы вошли в рынок — давайте на нем работать по рыночным законам. Сейчас средняя стоимость зерна в Европе — 14,5 тыс руб, а в Китае — 34 тысячи рублей, зерна. У нас цена — 11 500. Но раз мы имеем твердую цену на зерно, давайте введем твердую цену на минеральные удобрения!»
Впрочем, разговоры об ограничении цен на минеральные удобрения в России ведутся давно. В прошлом году властям даже удалось на некоторое время добиться от производителей заморозки, однако за год стоимость минеральных удобрений все равно выросла и сейчас очень беспокоит селян. Особенно если учесть, что Россия является крупнейшим в мире производителем этого продукта и более 80% своей продукции отправляет на экспорт. Еще одна «беспокойная» статья расходов — топливо. Круглый стол проводился до того, как стало известно об апрельском увеличении цен на бензин и солярку.
Его участники согласны: несмотря на все трудности, урожайность надо поднимать. И урожайность зерна — в первую очередь. «Зерно — это основа сельского хозяйства. Не будет зерна — не будет роста производства продуктов питания», — напомнил глава ООО «Агрофирма Целина» Виктор Бородаев. — Самый большой резерв — надо вывести на один уровень отдачу земли на всех почвенно-климатических зонах страны. Это удвоит сельхозпроизводство, если не утроит. Но чтобы это сделать , нужно иметь технику, организацию».
Глава успешного хозяйства разводит руками: те, кто успел в более «тучные» времена обзавестись заграничной техникой — тот успел, остальным угнаться за лидерами будет непросто. Во-первых, валюта сильно подорожала, а денег у крестьян больше не становится; а во-вторых — Россия перекрывает доступ подержаной импортной техники, которая — как ни крути — даже б/у работает лучше новых отечественных аналогов. «Нынешняя сельхозтехника, которая сейчас производится в стране, она не даст увеличения урожайности. Она даст в лучшем случае возврат к 90-ым годам. У нас нет тяжелого трактора, у нас и среднего нет, если бы не Лукашенко. У нас ничего нет. И те, кто не смог за предшествующие 5-10 лет переоснаститься и выйти на рубежи, у него перспективы нет», — резюмирует Виктор Бородаев.
Несмотря на данные о росте производства в сельском хозяйстве, реальные игроки этого рынка понимают: жить легче селянам не стало, и поводов «опустить руки» и «запустить землю» — с каждым днем хоть отбавляй. Избежать этого помог бы погектарный налог на землю, который, как бы жестоко это не звучало, избавит землю от неэффективных пользователей и даст шанс российскому сельскому хозяйству развиваться.
«За гектар земли мы должны платить одинаковый налог, — считает Виктор Бородаев. — Кто плохо работает, должен уйти с рынка, а тот, кто хорошо работает, должен развивать производство». Глава хозяйства считает, что аграриев пора отучать от привычки рассчитывать только на государство.
«У нас называется помощью то, что дается селу. Но на самом деле эта «помощь» ни на что не влияет. В Штатах это называется» повышение доходности сельхозтоваропроизводителей», а мы только говорим о миллионах тонн, что зерно «выполнили», яйца «закрыли». Сейчас вот радуемся, что мы американцев побили по объемам продаж, но никто не спрашивает, а почему так случилось. А потому что американцы не могут дешево продавать свой труд, свой хлеб», — говорит он.
Аграрии считают, что государство должно стремиться к тому, чтобы в сельхозсекторе росла производительность и помогать этому.
«Конечно, хотелось бы, чтобы цены на нашу продукцию были высокие, чтобы они соответствовали рынку, — говорит Хачатур Поркшеян, председатель СПК «Колхоз им Шаумяна». — Нынешние цены этого года нас удовлетворяют, хотя все мы понимаем, что рост произошел потому, что рубль подешевел. Не понятно было поведение нашего правительства, которое ввело пошлину на зерно. Почему-то когда удобрения дорожают, мы ничего не делаем, а когда зерно подорожало — мы ввели пошлину. Если рынок — то хотелось бы, чтобы никто в него не вмешивался. Крестьянин должен иметь возможность продать свой продукт и купить эквивалентный товар».
Источник: agro2b.ru
Ваш комментарий
|
|