И в дальнейшем намерены держать рынок услуг по отгрузке зерна интервенционного фонда под жестким контролем
13 June 2013, 17:00
В преддверии Мирового Зернового форума «Global Grain Sochi», который состоится 26-28 июня в городе Сочи, руководитель ФАС России Игорь Артемьев любезно согласился ответить на вопросы журналиста IDK.RU, касающихся усовершенствования таможенно-тарифного регулирования и регулирования с точки зрения конкурентного права, процессов, связанных с поглощениями, созданием новых хозяйствующих субъектов, развитием производственной базы в сфере АПК, рассказал о предложениях со стороны ФАС, вносимых при разработке законопроектов и нормативных актов.
— Игорь Юрьевич, ФАС уже давно ратует за изменение механизма распределения бюджетных средств, в этом году будут ли предприняты новые попытки быть услышанными?
— В настоящее время государственная поддержка агропромышленного комплекса в России проводится в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Предоставляется она в виде субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов страны на государственную поддержку отраслей животноводства, растениеводства, экономически значимых региональных программ, в- возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, техническую и технологическую модернизацию и другие направления. После этого субсидии распределяются уже органами управления агропромышленными комплексами субъектов Российской Федерации.
По нашему мнению, такая система субсидирования имеет ряд недостатков: государственная поддержка не ориентирована на достижение максимальной урожайности, система субсидирования не является прозрачной, отсутствует равный доступ к субсидиям для всех сельхозтоваропроизводителей. Это, например, подтверждается многочисленными обращениями в ФАС России и ее территориальные органы.
В последнее же время как на федеральном, так и на региональном уровне осуществляется переход на систему субсидирования, ориентированную на результат, при которой размер субсидии, выдаваемой на 1 литр реализованного товарного молока высокого качества, 1 кг мяса или мяса птицы, напрямую зависит от объемов производства продукции и ее качества.
Мы, в свою очередь, подготовили предложения по изменению системы субсидирования в растениеводстве, за исключением субсидирования части затрат сельхозтоваропроизводителей по страхованию урожая и процентной ставки по выданным кредитам. Так, по-нашему мнению, субсидирование части затрат сельхозтоваропроизводителей по производству сельхозпродукции должно производиться при соблюдении одного из условий, а именно: реализации сельхозтоваропроизводителем продукции на бирже или регистрации внебиржевых сделок по продаже продукции на бирже. При этом контроль исполнения обязательств по сделкам должен быть возложен на биржу. Это, в свою очередь, предполагает, что биржа будет подтверждать отгрузку продукции контрагенту.
Размер субсидий на возмещение затрат по производству сельхозпродукции, по нашему мнению, также должен определяться для каждого вида сельхозпродукции в зависимости от приоритетных направлений в развитии растениеводства. Расчет же субсидии, которую может получить сельхозтоваропроизводитель при соблюдении этих условий, должен осуществляться на 1 тонну реализации продукции, исходя из максимальной урожайности посевной (посадочной) культуры, сложившейся за последние пять лет на принадлежащей сельхозтоваропроизводителю посевной (посадочной) площади под конкретной сельскохозяйственной культурой с поправкой на коэффициенты, учитывающие природно-климатические условия.
Эти предложения мы уже направили в Аппарат Правительства Российской Федерации и в Минсельхоз России для обсуждения и выработки согласованного решения. Однако, если существующая система субсидирования всё-таки сохранится, то необходимо будет повысить эффективность использования бюджетных средств, которые ограничены, в том числе в рамках обязательств, принятых Россией при вступлении в ВТО.
— Возможно ли ожидать в ближайшем будущем усовершенствования таможенно-тарифного регулирования и регулирования с точки зрения конкурентного права? А также совершенствования регулирования зернового рынка в целом?
— В 2012 г. по сравнению с 2011 г. отмечалась устойчивая динамика роста цен на зерно. Так, в Европейской части России рост цен на зерно составил 92-107%, а в Азиатской части России – 127-145%.
В январе и феврале 2013 г. рост цен на зерно сохранился. В Европейской части России было отмечено повышение на 0,9-5,5%, а в Азиатской части России – на 6,2-9,1%.
С учетом сложившейся ситуации Правительство Российской Федерации приняло меры по стабилизации ситуации зернового рынка и увеличения предложения зерна на внутреннем рынке. Так, с октября 2012 г. осуществляются биржевые торги в рамках государственных товарных интервенций, что, в свою очередь, позволило несколько снизить темпы роста цен на внутреннем рынке. Кроме того, этой весной мы поддержали предложение Минсельхоза России и Минэкономразвития России об отмене 5% ставки ввозной таможенной пошлины на зерно для увеличения предложения зерна на внутреннем рынке за счет роста объемов импортных поставок и усиления ценовой конкуренции на внутреннем рынке зерна, отметив при этом, что эта мера должна носить временный характер – до сбора нового урожая 2013 года. По итогам уборочной кампании этот вопрос может быть вновь рассмотрен.
— Насколько интенсивны процессы, связанные с поглощениями, созданием новых хозяйствующих субъектов, развитием производственной базы в сфере АПК? Ведь ситуация по сравнению с тем, что было, скажем, три-четыре года назад, очень изменилась.
— По оценке ФАС России, основанной на анализе поступающих ходатайств и уведомлений о совершении сделок экономической концентрации, интенсивность процессов, связанных с поглощениями, слияниями и созданиями новых субъектов на рынках агропромышленного комплекса, в последнее время снизилась. В основном ходатайства сейчас связаны со структурированием бизнеса в рамках крупных вертикально-интегрированных структур в отдельных подотраслях сельского хозяйства и пищевой промышленности. Это Группа компаний Русагро, Юг Руси, Группа компаний Черкизово, наши молочные «гиганты» – Данон-Юнимилк и Вимм-Билль-Данн, группа Лесафр и другие. При этом стоит отметить, что количество рассмотренных ходатайств из года в год снижается, а количество уведомлений – немного, но растет, что также свидетельствует о внутригрупповом характере сделок.
Вместе с тем тенденция к усилению экономической концентрации наблюдается на рынке услуг по хранению зерна, положительными моментами которой являются консолидация финансовых средств, инвестируемых на развитие производства, повышение эффективности управления товарными потоками, минимизация промежуточных затрат и, как следствие, повышение конкурентоспособности.
В то же время включение в состав вертикально-интегрированных структур хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по хранению зерна, может привести к созданию дискриминационных условий при доступе к инфраструктуре по хранению, переработке, транспортировке и реализации зерна, в связи с чем ФАС России совместно с территориальными органами в 2013 году проведет анализ состояния конкуренции на этом рынке, по результатам которого будут сделаны предложения по совершенствованию конкуренции.
— Какие меры принимаются федеральной антимонопольной службой для устранения ограничений по свободному обращению зерна и продуктов его переработки между регионами?
— В последнее время каких-либо жалоб на ограничения по свободному перемещению зерна и продуктов его переработки между регионами в ФАС России не поступало. Однако существующая система ветеринарного и фитосанитарного контроля создает определенные барьеры для перемещения зерна по территории страны. В результате в ходе рассмотрения законопроекта «О карантине растений» мы предложили исключить из него положения о необходимости сопровождения карантинными сертификатами каждой партии подкарантинной продукции, ввезенной на территорию России, при перевозках внутри страны. Это предложение, когда один сертификат действует на территории всего государства, было учтено Минсельхозом России.
— Механизм государственных закупочных и товарных интервенций – возможны ли здесь какие-то изменения?
— ФАС России неоднократно рассматривала проекты нормативных актов, направленных на совершенствование механизма проведения государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Так, например, мы предложили внести в них изменения, касающиеся отбора товарных бирж для закупки или продажи агентом сельскохозпродукции и страховых организаций для оказания услуг агенту по страхованию интервенционного фонда, а также отбора агентом кредитных организаций, которые будут выдавать кредит на оплату сельскохозпродукции, закупаемой при проведении закупочных интервенций.
В то же время ФАС России волнует вопрос, который напрямую не связан с механизмом проведения интервенций, но имеющий непосредственное отношение к реализации зерна интервенционного фонда. Это вопрос отгрузки элеваторами-хранителями зерна, закупленного в рамках товарных интервенций. В последнее время в ФАС России и ее территориальные органы поступают многочисленные жалобы, связанные с установлением высоких цен на рынке отгрузки и хранения зерна, а также навязывания экономически или технологически не обоснованного прекращения предоставления услуги по отгрузке зерна интервенционного фонда или экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен на одни и те же услуги. В результате стоимость зерна значительно увеличивается, что сводит на нет цель проведения товарных интервенций. Эффективное же функционирование на этом товарном рынке имеет не только социально-экономический, но и политический аспект в масштабе государства. Так, мы уже возбудили ряд дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства на рынке услуг по отгрузке зерна интервенционного фонда и в дальнейшем намерены держать этот рынок под жестким контролем.
— Игорь Юрьевич, Ваши пожелания участникам форума в Сочи?
— Представители ФАС России неоднократно принимали участие в таких конференциях, проводимых в различных регионах страны. По нашему мнению, проведение подобных конференций можно рассматривать как возможность еще раз рассказать о требованиях антимонопольного законодательства применительно к конкретному товарному рынку, услышать и во многом повлиять на принятие тех или иных решений предпринимательским корпусом, от которых, в частности, зависит экономика нашей страны.
Желаю участникам Форума успешной работы, интересных дискуссий, приятных встреч и новых полезных контактов, которые, возможно, помогут вам для реализации заветных идей.
_____________________________________________________________________________________________
О наиболее актуальных вопросах экономического развития зернового рынка, международного торгового импульса, инструментах управления ценовыми рисками, а так же новых подходах в организации международной логистики, Вы можете узнать на Мировом Зерновом Форуме «Global Grain Sochi», который состоится 26 — 28 июня 2013 г. в городе Сочи.
Здесь Вы можете подать заявку на регистрацию.
Ознакомиться с планом мероприятий можно в разделе «Бизнес-мероприятия»
_____________________________________________________________________________________________
Ваш комментарий
|
|
Игорь Юрьевич, было бы интересно услышать на Форуме Ваши взгляды на развитие биржевой торговли на зерновом рынке. Многие участники рынка заинтересованы в создании такого инструменты, но к сожалению интересы различных групп во многом расходятся. Насколько наше правительство готово выступить «локомотивом» в этом деле, объединяющим интересы участников рынка?