Госдума разработала законопроект, вводящий уголовную ответственность за неоднократное сокрытие генно-модифицированных ингредиентов в продуктах
26 May 2015, 10:32

В России только в январе 2015 года появилось наказание за ложь на этикетках касательно отсутствия ГМО — штрафы, впрочем, бизнесу не страшны.

Группа депутатов думской фракции ЛДПР разработала законопроект, вводящий уголовную ответственность за неоднократное сокрытие генно-модифицированных ингредиентов в продуктах. Документ отправлен на согласование в правительство и Верховный суд, после чего планируется его внесение в парламент. За рецидивы нарушений требований к маркировке продукции с содержанием ГМО предлагаются уголовные наказания вплоть до лишения свободы на срок до 2 лет. Сейчас за это грозят только штрафы.

Изменения предполагается внести в статью Уголовного кодекса, которая устанавливает ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ч. 1 ст. 237 УК РФ). Эта норма предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 300 тыс. рублей (или в размере дохода осужденного за период до 2 лет), либо могут быть назначены принудительные работы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 2 лет (с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо без такового). Эту статью и с теми же санкциями депутаты предлагают распространить на производителей, которые уже не в первый раз нарушают требования к маркировке продукции с содержанием ГМО. Наказание по ч. 1 ст. 237 УК может нести и глава компании, и непосредственный исполнитель — зависит от обстоятельств.

С 2004 года по закону о защите прав потребителей изготовитель обязан сообщать о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением ГМО. В 2007 году в законе появилась оговорка — маркировка нужна, если доля генно-модифицированных организмов в составе компонентов продукта превышает 0,9%. С января 2015 года за нарушение этой нормы действует административная ответственность. Согласно Кодексу об административных правонарушениях, индивидуальным предпринимателям за это грозит штраф в размере от 20 тыс. до 50 тыс. рублей, компаниям — от 100 тыс. до 300 тыс. рублей. До этого года за нарушение требований к маркировке продукции с ГМО вовсе не было предусмотрено никакого наказания.

Один из авторов нового законопроекта, член комитета Госдумы по аграрным вопросам Кирилл Черкасов сообщил «Известиям», что предлагаемые изменения необходимо ввести и применять до момента появления научно обоснованного экспертного мнения о ГМО на территории России, чтобы исключить возможное негативное воздействие на здоровье граждан.

К тому же учитывая, сколько прибыли приносит продажа товаров с ГМО, предпринимателям бывает проще заплатить штраф в случае выявления нарушения, чем соблюдать закон и маркировать продукты добросовестно, говорят эксперты.

— Случаи неисполнения изготовителями требований к маркировке продукции с содержанием ГМО многочисленны, — говорит руководитель направления по социальной политике центра «Общественная дума» Кирилл Иванычев. — Подавляющее большинство производителей не указывают на этикетках, что их продукция содержит ГМО. Лишь немногие указывают реальные сведения. Введение уголовной ответственности за повторные нарушения при маркировке продуктов с ГМО могло бы действительно повысить эффективность борьбы с подобными деяниями, если бы выявлять эти нарушения не было так сложно.

Дело в том, что регулярная обязательная экспертиза всех товаров в стране не проводится. Поэтому для экспертизы на предмет содержания ГМО производители могут предоставить товар без ГМО, а в магазины поставлять уже со спорными ингредиентами, купленными дешевле.

Тем не менее, считает исполнительный директор Союза органического земледелия Яков Любоведский, введение уголовной ответственности может хотя бы немного остудить недобросовестных изготовителей, которые не соблюдают требования об обязательной маркировке продукции с ГМО.

— Влияние ГМО до конца не изучено. Опыты компаний-производителей, которые подтверждают их безопасность, проводятся за закрытыми дверями. В то же время есть и другие известные факты — например, когда у фермера, кормившего коров исключительно генно-модифицированной кукурузой, вымерло всё стадо. Ученые тогда так и не смогли установить причину. Коровы покрывались пятнами, засыпали и не просыпались. А ведь генно-модифицированная соя, например, всего на 5–10% дешевле обычной. Но в масштабах производства эта разница выливается в приличную сумму, поэтому ее и покупают.

Дискуссия об ужесточении оборота ГМО ведется последние несколько лет. Изначально звучали предложения о полном запрете производства, а также использования ГМО в России. Подобные законопроекты вносились в парламент профильными комитетами Госдумы и Советом Федерации. Эти законопроекты не получали положительных отзывов со стороны правительства. Как указывали эксперты, тотальный запрет ГМО в России противоречит нормам ВТО, так как оборот такой продукции происходит во всем мире. В апреле 2015 года Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект о запрете на выращивание и разведение в России генетически модифицированных растений и животных за исключением их использования для проведения экспертиз и научно-исследовательских работ.

Теги     ГМО      Госдума      закон      продукты      уголовная ответственность   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Цены FOB и EXW на 23 декабря 2024. Пшеница. Кукуруза
Правительство России установило тарифную квоту в объеме 10,6 млн т на вывоз зерновых культур из страны за пределы Евразийского экономического союза. Она будет действовать с 15 февраля по 30 июня 2025 года, сообщается на сайте кабмина.
Осмотр сельхозземель в Красноярском крае специалистами Россельхознадзора не прекращается и зимой
В середине декабря этого года сотрудники Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю осуществили выездные проверки сельскохозяйственных земель в Сухобузимском районе. Зимние обследования земельных участков проводятся государственными инспекторами с использованием снегоходной техники, что позволяет исследовать труднодоступные участки и оценить их использование в прошедший вегетационный период.