Комментарий. Овощи — двигатель инфляции. Отечественные – в меньшей степени
13 June 2013, 16:00
Росстат в подсчетах за май зафиксировал рост уровня инфляции. В пересчете на год она оценена в 7,2%. Это заметно больше в сравнении с плановым показателем – 6,5%. Эксперты отмечают как признак ускоряющейся инфляции на потребительском рынке тот факт, что с мая 2012 года по май текущего цены поднялись вообще на 7,4%.
Среди наиболее значимых факторов ускорившегося роста потребительских цен – овощной сектор рынка. В среднем, за январь-май текущего года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года плодоовощная продукция подорожала на 16,8%. Впереди лишь алкогольные напитки – 17,8%. Отстали даже хлеб и хлебобулочные изделия – 15,4%, макароны – 11,4%, Для сравнения: в годовом исчислении цены на молоко увеличились на 5,3%, мясо и птицу – на 4,5%, яйца – на 4,6%, а сахар даже подешевел на 0,2%.
Последний месяц весны не улучшил ситуацию. Плодоовощная продукция за май (по сравнению с апрелем) подорожала аж на 6,5% (выпивка – на 0,8%). При этом свекла, картофель, капуста белокочанная свежая и лук репчатый стали дороже в 1,2 — 1,3 раза, морковь — на 11,4%. Правда, одновременно на 15,8% и 12,0% соответственно снизились цены на свежие огурцы и помидоры, на 0,8% — на чеснок.
А как складывается ситуация на локальных участках овощекартофельного рынка? Интересные данные в этой связи приводятся в ежемесячных маркетинговых исследованиях Картофельного союза. Исследована продукция 67 торговых точек города Москвы, включая 19 торговых сетей, в том числе АБК, Атак, Ашан, Билла, Виктория, Гелерт, Дикси, Копейка, Магнит, Магнолия, НАШ, Окей, Остров, Перекресток, Пятерочка, Родной, Алклмаркет, 7 континент, Магазины у дома.
Собраны данные по ценам на картофель, морковь, свеклу, репчатый лук, капусту. С учетом специфики торговли исследовалась ценовая ситуация на мытую и грязную продукция, овощи, реализуемые навалом и в различных видах тары.
Даже первый взгляд на приведенные в исследованиях средние данные за апрель и май показывают: столица в основном следует в фарватере общероссийских тенденций. Вот как сложились розничные цены (в рублях за 1 кг).
Морковь мытая подорожала с 37,3 руб. в апреле до 42,4 руб. в мае, немытая – с 30,6 до 37,1 руб. соответственно. Для свеклы мытой цены составили соответственно 22,9 и 36 руб., для грязной – 23,7 и 31,1 руб. Капуста стоила соответственно 24,9 и 28 руб., лук нефасованный — 19,5 и 26,2 руб. А вот фасованный лук подешевел – с 34,7 до 29 руб. Также как, впрочем, и картофель: мытый – с 50,6 до 48,1 руб., грязный – с 28,9 до 26,9 руб. за 1 кг.
Кстати говоря, в грязном виде в Москве в апреле продавалось 55% свеклы, 37% моркови, 34% картофеля, в мае соответственно 42%, 37% и 32%. Навалом реализованы вся капуста. лук нефасованный, 92% немытой свеклы и моркови, 66% картофеля грязного, зато мытый на 80% уходил с прилавков в затаренном виде. В территориальном разрезе, некоторые регионы, исследованные экспертами Картофельного союза, глубже, чем столица готовили (то есть мыли и затаривали) овощи, но большинство предпочитали товар в его натуральном виде.
Обращает на себя внимание большой разброс цен на один и тот же товар по сетевым магазинам. Возьмем, к примеру, картину за май. Мытый картофель стоил 63,4 руб. в Магнолии и 31,9 руб. в Пятерочке. Для немытой бульбы диапазон намного меньше: — 31,1 руб. в 7-м Континенте и 23,2 руб. в Магнолии. По мытой моркови колебание цен от 34,9 до 58 руб., по немытой – от 30 до 50 руб., по мытой свекле – от 30 до 40 руб., по немытой – от 28 до 32 руб. Лук фасованный можно было, порыскав по сетям, купить и за 16 и за 40 руб., нефасованный –от 16 до 31 руб., капусту – за 16 и 32 руб.
Походы в магазины убеждают, что далеко не во всех магазинах утруждают себя должным разбором овощей по качеству. Дотошный покупатель приурочивает свой визит к свежей «выкладке» товара на стеллаж и уходит с первоклассным луком и картофелем, в то время как его менее опытный и удачливый коллега, не сумевший воспользоваться правом «первой ночи», довольствуется покупкой с гнильцой. И этот полубрак часами не освежается, отталкивая мало-мальски взыскательного покупателя.
Откуда дровишки, вернее, овощи на прилавке? Судя по данному исследованию, даже в столице происхождение многих партий товара неизвестно. В мае по свекле без «прописки» оказалось более 40% продукции, картофелю грязному – 40 %, луку нефасованному, мытой моркови – порядка 50%, капусте – 74%, и лишь у мытого картофеля и фасованного лука эта доля составила 20%.
Установленный отечественный адрес в мае был в наибольшей степени у фасованного лука – 79%, у половины свеклы, грязной моркови и картофеля, и у небольшой части мытой моркови и капусты.
А что с импортом? Через границу – по отчету — поступило 35 — 40% мытых картофеля и моркови, до 10% свеклы и капусты. А уж что там сидит российского и забугорного в «безадресных» овощах, неизвестно.
Отечественный товар в целом доступнее импортного. Так, в апреле наша капуста была почти на 15 руб. за 1 кг дешевле завозной (а в мае соответственно 27 и 28 руб.). А вот, как сложились майские розничные цены (округленно) на соответственно импортныеи отечественные: картофель мытый — 65 и 42 руб., немытый – 38 и 26, морковь мытая – 47 и 40, лук – 23 и 22, свекла – 49 и 31 руб. В апреле разница в пользу отечественного товара была даже больше.
Рост цен на овощных прилавках продолжается. По данным Росстата, за первую неделю лета цены на плодоовощную продукцию в среднем увеличились на 1,8%, в том числе на картофель — 4,4%, капусту и лук — 2,8% и 2,1% соответственно.
Изменит ли эту тенденцию массовое поступление продукции нового урожая – так как это было в благоприятном 2011 году?
Увидим, ждать недолго.
_____________________________________________________________________________________________
О наиболее актуальных вопросах экономического развития зернового рынка, международного торгового импульса, инструментах управления ценовыми рисками, а так же новых подходах в организации международной логистики, Вы можете узнать на Мировом Зерновом Форуме «Global Grain Sochi», который состоится 26 — 28 июня 2013 г. в городе Сочи.
Здесь Вы можете подать заявку на регистрацию.
Ознакомиться с планом мероприятий можно в разделе «Бизнес-мероприятия»
_____________________________________________________________________________________________
Ваш комментарий
|
|