Какие санкции грозят России в 2019 году
24 December 2018, 11:58

Эксперты Российского совета по международным делам (РСМД) подготовили доклад о санкциях в отношении России, проанализировав итоги 2018 года и сделав прогноз на 2019 год. Из документа следует, что санкционное давление на Россию будет расти. Степень этого давления будет зависеть от целого ряда политических и правовых факторов, которые проанализированы в докладе.

Доклад о санкциях подготовлен программным директором РСМД Иваном Тимофеевым и экспертом совета Владимиром Морозовым. Отметив, что 2018 год прошел «в режиме эскалации санкций против России», они предположили: «В 2019 году давление на Россию будет увеличиваться». «Мы характеризуем базовую тенденцию как самоусиление и самовоспроизводство санкций в силу накопленной правовой базы, крайне низкой вероятности разрешения политических противоречий и высокой чувствительности к провокационным действиям и событиям»,— поясняют авторы. По их мнению, в сложившейся обстановке локальные и периферийные кризисы могут иметь непропорционально высокие последствия.

Эксперты отмечают, что к 2018 году политика санкций против России обрела несколько важных тенденций:

  1. Санкции против России носят разноскоростной режим. Усиливается разрыв политики США и ЕС в отношении России. Со стороны США наблюдается экспоненциальная эскалация антироссийских санкций. Со стороны ЕС — последовательное выполнение ранее принятых решений по «украинскому пакету» при ограниченном наращивании санкций.
  2. Санкции оказывают прямое или косвенное воздействие на партнеров России, таких как Китай, Индия и другие. Наблюдаются разные подходы правительств и частного бизнеса к санкциям против России в странах-партнерах: правительства критикуют санкции, тогда как частный бизнес вынужден приспосабливаться к санкционному режиму США и в целом выполнять его.
  3. Российское правительство предпринимает шаги по адаптации к санкциям. Сохраняются возможности для работы на российском рынке иностранных компаний, создаются новые механизмы для международных экономических связей в обход санкций, используются точечные контрсанкции. Вместе с тем предотвращение влияния санкций на Россию остается крайне сложной задачей в силу значительной асимметрии экономических потенциалов в сравнении со странами—инициаторами санкций, а также доминированием США в мировой финансовой системе.
  4. Растет давление американских санкций на другие страны. В числе ключевых индикаторов — выход США из иранской ядерной сделки и возобновление санкций против Тегерана. На этом фоне обозначились разногласия между США и ЕС. Брюссель принимает меры по защите бизнеса из стран ЕС, а также рассматривает возможности долгосрочных решений по повышению роли евро в мировых расчетах.
  5. Крупный международный бизнес сохраняет приверженность требованиям американских регуляторов и санкционного законодательства США независимо от страны происхождения бизнеса и политических позиций национальных правительств. В руках США сохраняется мощный рычаг воздействия на бизнес путем использования санкций.
  6. Нарастает политическая неопределенность, в которой обостряются кризисные ситуации. Они порождают новые санкции, особенно в случаях низкой эффективности дипломатии и ограниченных возможностей по применению военной силы. «Дело Скрипалей», применение химического оружия в Сирии, ситуация вокруг «вмешательства в выборы» и инцидент в Азовском море показывают уязвимость к локальным кризисам и порождают «автоматизм» политики санкций.

Применение санкций против России в 2019 году, как сказано в докладе, будет определяться рядом политических и правовых факторов. В числе политических:

  • Ситуация на Украине, риски эскалации конфликта на Донбассе, провокаций в Азовском и Черном морях, на границах с Крымом. Базовый прогноз по Украине на 2019 год предполагает снижение стабильности в Донбассе, ухудшение отношений с Киевом, дальнейшую деградацию минских соглашений. По мнению экспертов, выросла вероятность резкого обострения ситуации из-за инцидентов и провокаций военного характера. Секторальные санкции против России по «украинскому пакету» в 2019 году сохранятся. При постепенном ухудшении российско-украинских отношений, расширение санкций коснется лишь списков российских физических и юридических лиц.
  • Ближний Восток. Основные риски, как следует из обзора, связаны с ситуацией в Сирии и вероятностью провокаций с использованием химического оружия. Тем не менее базовый прогноз состоит в том, что сирийская проблематика не приведет к радикальному усилению санкций против России. Их наращивание может ограничиться точечными мерами со стороны США против отдельных российских физических и юридических лиц.
  • Внутриполитическая ситуация в США и в ЕС. Базовый прогноз экспертов РСМД состоит в том, что, несмотря на общее снижение остроты темы вмешательства в 2019 году, она с «задержкой» получит отражение в законодательстве с перспективой серьезной эскалации санкций вплоть до новых секторальных ограничений. Специалисты ожидают новых ограничений со стороны США против энергетического и финансового секторов. Введению таких рестрикций будут содействовать дискуссия о возможном импичменте действующего президента и старт избирательной кампании в конце 2019 года.
  • В ЕС фактор «российского вмешательства» будет носить менее критичный характер. Базовый прогноз экспертов: сохранение темы в информационном поле при отсутствии новых значительных санкций по данной тематике.
  • Политический «черный лебедь». В 2018 году среди «черных лебедей» пальму первенства авторы отчета уверенно отдают «делу Скрипалей».
  • Инцидент в Солсбери, по их словам, не привел к формированию механизмов кризисного регулирования, способных справляться с такими проблемами. Более того, он создал почву для новых инцидентов. Эксперты оценивают риски «нового Солсбери» в 2019 году как высокие. Эскалация санкций на этом фоне будет касаться расширения списка физических и юридических лиц, модификации законов (в особенности в США), а также действий исполнительной власти США против предполагаемых «виновных».

В числе правовых факторов составители доклада отмечают нормативные документы, само существование которых предполагает законодательные, правоприменительные или исполнительные действия в 2019 году:

Имплементация закона PL 115–44 (CAATSA). В зоне наибольшего риска — «Северный поток-2» и российский военно-промышленный комплекс, хотя закон потенциально может затронуть значительно более широкий круг вопросов.

  • Имплементация закона PL 102–182 от 4 декабря 1991 года. «О контроле и уничтожении химического и биологического оружия». Речь может пойти о запрете финансовым институтам США кредитовать Россию (что и так ограничено секторальными санкциями), сворачивании экспорта и импорта (который и так невелик) или отказе для полетов российских авиакомпаний в США (что невыгодно самим американцам). Однако в США, по прогнозу авторов доклада, может быть поставлен вопрос о доработке закона, либо его нормы в измененном виде будут инкорпорированы в новое санкционное законодательство против России, в частности DASKAA и DETER. Основное направление доработки норм закона — акцент на их экстерриториальном характере.
  • Обсуждение в конгрессе законопроектов DETER и DASKAA. Принятие нового санкционного законодательства в развитие законов PL 115–44 и PL 102–182. Эксперты РСМД рассматривают принятие новых более жестких американских законов в отношении России как базовый прогноз. Основной проблемой для России станет перспектива усиления санкций против энергетического и финансового секторов. Полное эмбарго энергетического сектора и санкции против обязательств российского суверенного долга потенциально нанесут вред и американскому бизнесу, что может потребовать более мягких формулировок. Принятие закона в текущем виде приведет к шоку на российском фондовом рынке. В качестве базового прогноза авторы доклада рассматривают более мягкие формулировки.
  • Имплементация указа президента №13848. Указ обязывает разведку США дать заключение о вмешательстве в промежуточные выборы в Конгресс. На основе заключения могут вводиться персональные, а затем секторальные санкции. Базовый прогноз экспертов подразумевает высокую вероятность того, что Россия будет обвиняться в попытки вмешаться в промежуточные выборы ноября 2018 года, хотя конкретные случаи будут характеризоваться как малочисленные и эпизодические. Возможные персональные санкции. Секторальные санкции по данному указу, по мнению авторов обзора, маловероятны.
  • Дальнейшее использование указов президента №13660, №13661, 1№3662 и директив к нему. Как и другие действующие нормы, данные указы будут, как поясняют эксперты, применяться в качестве «санкций за нарушение санкций». Речь идет о применении штрафов Минфина США к компаниям—нарушителям санкционного режима. В 2018 году появился первый случай урегулирования претензий Минфина по нарушению санкций «украинского пакета» (случай компании Cobham). В будущем число таких случаев будет, как следует из доклада, нарастать.

Авторы напоминают, что сейчас против России действуют санкции 37 государств.

Читайте прогноз ценовых колебаний с 24 по 28 декабря 2018.

Источник: kommersant.ru

Теги     Россия      ЕС      санкции      США   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Обзор товарных рынков на 18 ноября 2024
На прошлой неделе американские экспортеры продали необычно большие объемы кукурузы, которые раньше были возможны только при активном участии Китая на рынке. Но на этот раз Китай отсутствовал, и его намерения по импорту пока остаются неясными.
В Казахстане наблюдается рост экспорта зерновых (Видео)
Более 8 тысяч единиц сельхозтехники продано с начала года в Казахстане. Это на 52% больше по сравнению с прошлым годом.