Чего следует боятся от населения Земли 7 095 217 980 человек?
19 December 2013, 14:10

О том, так ли страшен рост населения, и чего на самом деле стоит бояться в глобальном будущем, STRF поговорил с доктором экономических наук, профессором Высшей школы экономики, заведущим Отделом экономических исследований Института Востоковедения РАН Александром Владимировичем Акимовым.

 

По данным на середину 2013 года на Земле проживали 7 095 217 980 человек, хотя ещё 85 лет назад людей было почти вчетверо меньше. Неудивительно, что перспективами глобального перенаселения и жестоких войн за быстро истощающиеся ресурсы сегодня легко напугать каждого.

 

– По большому счёту, сейчас проблема глобального перенаселения перед нами не стоит. Мы живём в интересное время: как показывает анализ, проведённый Департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН, человечество в настоящее время разделилось на две практически равные части. В одной половине до сих пор продолжается расширенное воспроизводство населения, в другой оно сокращается.

 

В связи с этим одной половине человечества приходится искать способы существования в условиях убыли населения, а другой – жить с проблемой перенаселения почти в том виде, в каком она была сформулирована Мальтусом в конце XVIII века.

 

Еще во второй половине 1960-х было показано, что около миллиарда человек на Земле по-прежнему недоедают. Учитывается как элементарный голод, так и просто недостаточное питание, при котором человек не получает нужного количества калорий и веществ, чтобы быть здоровым. Это низкого качества рабочая сила, которая сама становится проблемой, не позволяя поражённым перенаселением странам перейти на более высокую ступень развития.

 

Относительная доля такого населения на Земле постепенно падает. Сегодня, почти полвека спустя, когда численность человечества более чем удвоилась, она всё ещё остаётся на уровне чуть меньше миллиарда. Однако принципиально с этой проблемой человечество до сих пор справиться не может, не может дать достаточный импульс для развития этой части населения.

 

Это – «лишний», голодный миллиард, который ни сам неспособен справиться со своими проблемами, ни остальное человечество ничем не может ему помочь. А ведь по прогнозу ООН, данному в 2012 году, к 2050 численность этой группы может удвоиться примерно до 1,8 млрд человек, а концу века – почти утроится и достигнет 2,7 млрд. Это серьёзный вызов для всего человечества.

 

Может ли получиться так, что из-за убыли населения в развитых странах и его роста в отсталых будет формироваться значительный перекос в соотношении обеспеченной и «голодной» частей человечества?

 

– Абсолютно верно – если только не удастся каким-то образом вывести страны этой группы из их печального состояния.

 

В этом смысле очень обнадеживает пример Китая: еще 30 лет тому назад эта страна считалась чем-то вроде «больного человека», а сегодня она по большей части решила проблемы отсталости. Правда, неподалёку мы найдем и Индию, которая стартовала на несколько десятилетий раньше Китая, и тем не менее не сумела решить своих демографических и экономических проблем, и перспективы у неё гораздо хуже.

 

Существуют ли действительно эффективные меры демографической политики для снижения темпов роста населения?

 

– Достаточно много стран, в том числе и наименее развитых, идут по пути экономического или законодательного ограничения рождаемости. Но есть и другой вариант: социально-экономическое развитие. Такой дорогой идут Южная Корея и Турция – эти страны никакой особой демографической политики не проводили, однако в силу того, что их экономики развивались довольно быстро, общество само перешло к другой модели демографического поведения.

 

Теория демографического перехода указывает на то, что это глобальная тенденция, присущая всем странам. Высокую рождаемость всегда подхлёстывает высокая смертность. Когда смертность становится низкой – снижается и рождаемость.

 

Возьмём такой известный пример, как семья Льва Николаевича Толстого, жена которого родила ему 12 детей, из которых выжили только восемь. А ведь это уже конец XIX века, крупнейшая страна, богатая семья, образованный класс – но треть детей не дожили до взрослого состояния! Можно себе представить, какой была ситуация в бедных слоях общества.

 

Получается, что повышение уровня жизни – самая удачная демографическая политика для борьбы с перенаселением?

 

– Совершенно верно, хотя и это работает не всегда. Можно вспомнить крупных экспортеров нефти из Персидского залива – прежде всего Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты – где рождаемость высока и очень медленно снижается. По ним видно, что недостаточно просто сделать людей богаче, необходим комплексный прогресс общества, политических институтов, экономики.

 

Исследования показывают, что одним из факторов, принципиальных для снижения роста населения, является уровень образования женщин. Если женщины вовлекаются в общественную и экономическую модернизацию, а не сидят по домам, то такая страна, скорее всего, справится в своём развитии и с демографическими проблемами.

 

Несмотря на прогресс, население Земли сегодня продолжает расти. Имеются ли прогнозы о том, сколько ещё будет развиваться этот процесс и на каком уровне остановится?

 

– Надо сказать, что население земного шара сейчас прирастает, в основном, как раз теми бедными регионами, где демографические проблемы стоят особенно остро. Это Южная Азия (Индия, Пакистан, Бангладеш, Афганистан) и страны Африки к югу от Сахары. Это государства, где высокая рождаемость сочетается с нехваткой ресурсов, причем разнообразных – от природных до экономических.

 

Более-менее реалистические прогнозы сводятся к тому, что в районе 2100 года численность населения составит около 10 млрд человек. Можно заметить, что если сейчас нас уже 7 млрд, то в течение нынешнего века ожидается существенное замедление темпов роста населения.

 

Существуют ли оценки верхнего предела численности человечества, которое планета в принципе способна прокормить?

 

– К этой проблеме есть два подхода. Первый из них – сугубо экологический, который рассматривает человечество вроде стада слонов: достигнув определённых границ и вытоптав всё в их пределах, они начинают вымирать. Но люди отличаются от слонов тем, что благодаря изобретательности, инновациям, научно-техническому прогрессу способны постоянно расширять область своего обитания, переходить к использованию новых ресурсов.

 

Скорее всего, благодаря этим качествам появятся новые технологии, которые будут использовать меньше невозобновимых, конечных ресурсов, и позволят более-менее достойно обеспечить всех жителей Земли. Тогда развивающиеся и неразвитые страны постепенно «подтянутся» до уровня развитых.

 

На самом деле, многие государства с убывающим населением уже сейчас находятся в положении, в котором они могут делиться своими ресурсами. Многие развитые страны Европы, Северной Америки, а также Австралия, Новая Зеландия, Бразилия, Россия – все они уже сегодня являются мощными производителями сельскохозяйственной продукции. Обратите внимание, что в этих странах проблема перенаселения не стоит, в них достаточно почвенных и водных ресурсов. С другой стороны, развивающиеся перенаселённые страны могут стать «мастерскими мира», по примеру того же Китая.

 

И если всё пойдет хорошо, то в отсталых и развивающихся странах действительно состоятся большие перемены, и они достигнут по своему уровню жизни, по своему богатству и возможностям уровня стран развитых.

 

Тогда ключевую роль начнут играть размеры и численность населения. Сегодня гигантский Китай уже претендует на соревнование с Америкой, а пройдет ещё несколько лет или десятилетий, и отношение сил между ними наверняка изменится.

 

Вспомним, что в своё время лидирующим государством мира была Голландия. Она с тех пор так никуда не «скатывалась», Нидерланды и сегодня остаются в числе развитых и благополучных стран, но их мировое значение совершенно утрачено. Возможно, именно такой сценарий ожидает и современных лидеров.

 

Какая же роль может достаться в этом мире России?

 

– Россия обладает просто потрясающими ресурсами, которые могут быть эффективно и с большой выгодой введены в глобальное экономическое хозяйство.

 

Естественно, нефть рано или поздно закончится, но возможности России как энергетической державы этим не ограничиваются.

 

У нас вообще сильны и наука, и технологии, касающиеся энергетики, благодаря которым мы можем сохранить за собой статус страны, производящей много дешёвой энергии.

 

Можно даже не заботиться о том, чтобы развивать электронику – вспомним, что Южная Корея, которую мы так любим брать для себя примером, тратит на покупку энергетических ресурсов примерно столько же, сколько сама зарабатывает на своём знаменитом полупроводниковом производстве.

 

Второе подходящее для России направление – экспортно-ориентированное сельское хозяйство. Взгляните на современное положение в этой сфере: никаких особых государственных программ по наращиванию зернового экспорта не было, но местный бизнес оказался достаточно предприимчивым, и сейчас мы входим в пятерку крупнейших поставщиков зерна в мире. В сельском хозяйстве у нас также ещё достаточно возможностей для расширения.

 

Эти два направления могут развиваться параллельно, давая России две опоры, на которых страна может совершенно спокойно чувствовать себя и в XXI веке.

Теги     голод      Политика      Земля      население   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Как Китай сократил свою зависимость от импорта сельскохозяйственной продукции из США, смягчив риски торговой войны
За последние годы доля импорта сои из США в Китай, который является основным поставщиком этого продукта для Китая, снизилась с 40% в 2016 году до 18% в 2024 году
Не только зерно: какие культуры в АПК станут прибыльными к 2030 году?
Зерновые культуры являются основой сельского хозяйства России, их выращивают все — от крупных агрохолдингов до малых фермерских хозяйств, от Юга до Урала.