Итоги российского эмбарго
29 December 2014, 09:35

Российский АПК, много лет заявлявший о том, что не может «развернуться» от засилья импортного продовольствия, в уходящем году, казалось бы, получил полную возможность показать все, на что способен.

 

Шлагбаум, резко опустившийся 7 августа перед продовольствием из США, Канады, ЕС, Австралии и Норвегии — а это были крупнейшие поставщики продовольствия в РФ — освободил значительную часть рынка и предоставил отечественным аграриям замечательную возможность занять ее. К тому же резко обвалившийся рубль сделал менее конкурентоспособным импорт продовольствия из стран, не подпавших под санкции. Словом, возможностей стало еще больше. Но время показало, что далеко не все расчеты были приняты во внимание.

 

В результате, как подсчитали специалисты Института стратегического анализа ФБК, с 7 августа по 25 ноября только из-за роста цен на продовольствие российские потребители уже заплатили за антисанкции почти 45 млрд рублей, дополнительные расходы за год могут составить 147,3 млрд рублей. Декабрьская турбулентность финансовых рынков только добавила динамики этому процессу.

 

Упущенной возможностью укрепить экономику хозяйств в этом году может стать и ограничение экспорта зерна, который резко активизировался в связи с высоким урожаем и возросшими ценами из-за валютных колебаний.

 

Что с возу упало

 

По данным Минсельхоза, в результате запрета из импорта «выпало» 47,2% (848,5 тыс. тонн) мяса, в том числе 72,7% (450,8 тыс. тонн) свинины и 64,8% (338,7 тыс. тонн) мяса птицы. Кроме того, российский рынок потерял 38,5% (3,64 млн тонн) молока и молочных продуктов, в том числе 60% (249,9 тыс. тонн) сыра, 25,2% (1,6 млн тонн) овощей и фруктов.

 

Вот то поле, которое по расчетам инициаторов запрета в значительной степени должны были занять отечественные производители, мечтавшие о «зачистке» рынка от импорта. Но оказалось, что все не так просто.

 

Как решили в Минсельхозе, для того, чтобы выполнить задачу импортозамещения, отрасли просто необходимы дополнительные средства. И немалые. Их объем подсчитали быстро — и уже в конце августа глава ведомства Николай Федоров заявил, что на 2015-2020 годы дополнительно потребуется 636 млрд рублей.

 

Импортозамещение или импортосмещение?

 

С самого начала было понятно, что российский АПК будет не в силах сразу заместить ту продукцию, что попала под запрет, поэтому начался поиск альтернативных поставщиков. Причем делалось это с такой скоростью, что у подъезда Минсельхоза машины зарубежных делегаций едва успевали сменять друг друга. «К нам выстроилась очередь желающих поставлять свою продукцию», — едва сдерживая гордость, заявлял в то время Федоров.

 

В эту очередь, по данным Минсельхоза, встали страны СНГ, Китай, Венгрия, Монголия, Египет, Аргентина, Сербия, Турция, Израиль, Сирия, Иордания, Иран, Марокко, Гватемала, Никарагуа, Вьетнам, Индия. Вопросы доступа сельхозпродукции на российский рынок обсуждались в ходе технических консультаций Россельхознадзора со специалистами Бразилии, Чили, Уругвая, Эквадора, Колумбии, Парагвая, Мексики, Перу, Грузии, Пакистана, Ливана, Кении.

 

Причем, если раньше говорилось, что поставки продовольствия из ряда этих стран могут сопровождаться заносом опасных заболеваний, то перед лицом грозящего дефицита продовольствия эти опасения хоть и не ушли на второй план, но как-то потускнели.

 

Цены пошли вверх

 

Как считает генеральный директор Института аграрного маркетинга (ИАМ) Елена Тюрина, продукция и дальше будет дорожать. О том, что основным предварительным результатом запрета пока стало не импортозамещение, а импортосмещение, свидетельствуют и данные Росстата.

 

То, что эмбарго подтолкнуло рост цен, признают и в Минсельхозе, но с оговоркой, что резкого роста цен удалось все-таки избежать. Но что понимается под «резким ростом», неизвестно.

 

По данным Росстата, в октябре средние цены сельхозпроизводителей на сырое молоко повысились на 13% по сравнению с октябрем прошлого года, на крупный рогатый скот — на 13,6%, на свиней — на 13,6%, на птицу — на 28,6%, на картофель — на 13,8%.

 

Причем, как показывает мониторинг самого Минсельхоза, в ряде регионов цены на подпавшие под эмбарго продукты с 11 августа (начало мониторинга) по 17 декабря буквально взлетели. Так, говядина в Смоленской области подорожала на 39,2%, в Московской — на треть. Лидером по росту цен на свинину стала Московская область — на 35%.

 

Семь раз отмерь

 

Причины создавшегося положения многие эксперты, опрошенные «Интерфаксом», видят в том, что решение от 7 августа было не только не до конца просчитано, но и не оправдано.

 

«Решение о запрете импортного продовольствия было больше политическим, чем экономическим», — считает Тюрина из ИАМ. «Это чисто политическое решение, которое было рассчитано на ответный ущерб как компенсацию предполагавшемуся тогда экономическому ущербу для России, — более категоричен президент Agrifood Strategies Альберт Давлеев. — У нашей страны не было других средств воздействия на Запад, кроме ограничения поставок газа в Европу или нефти на мировые рынки — чего никогда бы она себе не позволила — и ответа в виде продовольственного эмбарго».

 

Изо всех щелей

 

Одним из подтверждений того, что решение о продэмбарго было во многом спонтанным, стал огромный поток контрабанды, которая, как выразился один из экспертов, «полезла изо всех щелей», в том числе и через страны Таможенного союза.

 

«Уже есть официальные данные, подтверждающие, что контрабанда мясных и молочных продуктов выросла на 40%, — говорит Андрей Олейник из «Базового Элемента». — Контрабанда идет через Казахстан, Белоруссию, Сербию».

 

По его словам, фактически вернулась ситуация 90-х годов, когда происходил так называемый «перепак» (переупаковка) запрещенной продукции и ввоз ее под видом продукции из «разрешенных» стран.

 

Это подтверждают и многочисленные сообщения Россельхознадзора, специалисты которого чуть ли не каждый день задерживают польские яблоки под видом сербских, свинину из стран ЕС под видом черногорской. Сообразительные контрабандисты нашли сразу массу способов, как обойти российский запрет.

 

Один из этих способов даже рассорил Россию с партнерами по Таможенному союзу, прежде всего, с Белоруссией, через которую потекли поставки запрещенной продукции.

Плюсы эмбарго

 

И все-таки предпринятые шаги в сторону большей независимости от импортного продовольствия не были напрасными, считают эксперты, подчеркивая, что рассчитывать на быстрый эффект было бы опрометчиво.

 

Более того, эмбарго позволило вскрыть ряд серьезных проблем в отечественном АПК. Поэтому в число приоритетных задач на ближайшие годы Минсельхоз РФ ставит расширение производства молока, овощей открытого и закрытого грунта, формирование сети оптово-распределительных центров, создание семеноводческих и селекционно-генетических центров.

 

Кроме того, заметен интерес к проектам по глубокой переработке зерновых культур.

 

По словам Тюриной, последнее время отмечается и более рациональный подход к финансированию проектов по производству мяса, прежде всего свинины и птицы.

 

Давлеев видит в эмбарго «большой национальный плюс». «Его трудно измерить объемами или деньгами, но психологический эффект привел абсолютное большинство россиян к укреплению доверия к отечественным продуктам питания, веры в возрождение российского сельского хозяйства и гордости за свою страну, способную показать независимость от других стран», — заявил он.

 

Тем не менее, признает эксперт, любые ограничительные меры не могут и не должны приниматься экспромтом, а требуют глубокой системной, стратегической проработки, анализа и подготовки на уровне нескольких возможных сценариев развития и их последствий.

Теги     эмбарго      итоги      РФ      импортозамещение   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Немецкие фермеры сеют больше озимой пшеницы и рапса для урожая 2025 года
Посевные площади озимой пшеницы в Германии под урожай 2025 года были увеличены на 12,3% по сравнению с прошлым годом и составили около 2,8 млн га, сообщило в пятницу национальное статистическое агентство Германии.
США выиграли спор с Мексикой по поводу генно-инженерной кукурузы
США одержали победу в споре с Мексикой по поводу генетически модифицированной кукурузы, что поставило под угрозу поставки зерна крупнейшему американскому потребителю.