Аграрии Алтая благополучно прошли испытания погодой
05 January 2015, 09:15
В этом году погода устроила очередной экзамен для сельхозпроизводителей края. Малоснежная зима, поздняя весна, наводнение, засушливое лето и дождливая осень заставили алтайских крестьян совершить настоящий подвиг во имя урожая. Пшеницу, гречиху и подсолнечник убирали в дожди, по ночам и в снег.
Экзамен на прочность
В этом году в России собран рекордный урожай, заявил президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию. На этом фоне ситуация в Алтайском крае, где природа третий год подряд преподносит неприятные сюрпризы аграриям, выглядит особенно грустно.
Аномально жаркое лето 2012 год буквально выжгло все надежды крестьян на хороший урожай. Тогда аграриев, собравших лишь 2,2 млн тонн зерна, от банкротств спасли федеральные субсидии, государственные интервенции и ценник на зерно, который практически мгновенно взлетел.
Позднее и холодное лето 2013 года обязало крестьян решать совершенно иные задачи. Если в 2012 году они были практически беззащитны перед стихией, то год спустя их возможности в борьбе за урожай возросли. На помощь пришли и удобрения, и современная техника, которая позволяла собирать пшеницу даже в дождливую погоду. И результат превзошел все ожидания: аграриям удалось собрать рекордный урожай в 5,2 млн тонн зерна.
В уходящем году природа вновь устроила экзамен на прочность. Причем головная боль у сельхозпроизводителей началась еще в конце 2013 года, когда постоянный снежный покров не лег даже в декабре. Снег защищает посевы от вымерзания, поэтому морозная, бесснежная зима обещала стать гибельной для пшеницы.
«Земля сегодня очень сильно промерзнет без снега. Это чем плохо? Тем, что весной снег быстро сойдет с полей, просто скатится, как в народе говорят. И влаги в почву уйдет очень мало», — говорил тогда начальник управления сельского хозяйства администрации Михайловского района Анатолий Семенов.
Однако, как оказалось, малоснежная зима была лишь первым испытанием. Наводнение, которое оказалось самым страшным в Алтайском крае за последние несколько десятков лет, уничтожило посевы на площади 12 тыс. гектаров, убило более 500 голов сельхозживотных. Сильнее всего от «высокой воды» пострадал Шипуновский район края, где паводок коснулся трети всех засеянных площадей.
Но и это оказалось не пределом для природы. Ранняя дождливая и снежная осень заставила аграриев вновь ночевать в полях, чтобы собрать максимальное количество зерна, которое буквально с каждым часом теряло свои качества и падало в цене. Помимо этого сельхозпроизводители были вынуждены делать двойную работу: злаки нужно было не только собрать, но и высушить.
«С каждым днем качество урожая ухудшалось. Зерно прорастало прямо в колосе. Зерна с хорошей клейковиной практически нет», — констатировал исполнительный директор Союза крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозформирований Алтайского края Александр Вайс.
В итоге под снегом остались пшеница и гречиха на площади 400 тыс. гектаров (общая площадь посевов в этом году составляла 3,5 млн гектаров).
«Невиданное по масштабам ущерба наводнение. Засуха в степной части края, от которой погибло более 160 тыс. га посевов. Беспрерывные дожди, в результате чего в сентябре осадков выпало свыше трех-, четырех среднемесячных норм. Установление снежного покрова на 10 — 12 дней раньше среднемноголетних сроков. Таких экстремальных погодных условий на нашей территории не складывалось более чем 90 лет», — написал губернатор Александр Карлин в своем блоге.
Итоговые цифры
В этом сельскохозяйственном году валовой сбор зерна в Алтайском крае составил 3,5 млн тонн, свеклы – 550 тыс. тонн, гречихи – 260 тыс. тонн, подсолнечника (по данным на 9 декабря) – 222 тыс. тонн. Из общего объема зерна пшеницы собрано более 2 млн тонн. Сахарная свекла убрана с 17 тыс. га, при этом накопано 556 тыс. тонн при средней урожайности 335 ц/га.
«Валовой сбор зерна в объеме 3,5 млн тонн позволяет обеспечить полную загрузку зерноперерабатывающей отрасли, а также сформировать семенной фонд под урожай 2015 года», — сказал глава региона.
«Уборки при такой погоде на моей памяти не было. В этом году работали на полях ночами. До этого всегда убирали урожай, ничего не оставалось на полях. Ну а нынче не хватило времени. Постоянно лили дожди. Все равно осталось немного у нас гречки, думаю, весной уберем», – поделился механизатор Максим Крузе из Зонального района.
Логично, что как только стало понятно – урожай в этом году будет не богатым, цены на зерно сразу поползли вверх. Впрочем, аграриев данная ситуация не могла не радовать: более высокий ценник позволял им хоть немного поправить свое финансовое положение. По словам вице-губернатора Александра Лукьянова, сегодня закупочная цена на пшеницу в Алтайском крае колеблется от 9,5 до 10,5 тыс. рублей за тонну в зависимости от качества и объемов реализации.
«Я не считаю, что цены взлетели, скорее, они находятся в тех рамках, в которых и должны быть. Наверное, переработчики немного подумали за крестьян. Я считаю, что это достойные цены за то зерно, которое с таким трудом получили аграрии», — отметил Вайс.
«Рост цен на зерно отмечается не только в Алтайском крае, но и по всей России. Цена одной тонны пшеницы третьего класса на 1300-1800 рублей в центральной части России выше, чем в Сибири, хотя по стране валовой сбор зерна составил 108 миллионов тонн, что выше планируемого. Кстати, в ряде регионов Сибири закупочные цены на зерно превышают и алтайские», — говорит Лукьянов.
Спасти агрария
Чтобы спасти фермеров от банкротств в начале ноября губернатор Александр Карлин ввел режим чрезвычайной ситуации. По мнению экспертов, такая мера дала возможность аграриям пролонгировать кредиты.
«При наступлении форс-мажорных обстоятельств введение режима ЧС позволяет законно подойти к этой теме и сделать пролонгацию до трех лет. Мы уже отрабатываем эту тему с «Россельхозбанком», со «Сбербанком». Ряд наших предприятий попали в не очень хорошие условия — короткие кредиты нужно было возвращать осенью. Но возможность будет не у всех», — поясняет заместитель губернатора Александр Лукьянов.
В настоящее время субсидируемый кредитный портфель сельхозтоваропроизводителей в Алтайском крае составляет 17 млрд рублей, в том числе краткосрочных кредитов – порядка 4 млрд рублей. По информации, предоставленной кредитными учреждениями, принято решение о пролонгации кредитных ресурсов на сумму около 800 млн рублей.
Страсти по гречке
Проблемы аграриев и переработчиков довольно быстро коснулись ритейлеров и конечных потребителей. Из-за слухов о неурожае гречихи в Алтайском крае поставщики стали рассылать торговым сетям уведомления о повышении цен на «дефицитный» продукт. Ритейлеры же в свою очередь тут же увеличили ценник, а покупатели начали сметать с полок гречку, в ожидании очередного кризиса.
В середине ноября, когда ажиотаж на гречневую крупу в магазинах превзошел все ожидания торговых сетей, ритейлеры ввели ограничения на продажу продукта. «Лента» решила продавать не более пяти пачек одному покупателю в день, а «Ашан» — не более десяти.
«Мы уверены, что этот скачок цен не имеет под сбой серьезных объективных причин. Я не готов сегодня утверждать, что это сговор, это требует доказывания и, кстати, доказывания очень сложного, но так случилось одномоментно — совпадение — что в разных торговых сетях примерно в одной пропорции и резко цены подпрыгнули. Это подстегнуло ажиотажный спрос», — заявил губернатор.
Впрочем, управление ФАС по Алтайскому краю, а следом и сама ФАС не обнаружили признаков сговора среди производителей и продавцов гречневой крупы.
Справка
Как Барнаул пережил неурожай 100 лет назад
Более 100 лет назад крестьяне Барнаульского уезда также испытывали трудности с урожаем. 20 ноября 1911 года газета «Сибирская жизнь» описывала это событие так: «В Барнаульском уезде впервые за 10 лет наступил неурожай. От осенних дождей испортилась солома, предназначавшаяся на корм скоту, хлеб не дозрел, все запасы распродали. Чтобы купить хоть немного хлеба крестьянам пришлось за бесценок продавать лошадей и коров».
Тогда член губернского присутствия Войнилович, командированный в Барнаульский уезд для оценки масштаба бедствия, отмечал, что недород охватил 28 селений, где проживало 85 тыс. душ. На основании этого отчета томский губернатор обратился к председателю барнаульского отдела Красного креста об оказании медицинской помощи. Неурожай спровоцировал эпидемии тифа и скарлатины, пишет историк Андрей Вдовин в своей статье «Барнаул в 1911 году».
«Насколько эпидемия получила широкое распространение, можно видеть из сообщения, полученного барнаульским отделом Красного креста от помощника врачебного инспектора, который командирован губернской администрацией в Барнаульский уезд для обследования размеров эпидемии. Помощник врачебного инспектора пишет, что в с. Каяушке тифом поражена 71 семья, с общим числом больных 132 человека. Умерло за это время в 22 семьях 28 человек», — пишет газета «Сибирская жизнь» 14 января 1912 года.
Ваш комментарий
|
|