Налоговой тайны больше нет: участников рынка АПК склоняют к прозрачности
15 February 2019, 10:27

С августа по декабрь прошлого года ФНС России сделала общедоступной информацию о предприятиях, которая некогда считалась налоговой тайной.

К этому шагу служба шла целых два года с момента принятия закона, снявшего режим налоговой тайны с части сведений в 2016 году.

Эксперты заговорили о «небывалой прозрачности бизнеса», но не успели предприя­тия почувствовать эффект на себе (сервис «Прозрачный бизнес» пока работает в тестовом режиме), как участники рынка АПК пошли ещё дальше: в январе этого года объявили о создании нового ресурса, публикующего информацию о разрывах НДС. Добровольное согласие фермеров на раскрытие информации в этом ресурсе теперь становится одним из главных условий покупки у них зерна.

Долгий путь из тени

Публикация сведений на сайте ФНС России несколько раз откладывалась из-за масштабности работы и по просьбе бизнесменов. Компании настаи­вали на тщательной перепроверке данных, проведении сверок из-за опасений, что малейшая неточность может сказаться на их репутации.

Как сообщила Наталья Ромашова, замначальника отдела работы с налогоплательщиками и СМИ Управления ФНС по Ростовской области, в настоящее время все сведения о компаниях доступны на официальном сайте ФНС России в разделе «Открытые данные». Для их публикации службе не требуется никаких дополнительных согласий со стороны предпринимателей.

Информация публиковалась поэтапно в августе, октябре и декабре. Перестали быть секретом такие сведения:

— среднесписочная численность работников организаций;

— специальные налоговые режимы;

— доходы и расходы организаций;

— суммы уплаченных налогов, сборов и взносов;

— о субъектах малого и среднего предпринимательства из Единого реестра МСП;

— о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам;

— о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение

«Снятие налоговой тайны и обнародование данной информации даёт возможность участникам рынка оценить свои риски и проявить должную осмотрительность при выборе бизнес-партнёров и заключении договоров», – сказано в пресс-релизе Управления ФНС по Ростовской области.

Однако наша попытка поработать с этой информацией не увенчалась успехом: массив данных требует участия специалиста-дешифровщика. В настоящее время такую работу проводят различные ресурсы, например klerk.ru.

Для упрощения работы с информацией ФНС создала сервис «Прозрачный бизнес» с более удобным интерфейсом и возможностью проверки контрагента по названию, ИНН и прочим параметрам. Но он пока работает в тестовом режиме и не выдаёт полных сведений по запросу.

Добровольно, но принудительно

Курс на информационную открытость Федеральной налоговой службе проложила «Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти», принятая правительством в 2014 году. Пойти на такие меры чиновники решились из-за «нарастающих сложностей социальных процессов и новых экономических вызовов». Концепция предусматривает использование «современных механизмов общественного контроля».

Вероятно, именно такие механизмы были реализованы при подписании Хартии об обороте зерна в 2017 году. Документ был призван навести порядок на рынке АПК. Известно, что он разрабатывался и активно продвигался с подачи налоговиков, но через общественную организацию. Аналогичным образом действуют и сейчас.

В ноябре прошлого года при содействии ФНС и Общественной палаты была создана Ассоциация добросовестных участников рынка АПК. Среди учредителей ассоциации такие крупные компании, как «Астон», «ТД РИФ», «Гленкор Агрикалчер МЗК» и другие.

Цель – пресечь незаконные действия на рынке оборота сельскохозяйственной продукции. Для этого создан сервис, который публикует сведения о налоговых «разрывах» (то есть компаниях, которые не уплатили НДС). Но чтобы его наполнить, ассоциации необходимо получить доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну.

А для этого налогоплательщик должен добровольно подать согласие на признание части сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными. Чтобы форсировать этот процесс, ассоциация рекомендовала своим членам включить условие предоставления согласия в договор с контрагентами.

Фермеры подтвердили, что такое требование уже предъявляют крупные компании при покупке сельхозпродукции.

Как сообщает ассоциа­ция, согласие на раскрытие данных подали около 3,5 тысячи компаний.

Доступ к ресурсу для компаний будет платным, 10 тысяч рублей в год. В тестовом режиме можно сделать три бесплатных запроса.

Плюсов больше, чем минусов

Какие возможности и риски несут нововведения для сельхозпроизводителей? Комментируют эксперты.

– Сервис ФНС «Прозрачный бизнес» – это первый бесплатный общероссийский ресурс, который упростит компаниям работу с информацией, – считает Ольга Проскурина, руководитель налоговой практики, управляющий партнёр Юридической фирмы «JBI Эксперт». – Нельзя сказать, что вся эта информация – о налоговой и бухгалтерской отчётности, платежах в бюджет, исполнительном производстве – прежде была недоступна. Частично её получали, но через другие, платные сервисы. А теперь появился единый, официальный источник. Предпринимателям не придётся собирать дополнительную информацию о партнёрах, направляя запросы в налоговую. Проверить, имеет ли компания признаки фирмы-однодневки, станет значительно проще.

Ольга Проскурина рассказала, что новой тенденцией применения статьи 54.1 Налогового кодекса РФ стало то, что ФНС снимает у закупающей компании НДС к вычету и налог на прибыль в том случае, если при продаже товара в цепочке посредников кто-то из них не платит НДС (такими неплательщиками, как правило, являются фирмы-однодневки, созданные специально для отмывания денег).

При этом не имеет значения, заключила ли добросовестная компания договор с фирмой-однодневкой напрямую или же такую ошибку совершил кто-то из её посредников.

Чтобы обезопасить себя от таких рисков, крупные покупатели пытаются переложить ответственность на контрагентов, и в том числе первичных производителей. Они включают в договор пункт, что если ФНС не примет у них НДС к вычету, разрыв обязан погасить поставщик, и так по всей цепочке вплоть до производителя продукции.

– Доказывать свою непричастность сельхозпроизводителям придётся уже в суде, также как и то, были ли они достаточно осмотрительны при заключении сделки, – объяснила Ольга Проскурина.

Учитывая существование такой проблемы, специалист считает сервис, публикую­щий информацию о налоговых разрывах, очень полезным: «Пока не знакома с работой конкретно этого ресурса (Ассоциации добросовестных участников рынка АПК. – Прим. авт.), но если он будет показывать, насколько качественно поставщик платит НДС, какие у него поставщики и так далее – всю цепочку, то это обезопасит и защитит интересы как производителей, так и покупателей сельхозпродукции».

– Бизнес – барометр коррупции. Было время, когда он зашкаливал, а сейчас начинает выходить на нормальные показатели. В сельском хозяйстве, надо признать, было много беспорядка во всех проявлениях и на разных уровнях как со стороны участников рынка, так и со стороны контролирующих органов. Теперь же всё упорядочивается, – считает Михаил Марышев, руководитель комитета по АПК РОО «Опора России». – Кому нечего скрывать, кто является добросовестным участником рынка, платит налоги, не стоит опасаться раскрытия информации.
Напротив, если вы хотите участвовать в торгах, находить себе новых клиентов, развивать бизнес, нужно стремиться к большей открытости, популяризации компании, присутствию в информационном пространстве. Это ваше конкурентное преимущество: крупные компании быстрее заключат с вами договор, ведь им не придётся тратить время на проверку вашей благонадёжности и анализ рисков. Скорость заключения сделки может сулить множество выгод: более высокую цену, оперативность закрытия сделки, быстрее можно получить финансовый расчёт, чтобы оплатить свои расходы и пр. Вот почему такие сервисы крайне необходимы: они позволяют ускорить бизнес-процессы, оптимизировать кадры, сокращая расходы на службы безопасности, сотрудников юридического сопровождения.

По мнению Михаила Марышева, публикация сведений не повышает риск рейдерских захватов предприятий, о чём беспокоятся участники рынка.

– Если кто-то задаётся конкретной целью, то использует совсем другие источники, как правило, внутри самого предприятия. Например, споры между партнёрами или сотрудниками, которые порождают коммерческие, а не налоговые разногласия, – считает эксперт. – Моё мнение: в период глобальной цифровизации любые дополнительные ресурсы дают больше возможностей, чем угроз. Уверен, скоро процессы упростятся настолько, что путём одного нажатия «мягкой кнопки» на смартфоне можно будет решить массу задач и алгоритмов.

Главное – проявлять предпринимательскую сноровку, развивать бизнес, двигаться вперёд.

Источник: agrobook.ru

Теги     зерновые      НДС      ФНС      РФ      налоговая тайна   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Обзор товарных рынков на 18 ноября 2024
На прошлой неделе американские экспортеры продали необычно большие объемы кукурузы, которые раньше были возможны только при активном участии Китая на рынке. Но на этот раз Китай отсутствовал, и его намерения по импорту пока остаются неясными.
В Казахстане наблюдается рост экспорта зерновых (Видео)
Более 8 тысяч единиц сельхозтехники продано с начала года в Казахстане. Это на 52% больше по сравнению с прошлым годом.