Лужков готов заниматься поставками продуктов для фаст-фуда Михалковых
13 April 2015, 08:03
Экс-мэр столицы по доступным ценам предлагает кинематографистам экологически чистую гречку и баранину.
Экс-мэр Москвы Юрий Лужков готов выступить поставщиком продовольственных продуктов и мяса для сети питания «Едим дома!», которую планируют создать режиссеры Никита Михалков и Андрей Кончаловский. Об этом «Известиям» рассказал сам бывший столичный градоначальник, который сегодня в свои 78 лет развивает сельское хозяйство в Калинградской области. По мнению Лужкова, чтобы составить конкуренцию «Макдоналдсу», продукты в планируемой кинематографистами сети общественного питания должны быть российского производства и высокого качества. Он также подчеркнул, что цены в «Едим дома!» должны быть ниже, чем в популярных в России иностранных предприятий фаст-фуда.
— С Андреем Кончаловским нас долгие годы связывают добрые отношения, и я готов, если понадобиться экологически чистая продукция, поставлять ее по договорным ценам для сети «Едим дома!», в частности баранину, зерновые – гречку, овес и пшеницу, — говорит Лужков. – Партнером я быть не хочу, в бизнес с Никитой Михалковым я точно не пойду по известным причинам.
Напомним, в 2010 году мэр Москвы Юрий Лужков отказал Никите Михалкову в строительстве Дворца кинофестивалей из-за чего отношения между политиком и режиссером испортились.
Лужков идею создания русской сети питания «Едим дома!» поддерживает, однако он обратил внимание, что конкурентноспобным проект Михалкова и Кончаловского может быть только при условии, что качество предлагаемой россиянам продукции не будет уступать зарубежным игрокам фаст-фуда.
— В нашей стране всегда были придорожные трактиры, кафе русской кухни– и своя альтернатива «Макдоналдсу» у нас должна быть. Тем не менее, я немного удивлен, что общепитом решили заняться успешные кинематографисты: рестораторство далеко от их основной деятельности. Но, может, это будет новая линия в жизни Михалкова и Кончаловского – дай Бог им успеха. И я это говорю без иронии, — сказал Лужков. – Самая большая проблема в начале пути — правильно посчитать стоимость проекта и найти достойных поставщиков продукции, которая по качеству должна быть не хуже, чем у «Макдоналдса», который с открытия своего первого кафе в России тщательно следит за продовольствием, используемом в сети. «Макдоналдс» потратил много времени на то, чтобы найти нужные в России хозяйства, производство которых (даже в выращивании таких простых культур как картофель, помидоры, зелень) соответствовало их требованиям. Все сырье, используемое в российской сети фаст-фуда должно быть отечественным, но сельское хозяйство сейчас в упадке.
Также Лужков уверен, что сеть питания «Едим дома!» может стать популярной, если она будет постоянно расширяться, выходя в новые регионы — проект не должен быть локализован в одном городе.
— Стоимость блюд должна быть доступной, но при этом продукция должна быть полезнее – нужна привычная россиянину домашняя еда, — отметил экс-мэр.– Количество заявленных кинематографистами точек питания на начальном этапе может кому-то показаться заоблачными, но это не так. Более того, сеть нужно будет со временем еще расширять, потому что система питания без постоянного увеличения количества точек – бесперспективна.
Комментарии Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова получить не удалось.
Ряд СМИ уже сравнил проект Кончаловского и Михалкова с московской сетью общественного питания «Русское бистро», открытой по инициативе Юрия Лужкова в 1995 году. В конце 90-х — начале нулевых «фаст-фуд по-русски» также, как и амбициозный замысел кинематографистов, стремился обойти своего главного конкурента на рынке — «Макдоналдс», однако в 2005 году столичная сеть питания, насчитывающая тогда в Москве около 30 кафе, закрылась.
Как рассказал Лужков, проект «Русское бистро» оказался провальным из-за финансовых разногласий между поставщиками и владельцами сети быстрого питания.
— Само слово «бистро» существует уже более 200 лет, c того момента как наши войска в 1812 году вошли в Париж. Cолдаты хотели быстро закусить и выпить, предприимчивые французы стали открывать небольшие кафешечки, называя их «бистро», то есть быстро. Мы хотели в 90-х реализовать нечто похожее, и основали сеть национальной быстрой кухни. Однако сделать ее успешной не очень получилось, и не из-за того, что перспективы не было — организаторы сети хотели на кафе очень быстро заработать и предложили в середине 90-х увеличить цены на меню, а я им в этом отказал. Я обосновал свою позицию – рост цен в тот период был огромный. Мы не нашли золотой середины, которая бы устроила и московскую власть и предпринимателей, — пояснил Лужков. — Государственный бюджет не был использован вообще. Мы привлекали инвесторов, рестораторов – городу «Русское бистро» было интересно. Но разногласия с бизнесом по ценам привели к тому, что доходность предприятия организаторам оказалась неинтересной.
Первоначально, по словам Лужкова, идея создания «Русского бистро» принадлежала экс-главе департамента потребительского рынка столицы Владимиру Малышкову. Ранее сообщалось, что 21% акций компании в свое время владел его сын Игорь Малышков. Кроме того, среди акционеров значились: ООО «Тринити», ООО «Рубин», АОЗТ «Хельга». В момент создания сети в 1995 году самый большой пакет — 44,4% — принадлежал московскому правительству.
По словам самого Малышкова на реализацию «Русского бистро» потребовалась около $2 млн.
— Проект был несвоевременен, мы слишком рано начали реализовывать идею национальной сети питания – мы попали в дефолт с «Русским бистро». На момент открытия общепита доллар стоил 6 рублей, а через год за американскую валюту уже предлагали 24 рубля. Государство не выделило денег на проект, просто город дал через банк кредит «Русскому бистро» — сначала $1,1 млн, затем нам понадобилось еще около $900 тыс. на развитие сети и закупку оборудования, — говорит Малышков.– Деньги нужно было возвращать, мы окупились и вернули их, но доходности практически не было. «Русское бистро» было финансово несостоятельным и неконкурентоспособным, несмотря на то, что спрос был хороший. Наши компаньоны разъехались, а поставщиков продукции не устраивало то, что Лужков на момент дефолта запретил торговле на год продавать товары по новым ценам (тогда все подоражало в шесть раз, в том числе и коммунальные услуги). Банкиров, инвесторов тоже было невозможно заинтересовать в русским фаст-фудом – у них были другие проблемы.
Малышков уверен, что запрашиваемой Михалковым и Кончаловским у государства суммы в 1 млрд рублей не хватит на реализацию по всей России проекта «Едим дома!»
— Этих денег хватит максимум на развитие сети в двух областях страны, а проект нужно будет развивать и быстро. Более того, за четыре года, как заявляли режиссеры, сеть питания не окупиться. По опыту могу сказать, что, чтобы вернуть деньги и еще развиться, сети общепита нужно не меньше 7-8 лет, — считает Малышков. – Идея Михалкова с Кончаловским – хорошая, но начинать проект с заявления, что «Едим дома!» будет альтернативой «Макдоналдсу» – неправильно. Это должна быть, прежде всего, альтернатива образа питания, более здоровая. Нужно проработать концепцию, обдумать меню – в нем должно быть большее овощей, оно должно быть дешевым, кухня – домашней. Это важно и удобно для организаторов сети, потому что подобрать для россиянина рецептуру продукции будет несложно, он уже привык с детства к щи, картошке. Главное – разнообразие.
Также экс-чиновник считает, что развивать сеть национальной кухни нужно на промышленной основе, заручившись поддержкой органов региональной власти.
— В нынешних экономических реалиях создать сеть питания и причем недорогого будет сложно без помощи государства. Нужно будет подключить к проекту не только городские власти, но и муниципальные – они могли бы предложить льготы, в частности по аренде, коммунальным услугам. Тогда это действительно будет всенародная организация питания, — сказал Малышков. – Чем больше будет точек питания, тем и цена на продукцию будет ниже, однако, я сомневаюсь, что стоимость продукции «Едим дома!» будет дешевле, чем у того же «Макдоналдса».
Гендиректор аналитического агентства «Сегмент» Денис Никитас рассказал, что чаще всего торговые сети и предприятия общепита выбирают крупных поставщиков, готовых предложить большой спектр продовольственных товаров.
— Если фирма работает по всей стране, то выгодно заключать контракты с производителями, посредниками-оптовиками, готовыми обеспечить продуктами сразу все торговые точки. По замыслу Михалкова и Кончаловского, закупка продуктов для общепита будет у местных поставщиков, то есть, например, точки в Тверской области будут обеспечивать продовольствием местные производители– это экологично, но будет дороже, чем закупка товаров у одного оптовика. Крупный поставщик за счет больших объемов продаж может обеспечить низкую закупочную стоимость продовольствия – экономии будет больше, чем от сокращения расходов на перевозку, — пояснил Никитас. — Компании-поставщику выгодно иметь гарантированного заказчика продукции, а организаторам общепита — оптовика, способного закрыть позицию (даже одну), но во всех точках продаж – так работает большинство крупных торговых сетей.
Напомним, в начале апреля 2015 года режиссеры Никита Михалков и Андрей Кончаловский заявили о намерении создать общероссийскую сеть быстрого питания «Едим дома!». Кинематографисты направили письмо президенту РФ Владимиру Путину с просьбой поддержать проект, однако, по словам Кончаловского, финансовой помощи от государства режиссеры не просили. Кинематографисты планируют построить две фабрики-кухни, 41 кафе и 91 точку продажи готовой продукции. Приблизительная цена проекта — 971 млн рублей, а заявленный срок окупаемости его – 4,8 года.
Ваш комментарий
|
|