Цены на зерно не должны превышать ценовой уровень 2013 года
29 May 2014, 13:16

Накануне пятого съезда Зернового Союза сельхозпроизводителей Ростовской области сайт Ростовпродукт.Ру встретился с его главой Юрий Паршуковым. В интервью нашему изданию Юрий Борисович поделился своим видением развития зернового рынка в новом сезоне, рассказал о законодательных инициативах донской организации, а также озвучил свою позицию по поводу развития системы господдержки.

— Юрий Борисович, на Юге России завершился сев яровых зерновых культур; наверное, уже можно делать какие-то прогнозы на урожай и по ценам в текущем сезоне. Какие у вас ожидания по текущему году?

 

— Должен сказать, что сегодня по РФ ситуация неплохая. Погодные условия были для озимых в целом благоприятными, особенно на Юге России, и в Центральном Черноземье. Сев яровых тоже в целом прошел хорошо. Несмотря на небольшие сдвиги из-за дождей, уложились в научно обоснованные сроки. Поэтому рассчитываем на хороший урожай.

 

Что касается конкретно Ростовской области: на Дону стратегия растениеводства делает ставу на озимые зерновые культуры, и такая стратегия себя оправдывает. В этом году сев озимых прошел по плану: засеяли 2,209 млн га озимых, что полностью вписывается в рекомендации наших ученых. Идет подкормка, на вторую декаду мая она уже была выполнена на 102% от плана. Направление взято на то, чтобы получить максимальный урожай озимых культур. Это стратегическая культура, которая дает деньги.

— Каковы ценовые ожидания?

 

— По многочисленным экспертным прогнозам, которые мы разделяем, цены на зерно в текущем сезоне должны быть не ниже уровня прошлого года. Сегодня консолидированный прогноз участников рынка по урожаю в России — 95-97 млн тонн, звучат даже цифры более 100 млн тонн. Однако мировое производство ожидается ниже прошлого сезона на 17 млн тонн (снижение до 697 млн тонн). Большие потери ожидаются в США (почти на 4,5 млн тонн). Там и озимой пшеницы было посеяно меньше, чем ожидалось. Затем там был ряд резких похолоданий на Центральной равнине и на Среднем Западе, что, скорее всего, повредило незащищенную пшеницу, пишут аналитики. В Канаде сокращение производства ожидается на уровне 9 млн тонн, Украине – почти на 2,5 млн т, в Австралии — 1,5 млн.

 

То есть возможный рост производства в Причерноморском регионе будет «компенсирован» неурожаем в других регионах. По динамике, думаю, сюрпризов для наших хозяйств не будет: в конце мая — начале июня традиционно начинается тренд на снижение цены. Но если смотреть беспристрастно, нет никаких предпосылок для того, чтобы закупочная цена внутри России тоже падала. Баланс будет за счет снижения по американскому континенту, и мировая цена не изменится. Более того: если вы посмотрите и проанализируете годовые цены на мировых рынках, вы увидите, что эта цена вообще из года в год изменяется несильно – гораздо меньше, чем колебания на внутреннем российском рынке. Просто мы, аграрии, еще не научились отстаивать свои позиции. Да, закупщики снижают цены, ее снижают экспортеры; но покупатели зерна по всему миру – она у них выровненная. Поэтому нам нужно отстаивать свою позицию и бороться за цену. Мы должны понимать, какая в сезоне идет расчетная цена и наша задача – побороться за эту цену, дождаться максимальной цены, не демпинговать.

 

Нам уже удалось добиться, что, по данным на апрель-май 2014 года, в Ростове закупочная цена на третий класс пшеницы составляет 10400 руб./т. Примерно такие же цены сегодня есть только в Москве. При этом продавая «по-черному», аграрий может заработать только около 6500 на тонне.

 

Конечно, аграриям нужны ресурсы, нужна возможность перекредитоваться. Но и понимание должно быть, что мы все в одной лодке, и скидывая сегодня цену, продавая «по-черному», ты не только рушишь весь рынок, сбиваешь цену, — ты сам у себя отбираешь доходы. И мы на очередном съезде ЗССРО будет обсуждать эти проблемы.

— Как ранее сообщал сайт Rostovprodukt.Ru, съезд пройдет уже очень скоро, буквально через несколько дней…

 

— 10 июня мы собираем очередной, пятый Съезд, предуборочное совещание нашего ЗССРО. В этом году мероприятие пройдет в ООО «Энергия» Пролетарского района, одном из лучших хозяйств Дона на сегодняшний день. В «Энергии» имеется 15000 га земли, семенные участки по озимой пшенице, ячменю, люцерне, там выращивают и перерабатывают рис, выращивают овощи, картофель. Есть животноводство. Это по всем отношениям передовое хозяйство, на которое должны ориентироваться не только другие агропредприятия района, но и всей области.

— Ну, учредители и члены ЗССРО – это вообще все передовые хозяйства области…

 

— Безусловно. Наши члены – руководители с авторитетом, передовых хозяйства в своих районах. «50 лет Октября» (Неклиновский район) – лучшие показатели по району. «Учхоз Зерновое», холдинг «Урал-Дон», СПК «Победа», ЗАО им. Дзержинского, «Агрофирма «Целина», ЗАО «Красный Октябрь» и многие другие наши члены, в том числе КФХ – это передовые хозяйства, передовые руководители. За счет этих хозяйств надо всем показывать, как надо работать. И в районах необходимо брать такие хозяйства за базовые и учиться у них.

— Насколько нам известно, областной Зерновой союз за последнее время выходил с целым рядом законодательных инициатив на Правительство Ростовской области, вы лично передавали пакет предложений губернатору Василию Голубеву. Расскажите, что это были за предложения.

 

— У нас достаточно много конструктивных предложений, которые должны выровнять дисбаланс в отрасли, помочь в первую очередь тем хозяйствам, которые работают по науке и работают «в белую». В первую очередь, речь идет о государственной поддержке.

Взять то же СХП «Мечетинское» Зерноградского района со средней урожайностью по зерновым в 60 ц/га. В среднем по району урожайность 32 — значит, некоторые показывают в отчетности и 15, и 20 ц/га. Такого не может быть! Мы убеждены, что господдержку нужно строить таким образом, чтобы ориентироваться на эти передовые хозяйства с «белым» бизнесом, которые работают по передовым технологиям, которые работают в «открытую», ведут честный и инновационный агробизнес. Рынок должен становиться цивилизованным, и грамотная господдержка способна отрегулировать это.

 

Также я обратился напрямую к губернатору с идеей по созданию дорожной карты по реализации зерна, и, насколько я могу судить, он самым серьезным образом отнесся к этой идее и готов ее рассматривать.

 

Согласно нашим предложениям, отрасли срочно требуется государственная поддержка на внутриобластные железнодорожные перевозки. Только за 2013 год мы реализовали через порты Ростовской области 4,850 млн тонн. Компании, которые аккредитованы в Ростовской области (МЗК, Бунге, Луис Дрейфус, Астон, Юг Руси и т.д.), продали за рубеж 8,5 млн тонн. Это половина российского экспорта пшеницы. При этом разница в закупочных ценах линейных элеваторов в отдаленных территориях и у этих покупателей в Азове, Ростове – по 500-600 рублей на тонне. Конечно, удаленные территории и хозяйства имеют большой минус, так как не могут продать зерно по более выгодным ценам, а везти его просто нерентабельно (особенно ввиду законодательных ограничений на перевозки автомобильным транспортом). Поэтому надо принять решение по субсидированию внутриобластных железнодорожных перевозок – сейчас на федеральном уровне 50% железнодорожного тарифа на транспортировку зерна из регионов Зауралья, Сибири возмещается. Если ввести похожий механизм в области, то мы, во-первых, более-менее выровняем уровни доходов аграриев области. Второе: эта мера позволит разгрузить «автомобильную инфраструктуру». Это и экология, и безопасность дорожного движения, и само состояние дорог… В итоге может даже статься, что субсидирование железнодорожных тарифов в целом окажется экономнее, чем ремонт дорог, и все прочие убытки от автомобильных перевозок. Василий Юрьевич это понимает, и мы рассчитываем, что предложения будут учтены. Хотя я прекрасно понимаю, что это вопрос ни одного дня, так как требует работы межведомственных комиссий, законодательных и исполнительных органов. Но работать в этом направлении нужно.

 

Так же необходима поддержка экспорта. Внутреннее потребление в области даже по самым оптимистичным прогнозам вырастет за ближайшие годы максимум до 2,5 млн тонн. Мы можем производить 8-9 млн тонн, значит, остальное у нас должно уходить на экспорт как наиболее выгодный вариант реализации (к этому располагает само наше географическое положение, близость портов и т.д.). За счет чего мы можем увеличить здесь доходы? В первую очередь — за счет перемещения донского зерна на реализацию с наших «мелководных» портов на глубокую воду и за счет последующей реализации этого зерна по всему миру.

 

Сегодня перевалка с малой воды на большую воду идет в первую очередь в Керчи. Там стоят плавучие краны, и в прошлом году большая часть перевалки проходила там. Убежден, что Ростовская область должна добиваться того, чтобы в крымских портах получить свой собственный терминал, чтобы там была организована перевалка, и в рамках нашего Союза мы могли бы вести переговоры с мировыми партнерами по поставкам зерна, включая такие растущие страны, как Индия или Китай. Это даст стабильную цену, тогда будет хорошая рентабельность, хозяйствам будет интересно увеличивать качество и количество производимого зерна – со всеми вытекающими отсюда позитивными изменениями для области, для наших сельских территорий.

— Выше вы сказали, что существующую сегодня систему господдержки нужно видоизменять. А каким образом? И как вы оцениваете переход России на погектарное субсидирование?

 

— Погектарная поддержка пришла к нам с Запада — ввиду того, что мы вступили в ВТО, а там это основная форма поддержки. Однако у них в работе есть одна существенная разница от наших реалий – хозяйства США, ЕС по условиям производства и по урожайности сильно не отличаются друг от друга. Если сосед получает меньше соседа на несколько центнеров, то к нему уже возникают вопросы. На Западе «ровный» объем производства, и соответственно идет «ровная» погектарная поддержка. Семейный бизнес идет не одно поколение, выравниваться как-то еще у них нет необходимости. Фактически государство просто возмещает те затраты, которые появляются между ценой на рынке и себестоимостью. Эта погектарная поддержка там ведется для того, что хозяйство работало рентабельно (как правило, на уровне 10-15%).

 

Та форма поддержки, которая была в России, она стимулировала использование передовых технологий, соблюдения всех необходимых агрономических норм. То есть внес удобрения – получил субсидию на это, используешь элитные семена – тоже получаешь деньги, использование мощной энергоемкой техники было оправдано наличием льготного ГСМ и так далее. Такие хозяйства имели стимул производства, они «подтягивали» к себе неиспользуемую землю, земли менее эффективных фермеров и т.д. А сегодня оказывается так, что несвязанная поддержка для таких хозяйств невыгодна, она не стимулирует отрасль. Я уже не говорю о том, что в абсолютных цифрах объем господдержки таким образом сократился для этих хозяйств в 3-4 раза. Для наших передовых хозяйств затраты на гектар пашни доходят до 15000-18000 рублей (с учетом всех необходимых агротехнических работ, «белых» высоких зарплат работникам, налогов и т.д.). Для них эти 300 рублей сегодня не играют практически никакой роли.

 

Но, повторюсь, что главная задача, которая стоит перед аграриями — необходимо добиваться справедливой, высокой цены. Хочу напомнить, что еще в 2013 году на предуборочном совещании звучали мнения ориентироваться на 8500 руб. за тонну.

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Объем валовой продукции сельского хозяйства увеличили в Армении на 4% (Видео)
Развитие агропромышленного комплекса ЕАЭС и наращивание сотрудничества обсудили в Ереване. Там прошло пятое заседание Совета по агропромышленной политике Евразийского экономического союза.
Токаев: Фермеры получат новые виды поддержки (Видео)
Зерно у казахстанских фермеров будет закупать продкорпорация. Это позволит сохранить собранный урожай и предотвратит обвал цен на него. Такое поручение дал Касым-Жомарт Токаев.