Аграрии поспорили с перевозчиками о зерне и вагонах
21 December 2017, 11:41
Зернопроизводители и перевозчики так и не смогли определить, кто из них не выполняет обязательства, договоренности о которых были достигнуты на заседании оперативного штаба по проблеме излишков зерна. Более того, выяснилось, что далеко не все хозяйства заинтересованы в работе на экспорт с помощью определенных структур. Снижение цен на зерно на внутреннем рынке Новосибирской области, вызванное рекордным урожаем этого года, позволило переработчикам повысить рентабельность своих бизнес-процессов.
Ситуация с вывозом зерна за пределы Новосибирской области меняется, но положение по-прежнему не устраивает новосибирских зернопроизводителей, – сообщил Пронькин в ответ на вопрос первого заместителя министра сельского хозяйства России Джамбулата Хатуова во время заседания оперативного штаба. Новосибирский чиновник сообщил, что заявки производителей удовлетворены в размере 88%: вместо заявленных 784 вагонов выдано только 690, при этом в октябре было удовлетворено лишь чуть более 60% заявок зернопроизводителей.
«Такие темпы нас не устраивают», – подчеркнул Пронькин. На декабрь, продолжил он, подтверждено к отгрузке 906 вагонов, а отгружено всего 317 – это по 17 вагонов или 1100 тонн зерна в день. На январь из 1335 заявок подтверждено всего 440.
Зернопроизводители традиционно жалуются на нехватку железнодорожных вагонов, и ранее Пронькин даже предлагал обязать каждого из операторов предоставлять определенный процент подвижного состава на перевозку зерна. Это, по его убеждению, позволило бы «установить ритмичность поставки вагонов».
Операторам вагонов выгоднее работать с южными регионами, где транспортное плечо короче, – так глава новосибирского минсельхоза ранее объяснял столь острую нехватку подвижного состава. К настоящему моменту, впрочем, ситуация была подкорректирована: Джамбулат Хатуов сообщил, что предложение Минсельхоза о предоставлении субсидий для «РЖД» вступило в силу – «размер одобренной субсидии составит три миллиарда рублей».
Напомним, с октября в ряде регионов «РЖД» ввели скидки на перевозку зерновых в размере 10%. В их числе оказались регионы Центрального федерального округа, Новосибирская и Омская области из Сибирского. Помимо пшеницы, скидки коснулись перевозок таких культур как рожь и овес, бобовые, гречиха, кукуруза, рис и другие.
Среди предприятий, на которых сказалась нехватка вагонов, Пронькин назвал «Евсинский комбинат хлебопродуктов», который не смог выполнить обязательства по поставке продукции в Китай. При этом заявка на январь пока также не подтверждена. «Татарскзернопродукт» не может поставить зерно покупателю в Монголию.
Среди факторов, благоприятно влияющих на зерновой рынок, Пронькин отметил закуп зерна «Объединенной зерновой компанией» у новосибирских аграриев. «ОЗК» начала закупать зерно в хозяйствах Карасукского, Баганского, Купинского районов. По данным регионального минсельхоза, уже выплачено 143 миллиона рублей. В связи с закупками, по словам Пронькина, появилась неожиданная проблема – зерно третьего класса стало дороже на 250 рублей, чем зерно четвертого класса. Закупочная цена четвертого класса составляет шесть тысяч рублей за тонну.
При этом «ОЗК» не рассчитывается с новосибирскими элеваторами за хранение зерна. По данным министра, долг ОЗК достиг 130 миллионов рублей. В результате, продолжил Пронькин, у элеваторов возникли долги по заработной плате перед работниками: «На одном из предприятий даже возникло такое явление, как итальянская забастовка – люди пришли на работу, сели и сидят».
Директор департамента регулирования рынков АПК минсельхоза России Анатолий Куценко отметил, что нехватка вагонов, на которую жалуются представители Новосибирской области, подчас объясняется тем, что не соблюдены все требования к подаче заявок. Все заявки, которые поступают в ЦФТО, держатся под контролем, уточнил он. Его слова поддержал начальник оперативного управления Центрального фирменного транспортного обслуживания АО «РЖД» Сергей Саутенков, который уточнил, что из Новосибирской области подана заявка на 523 вагона, из них в порт Новороссийска – 346 вагонов, в Прибалтику – 107, а через границу государства – 70.
Анатолий Куценко констатировал, что цены на зерно, которые сложились в Новосибирской области, ниже, чем в других регионах, даже соседних областях. Для того, чтобы снизить давление предложения на внутренний рынок региона, необходимо увеличить поставки – либо в соседние регионы, либо на экспорт. «И заявленных Новосибирской областью 1300 вагонов недостаточно, надо говорить хотя бы о двух тысячах вагонов», – уточнил он.
«Из-за высоких объемов предложения зерна цены на внутреннем рынке снизились. Но снижения стоимости хлеба мы не наблюдаем», – заметил Куценко.
Кстати, далеко не все игроки зернового рынка заинтересованы в экспорте своей продукции с помощью «ОЗК». В частности, не интересует экспорт «Первый Мелькомбинат». Вопрос к мелькомбинату возник у Хатуова, который удивился отказом предприятия, а также у временно исполняющего обязанности губернатора Новосибирской области Андрея Травникова. Последний напомнил, что предприятие «больше всех возмущалось, что не попало в экспортную программу «ОЗК».
Специализацией предприятия является мука, которая в дальнейшем будет поставляться, в том числе, на Алтай, ответил присутствовавший на совещании директор ООО «Первый Мелькомбинат» Иван Тимченко. «Мощности комбината загружены на 50%, развиваем поставки в Китай и Монголию. Первые поставки уже отгружены в октябре», – указал он.
Джамбулат Хатуов поручил федеральному оперативному штабу провести дополнительный анализ состояния мукомольной отрасли в Сибирском федеральном округе в разрезе каждого региона.
Читайте прогноз ценовых колебаний с 18 по 22 декабря 2017.
Источник: sibkray.ru
Ваш комментарий
|
|