Китай будет строить в Украине глубоководный порт
06 December 2013, 14:18

Проект, по словам гендиректора «Киевгидроинвеста», предполагает строительство нескольких терминалов и зернохранилища на 20 млн тонн, а его акватория будет вырыта прямо на суше с применением уникальных технологий, что позволит принимать межконтинентальные корабли с глубокой осадкой.

 

В рамках украинско-китайского бизнес-форума и в присутствии президента Украины Виктора Януковича в Пекине украинская компания «Киевгидроинвест» и китайская компания BICIM подписали меморандум о строительстве глубоководного порта в Крыму.

 

На президентском портале об этом документе сказано короткой строкой, а сам президент и вовсе ничего не говорил о проекте. Но гендиректор «Киевгидроинвеста» Алексей Мазюк, более известный как владелец компаний, ведущих незаконную добычу песка на Донузлаве и под Севастополем, уже поделился подробностями со СМИ.

 

Так, по его словам, на средства китайских инвесторов в рамках государственно-частного партнерства на территории Сакского района около поселка Фрунзе будет построен порт с глубиной акватории до 25 метров. Мазюк отметил, что в результате Украина получит половину из построенного, а сам проект станет первым в стране «масштабным инфраструктурным проектом», реализованным на деньги инвесторов без государственных гарантий.

 

Мазюк добавил, что решение о реализации проекта было принято еще месяц назад, а работы начнутся уже в следующем году. Ориентировочная цена строительства первой очереди проекта составляет 3 млрд долларов. Первая очередь будет реализована примерно через 4-5 лет.

«Исходя из того, что расчетная мощность порта – от 140 млн тонн в год, можно посчитать, что только портовые и другие сборы принесут государству не менее полутора миллиарда долларов в год», – констатировал Мазюк в комментариях для СМИ.

Примечательно, что, по его словам, через порт будут идти товары как из Азии в Европу, так и в обратном направлении.

 

В то же время, в Крыму об этом проекте практически ничего неизвестно. В начале ноября инвестиционный вице-премьер Крыма Рустам Темиргалиев в интервью изданию «Крымское Эхо» рассказал, что пока идет изучение технико-экономического обоснования проекта, причем рассматриваются два проекта: на озере Донузлав и в районе поселка Фрунзе. Темиргалиев тоже озвучил планы по углублению фарватера для больших судов глубиной до 25 м, но также сообщил и о необходимости строительства канала в море протяженностью 9 км. Порт, по его словам, будет специализироваться не только на вывозе зерна – через него пойдет и продукция припортовых заводов по производству машин и оборудования. Однако, говоря о серьезности китайской стороны в деле строительства порта, Темиргалиев не был столь категоричен: «На уровне намерений – да, на уровне конкретики – пока не очень».

 

Не в курсе планов по строительству порта на подшефной территории глава Сакской райгосадминистрации Александр Овдиенко. На просьбу «Нового Региона» поделиться деталями масштабнейшего для Крыма проекта он не смог добавить ничего к озвученному в прессе.

 

«Проект – не вопрос трех дней, недели и даже месяца. Это большая длительная процедура, и, безусловно, исследования по этому направлению проходили на уровне Кабмина и Администрации президента. Но я недавно назначен, и могу предположить, что все эти работы велись до меня. И второе: речь идет не о проекте, а о меморандуме, то есть о намерениях. Они намереваются приступить к разработке технической документации по порту. Реализация меморандума и будет как раз отвечать тем вопросам, которые вы задаете. Прибудет группа экспертов, осмотрится на месте, а пока это предложение, которое вынесено «Киевгидроинвестом», – сказал Овдиенко. – Основные ответы на эти вопросы мы получим в ближайшее время».

 

Он также считает, что меморандум подписан в развитие правительственного постановления №327 от 29 апреля 2013 года, которым была образована межведомственная рабочая группа по вопросам подготовки и реализации инвестиционного проекта развития государственного предприятия «Евпаторийский морской торговый порт». К слову, в состав этой группы входит президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах, который занимался организацией поездки предпринимателей на украино-китайский бизнес-форум вместе с президентом Украины. Не исключено, что скандально известный в Крыму Алексей Мазюк воспользовался удобным случаем и за скромную официально установленную плату в сумме чуть менее 2500 долларов попал в состав делегации для подписания меморандума.

 

Намного более категоричен в оценке проекта в комментарии «Новому Региону» был народный депутат от Партии регионов Олег Параскив, избранный по мажоритарному округу, в границы которого входит Сакский район. «Никто не даст построить здесь порт! Кто бы и что ни говорил, но юридические вопросы придется пройти от начала и до конца. Сейчас же нет никаких согласований, нет экономического обоснования, нет экологической экспертизы. Да и самого проекта нет на бумаге. Вопрос: кто выделит порту землю? Если речь идет о «суше», то это земли Национального университета биоресурсов и природопользования Украины – у сельсовета земли попросту нет. Если это одно из озер на побережье, то все еще намного сложнее, – отметил Параскив. – И наконец, никто не спросил людей! Еще ни один проект порта на западном побережье Крыма не был реализован, и во многом потому, что любой из них – это могильник для курортов. А порт таких масштабов и с указанными объемами работ по углублению грозит убить не только курорты, но и побережье в целом».

 

Нардеп также скептически отозвался о перспективах для крымчан в случае строительства порта. «Допустим, порт построят. Китай будет вывозить пшеницу и кукурузу для своих нужд, а что получат крымчане? Все доходы пойдут в карман тем, кто реализует проект, Крыму достанутся крохи: и в виде налогов, и в виде рабочих мест. В то же время, оценить ущерб в каких-то соизмеримых деньгах попросту невозможно», – заключил он.

 

Известный крымский политолог, член экспертного совета при Совмине Крыма Сергей Киселев видит в строительстве порта на условиях китайцев угрозу гораздо большего масштаба. По его мнению, порт строится с одной целью – превратить Крым в сырьевую базу. «Порт строится для вывоза зерна из Крыма, где китайцам в аренду предполагается отдать около 160 тыс га земли для производства пшеницы и кукурузы.

 

Планируется получать с этой площади какие-то немыслимые урожаи – 8 млн тонн. Кто не знает, тому сообщу, что в самые благоприятные годы во всём Крыму собирали едва больше 2 млн тонн. Можно предположить заранее, что подобные урожаи будут возможны не только потому, что китайцы будут применять капельное орошение, но и будут вносить в почву чудовищные дозы минеральных удобрений. В конечном счёте, это приведёт к полному истощению почвы, изменению химизма среды, загрязнению подземных вод и т.д. Порт на западном побережье убьёт его как курорт», – подчеркивает он.
По его словам, подобные проекты традиционно применяются к странам, которые в прошлом были колониями, причем в основном в Африке.

 

«Многие «патриоты» Украины считают, что она была колонией России. Осуществление подобных проектов показывает, что если в отношении прошлого можно ещё поспорить, то её сегодняшний статус однозначен! Всего китайцам планируется передать для производства сельхозпродукции 3 млн га в Днепропетровской и Кировоградской областях. Многие гордятся, что Украина стала на путь капиталистического развития, избавилась от «совка». Сегодня мы имеем уникальный пример, когда социалистическая страна будет использовать капиталистическую в качестве колонии», – резюмировал Сергей Киселев.

 

Отметим, что главный вдохновитель проекта по строительству порта, гендиректор ООО «Киевгидроинвест» Алексей Мазюк, по сообщению «Центра журналистских расследований», формально возглавил компанию 15 ноября 2013 года – буквально накануне поездки в Китай, когда решение по проекту уже было принято. Он же – единственный учредитель этого ООО, входящего в условную группу скандально известной компании «Суэста», наряду с ЧАО «Южная инвестиционная компания» и ООО «СэндИнтерМарин». Последние отметились незаконной добычей песка на озере Донузлав и в районе мыса Фиолент под Севастополем, которую вели на протяжении нескольких лет, невзирая на запрещающие решения судов и контролирующих органов.

 

Вследствие многолетней промышленной выборки песка компаниями Мазюка с Донузлавского месторождения нарушился установившийся естественный профиль дна. По этой причине песок соседних пляжей волновыми движениями и течениями переносится к местам его забора. Глубина карьера здесь достигла 12 м, что при сейсмических подвижках может привести к катастрофе – прорыву и последующему размыву песчаной косы озера морскими штормами. Уже сейчас широкие пляжи региона буквально съедаются морем.

 

В районе поселка Фрунзе в Сакском районе существует два озера, причем оба – лечебные: совсем небольшое Багайлы, на котором невозможно организовать ничего больше, например, яхтенной марины, и Кызыл-Яр, расположенное в 10 км южнее Сак и отделенное от моря узкой полоской суши. Его площадь – 8 кв. км, длина- 5,7 км, наибольшая ширина – 2,1 км. Средняя глубина составляет 2 м, а максимальная – 3,7 м.

Теги     Украина      Китай      порт      строительство   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
РФ повысит экспортную пошлину на пшеницу
Это произойдет с 27 ноября , отметили в Минсельхозе
Аграрии из новых регионов получат субсидии на сохранение рабочих мест в АПК
Кабмин выделит субсидии аграриям из новых регионов на сохранение рабочих мест