Насколько сильно обогатиться Беларусь на продовольственных санкциях РФ?
22 August 2014, 11:03
Белорусские аграрии не возлагают особых надежд на рост поставок переработанной из европейского сырья продукции в Россию, хотя такое предложение им неоднократно делали российские чиновники. И главная причина этому — нехватка производственных мощностей для наращивания переработки. Но что мешает нам просто перефасовывать европейскую продукцию для последующей перепродажи в Россию?
Карт-бланш на переработку
Впервые о возможностях Беларуси поставлять в Россию переработанную продукцию из европейского сырья заговорил глава Россельхознадзора Сергей Данкверт.
«Белорусская сторона сразу гарантировала — мы реэкспортировать продукцию не будем, мы будем поставлять только переработанную продукцию, — сообщил он по итогам рабочей поездки в Минск 13 августа. — Если эта продукция перерабатывается, после переработки она может поставляться в Российскую Федерацию. Если она не перерабатывается, то она должна быть употреблена на территории Беларуси».
Александр Лукашенко сразу же просек фишку и, посещая 15 августа агрокомбинат «Скидельский», дал команду: «Надо шевелиться, использовать этот момент и заработать деньги. Надо иметь в виду, что они закрыли свой рынок, но мы не брали обязательства по внутреннему рынку. Мы можем завозить себе продукцию с любой точки планеты. Надо загружать, перерабатывать и продавать. Только надо согласовывать с россиянами, чтобы нас не упрекали, что мы идем в разрез с их политикой».
18 августа право Беларуси продавать восточной соседке прошедшие переработку европейские продукты признал и российский вице-премьер Аркадий Дворкович: «Конечно, наши коллеги по Таможенному союзу могут выиграть в этой ситуации, поскольку у них будет перерабатываться часть той продукции, которая раньше шла напрямую к нам. Будут поставлять нам уже переработанную продукцию».
Не хватает мощностей
Как отмечает начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей Богданов, организовать дополнительные поставки переработанной продукции нашим восточным соседям не так просто.
«И так производство загружено. Как его еще дополнять?! Надо людей набирать. Это же производственные процессы», — говорит специалист.
Вдобавок, подчеркивает он, никто не знает, как долго продлится эмбарго европейских и американских продуктов питания.
«Завтра Евросоюз отменит санкции против России, а Россия против них. И что будем делать?!» — задается вопросом государственный служащий.
По этой причине, по его словам, Минсельхозпрод подходит к сложившейся ситуации взвешенно, с холодной головой, «прекрасно понимая, что могут помириться, и завтра опять европейские продукты будут идти в Россию потоком, как и шли».
«Все четко просчитывается, и мы пытаемся сделать так, чтобы не навредить абсолютно никому — ни внутреннему рынку, на внешнему, и обеспечить еще дополнительное поступление валютной выручки», — подчеркивает Алексей Богданов.
Москва будет смотреть сквозь пальцы
Если для переработки европейского сырья у Беларуси нет дополнительных мощностей, то что мешает нам просто расфасовывать или перефасовывать европейские товары для последующей перепродажи в Россию?! Такой опыт уже есть, утверждает экономист Леонид Злотников.
«Они все знают, как в прошлые годы мы возили по сто тысяч тонн свинины из Польши и других европейских стран, а затем большую половину отправляли дальше в Россию», — говорит аналитик. Единственным серьезным сдерживающим фактором тут может быть лишь нехватка рабочих рук.
Кстати, не первый год Беларусь поставляет в Россию продукты, которые у нас вообще не производятся. Так, к примеру, нашим восточным соседям в 2013 году было отгружено 16 тонн креветок на сумму в 68,7 тыс. долларов, 1 тонна каракатиц и осьминогов на 2,3 тыс. долларов, 189 тонн бананов на 144,5 тыс. долларов, чуть больше 1 тыс. тонн фиников, инжира, авокадо, гуайявы и манго на 636,2 тыс. долларов.
Уже в этом году белорусские креветки в магазинах обнаружили покупатели из Курска.
Тем не менее, считает Злотников, россияне в любой момент могут прикрыть реэкспорт европейского продовольствия из Беларуси. Такие попытки уже предпринимает Россельхознадзор.
«Все будет зависеть от того, насколько россияне хотят серьезно напакостить европейцам», — считает экономист. Но признает, что Москве невыгодно окончательно рвать торговые отношения с Брюсселем, поскольку ее зависимость от западного продовольствия высока. И потом, «Запад может принять такие встречные контрмеры, что у России загнется производство зерна, подсолнечника и так далее. Они ведь покупают хорошие семена для производства зерновых у той же Европы», — говорит Леонид Злотников.
По этой причине, полагает он, санкции Москвы в отношении ЕС — больше для идеологического шума, просто ради поддержания градуса патриотизма.
Официально
Как бы то ни было, а большие выгоды от российского продовольственного эмбарго Беларуси все-таки не светят. По официальным заявлениям, в нынешнем году на дополнительных поставках в Россию наша страна может заработать лишь на 200-800 миллионов долларов больше, чем в минувшем. Причем увеличение поставок белорусского продовольствия на российский рынок, по словам Алексея Богданова, планируется преимущественно за счет повышения объемов собственного производства. Кроме того, Беларусь планирует перенаправить в Россию ту сельхозпродукцию, которая ранее поставлялась в третьи страны.
В 2013 году Беларусь заработала на экспорте сельхозпродукции и продуктов питания 5,8 млрд. долларов США. 80% экспорта отечественного продовольствия пришлось на Россию.
Топ-10 белорусских продуктов, купленных Россией в 2013 году (по данным Федеральной таможенной службы РФ, млн. долларов):
- Молоко и сливки — 791,56
- Сыры и творог — 495,35
- Мясо крупного рогатого скота — 305,48
- Сливочное масло — 228,26
- Мясо птицы — 170,23
- Колбасы — 110,02
- Готовая или консервированная рыба — 78,79
- Консервы из мяса — 48,67
- Томаты — 42,09
- Яблоки, груши и айва — 36,92
Ваш комментарий
|
|