Дмитрий Песков рассказал при каких условиях Россия готова отменить продовольственное эмбарго
04 March 2015, 08:54

До отмены действия российских контр-санкций на поставки импортного продовольствия остается полгода, но власти уже сменяют гнев на милость. В качестве «мягкого варианта» отмены санкций рассматривается «давальческая» переработка.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков поговорил с журналистами газеты «Известия» и рассказал, при каких условиях может быть отменен запрет на поставки продовольственных товаров из ряда стран. Поводом для беседы стал запрос Греции, которая в последнее время в Европарламенте последовательно занимает пророссийскую позицию, а в ответ попросила Россию открыть свой рынок для ее сельхозпродукции.

И в России, как выяснилось, этот вопрос рассматривался на самом высоком уровне.

Наша страна, известная своей щедростью по отношению к союзникам, открыла бы Греции все свои рынки, но ей мешают правила ВТО, говорят эксперты. По правилам Всемирной торговой организации, контр-санкции, принятые Россией в отношении ЕС, не могут быть отменены в пользу одного из члена ЕС; тут уж или для всех, или ни для кого…

Однако, как следует из заявления Пескова, «варианты есть».

В беседе с журналистами он предположил, что отмена эмбарго возможна в том случае, если «можно было бы проработать схему не прямых поставок, а поставок давальческого сырья при инвестициях здесь на территории России в создание пищевых предприятий».

Пресс-секретарь президента не стал уточнять, речь идет только по ставках растительной продукции или надежда появилась у всей сельскохозяйственной отрасли Евросоюза.

Но само предположение вызвало неподдельный интерес в среде отечественных аграриев.

«Ничего не понятно: т. е. российским мясокомбинатам запретили ввозить польское мясо, а теперь его можно будет ввозить тем полякам, которые здесь построят свои мясокомбинаты?» – недоумевают участники форума на одном из тематических мясных порталов России.

Производители молочной продукции тоже насторожились: после введения эмбарго в августе 2014 года по стране прокатилась волна закрытия молочных комбинатов, которым и раньше не хватало сырья для запуска всех мощностей. А когда перекрыли импорт, и вовсе стало невмоготу.

Но, как выяснилось, речь идет всего о трех греческих продуктах — апельсинах, клубнике и персиках. Именно их обсуждали заместитель министра сельскохозяйственного развития Греции Панайотис Сгуридис с представителем российского Минсельхоза Алексеем Алексеенко на встрече в Салониках в рамках международной выставки продуктов питания.

Как сообщает Афинское агентство новостей, «после обращения греческого чиновника Алексеенко пообещал отправить письмо премьер-министру России Дмитрию Медведеву, в котором выскажется за исключение трех греческих продуктов из списка товаров, импорт которых Россия запретила в августе из государств-членов Европейского союза в качестве контрмеры на санкции против интересов страны».

Но, как видно из заявления Пескова, вряд ли греческим персикам удастся в ближайшее время попасть на столы россиян в первозданном виде.

«По правде говоря, я не совсем понимаю, как это может быть реализовано, – поделился своими мыслями по этому поводу с Agro2b.ru Виктор Лищенко, директор Центра международного агробизнеса и продовольственной безопасности РАНХИГС при президенте РФ. – Многие наши консервные заводы работали на европейском сырье. Тот же апельсиновый сок у нас – восстановленный. В ЕС закупался концентрат, здесь в России его восстанавливали и прекрасно продавали. Что это значит?

Греки должны прийти и построить свои консервные заводы? Но насколько это будет честно по отношению к уже работающим российским предприятиям?..

Тогда что – привозить в Россию свежие фрукты и делать концентраты у нас для последующей перепродажи предприятиям? Это невозможно, потому что концентраты делаются из плодов, которые непригодны для длительной перевозки и хранения. Если создавать для них новую логистику, условия для хранения, это сделает бессмысленным проект».

Профессор Лищенко, впрочем, видит в этом предположении властей положительные сигналы.

«Я думаю, эмбарго будет отменено в этом году, – говорит он. – Оно было принято поспешно, многие вещи не были продуманы. В результате мы получили рост цен; рацион россиян серьезно ухудшился».

Будет ли эмбарго отменено в ближайшие месяцы, или власти демонстративно дотянут до истечения объявленного срока (а контр-санкции вводились Россией в августе прошлого года сроком на один год) Виктор Лищенко не взялся гадать. По его словам, сейчас это уже не принципиально. Куда важнее правильно выйти из режима жестких ограничений и сделать правильные выводы.

«У нас полностью отсутствует политика в области импорта и экспорта.

Так нельзя, это серьезные вещи. Необходимо их тщательно контролировать», – говорит он.

Россельхознадзор, тем временем, тоже присматривается к предстоящей возможной отмене эмбарго.

На днях руководитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Сергей Данкверт заявил, что лишь 20-30% европейских предприятий, поставки с которых попали под продуктовое эмбарго, смогут вернуться на российский рынок в случае отмены санкций. Об этом 27 февраля сообщили РИА-Новости.

По данным агентства, Данкверт рассказал, что возобновить поставки продукции, если Россия уберет ответные санкции, сразу не получится, потому что нужно будет смотреть, как до этого работали эти предприятия и что изменилось за это время. По его словам, сейчас специалисты ведомства ездят по немецким предприятиям, которые производят говяжьи субпродукты, и из десяти предприятий только два-три будут иметь право поставлять продукцию в Россию.

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Немецкие фермеры сеют больше озимой пшеницы и рапса для урожая 2025 года
Посевные площади озимой пшеницы в Германии под урожай 2025 года были увеличены на 12,3% по сравнению с прошлым годом и составили около 2,8 млн га, сообщило в пятницу национальное статистическое агентство Германии.
США выиграли спор с Мексикой по поводу генно-инженерной кукурузы
США одержали победу в споре с Мексикой по поводу генетически модифицированной кукурузы, что поставило под угрозу поставки зерна крупнейшему американскому потребителю.