На конференции Euromoney эксперты говорили о том, что Россия может повторить судьбу Греции. Экономист московского офиса Всемирного банка Сергей Улатов считает, что это может произойти в 2030 году. По его расчетам, главной причиной такого развития событий может стать дефицит Пенсионного фонда. Российский бюджет не сможет его покрывать к 2015 году, даже если нефть будет стоить $115 за баррель. Свою точку зрения на эти расчеты Slon.ru попросил высказать председателя совета директоров «МДМ Банка» Олега Вьюгина.
Может ли Россия повторить судьбу Греции? Все можно повторить при желании. Эти выводы базируются на известных расчетах и уже звучали в расчетах института Гайдара. Их главная предпосылка состоит в том, что если никакой пенсионной реформы не будет, а будет попытка поддерживать коэффициент замещения на сегодняшнем уровне, то расходы бюджета на поддержку Пенсионного фонда возрастут до 7% ВВП.
Поскольку сокращать другие социальные расходы, на то же здравоохранение и образование, крайне сложно, то получается, что дефицит бюджета даже при ценах на нефть выше $100 за баррель достаточно большой – порядка 5% ВВП. И если его финансировать до 2030 года рыночными способами, то есть привлекать средства за счет размещения облигаций, то, действительно, государственный долг вырастает почти до 100% ВВП. Это, правда, не как в Греции, где он превышает этот уровень, но, в принципе, ситуация очень похожая.
Шансы на то, что власть все-таки решится на серьезную реформу пенсионной системы, есть. Ожидания складываются больше за то, что хоть какая-то реформа будет. Тем не менее сейчас власть демонстрирует полную беспомощность перед этой проблемой: сложность состоит в том, что любые решения в этой сфере достаточно болезненны. Они требуют целого комплекса некоторых действий и создания совершенно новых механизмов финансирования негосударственных пенсий, на что пока не хватает решимости.
Необходимо создание новых институтов системы негосударственных пенсий, помимо пенсионных фондов: корпоративных пенсионных систем, индивидуальных счетов. Вся идея реформы должна заключаться в том, чтобы создать все условия, в том числе налоговые и психологические, при которых граждане и компании брали бы на себя большую долю ответственности за будущее пенсионное обеспечение, как это происходит во всем мире.
Ваш комментарий
|
|
Сбывать сырьевые ресурсы проще, чем развивать сферу услуг или различные производства. А значит, пока у России есть что тратить, властям ни к чему быть бережливыми и думать о будущем страны. Посол США в Москве Джон Байерли раскритиковал во вторник “ протекциониское лобби, стремящееся не допустить поставки в Россию говядины и мяса птицы”. “В последние 2-3 года в отношениях между нашими странами произошла “перезагрузка”,- сказа Байерли, приводя в пример, подписание нового договора по СНВ, помощь России войскам НАТО в Афганистане, совместное американо-российские действия в Совете Безопасности ООН по иранской ядерной проблеме.” Байрли также отметил растущую роль экономической составляющей в отношениях России и США.” Недостаточно иметь хорошие политические отношения, нам необходима более прочная база в области торговли и бизнеса,- отметил посол, выступая в Национальном музее Второй мировой войны в Новом Орлеане — Наше процветание в значительной степени связано с Россией, поскольку она является важным рынком для американских товаров и услуг”.
Мы готовы платить за своих сотрудников дополнительные выплаты — 12000 руб/год, которые помимо поддержки сотрудников, должны дать льготу нашему предприятию по страховым взносам. Что в итоге получилось — механизм не работает. О чем тут говорить… Мы — юристы не можем справиться с госмашиной в интересах себя и своих сотрудников.
Ольга, Вам не кажется, что мы живем в мире «воздушного» Пиара?
Все лозунги, которые нам транслируют через СМИ по своей сути пустые, потому что грамотных кадров на местах не осталось. Что толку провозглашать «революционные» лозунги, если на исполнительском уровне не осталось профессионалов. Какой Вы видите выход для бизнеса в создавшемся коллапсе?
Наталия, кажется, конечно как любому человеку, которые думает и анализирует. Про то, что делать со специалистами исполнительского уровня — работать с молодежью, вкладывать в них, осознавать, что в итоге из тех, в кого вкладывал у тебя останутся не все. Не все компании готовы идти на это, процедура затратная, но иначе ситуацию трудно ломать. Или воспитываешь сам, или переманиваешь голову у других :-)… Решение вопроса зависит как от отрасли, так и от профессии. Кто-то приглашает специластов из-за рубежа, кто-то держит старые кадры, я знаю одно хозяйство, где агрономом-консультантом работает женщина в возрасте 76 лет. Молодежь разбегается, а она на месте и работает в соответствии с воспитанием тех времен, но такой вариант хорош для наставничества.