Машиностроители предложили перепахать экономику России
14 June 2018, 07:37

На фоне резкого падения спроса на сельхозтехнику российские машиностроители, входящие в «Росспецмаш», предложили правительству перейти к массированной поддержке сектора. Заводы просят не только, как обычно, о новых субсидиях, но и о беспрецедентной перестройке экономики страны в интересах машиностроения, в ущерб бюджету и сырьевым секторам.

Несмотря на утопический размах требований, эксперты не считают их очевидно бессмысленными.

Ассоциация «Росспецмаш» (включает 187 производителей сельхозтехники, строительной и иной спецтехники) 13 июня направила в правительство предложения по поддержке сектора. Перечень идей «Росспецмаша» обширен, он включает и точечные льготы, и макроэкономические реформы — пересмотр денежно-кредитной, налоговой и внешнеторговой политики РФ. Так, в перечень KPI ЦБ предложено внести «рост выпуска продукции обрабатывающих секторов» и «создание высококвалифицированных рабочих мест». «Росспецмаш» также настаивает на «плавном ослаблении рубля», налоговых льготах для удешевления энергоносителей, транспорта и сырья. Из уже известных идей упоминается отмена НДС на бюджетные субсидии. Этого же, по данным “Ъ”, хотят и в автопроме. В Минфине ситуацию не комментируют.

Кроме того, машиностроители предлагают «снижение экономической привлекательности экспорта необработанного сырья и металлов». В «Росспецмаше» уверяют, что речь идет о госстимулировании металлургов к поставкам продукции на внутренний рынок. Но де-факто формулировка значит повышение или введение экспортных пошлин. В «Росспецмаше» считают, что «нацеленность на снижение пошлин и повышение внутренних налогов приводит к росту цен для российских потребителей». При этом и сталевары РФ, и «Русал» (единственный производитель алюминия) активно экспортируют продукцию, поскольку спрос в стране ниже предложения.

По данным «Русской стали», в 2017 году потребление проката в РФ составило 40,8 млн тонн (с учетом 6,2 млн тонн импорта), экспорт — 29,7 млн тонн. Из продаж «Русала» в 2017 году в размере 3,9 млн тонн на РФ пришлось около 20%. В «Русале» отказались от комментариев, в Алюминиевой ассоциации заявили, что ввод пошлин без дотаций или инвестиций в переработку негативно скажется на экономике. Потребление стали в РФ — около 50% мощностей, и при таком балансе ограничения на экспорт выглядят как «назло бабушке отморозить уши», говорят в «Русской стали», предлагая машиностроителям увеличить спрос на металл. Также машиностроители выступают за отмену налогового маневра в нефтяной отрасли, считая, что он «выравнивает цены» в РФ и на экспортном рынке.

Одновременно лоббисты хотят усилить защиту от импорта, повысив ввозные пошлины на спецтехнику до максимально позволенного в ВТО уровня, ввести утильсбор для стационарного оборудования, прицепной и навесной техники и ввести НДС для импорта. Предложено запретить регионам субсидировать закупки импортной техники и «усовершенствовать» процедуру выдачи заключений о наличии производства в РФ. Речь, видимо, идет об ужесточении требований постановления №719, которое позволяет зарубежным концернам с заводами в РФ получать господдержку. По данным “Ъ”, изменения в постановление готовит Минпромторг (там ситуацию не комментируют). Ассоциация также настаивает на большем финансировании продвижения продукции за рубежом и росте поддержки экспорта с 12–14% до 25–30% стоимости.

Для гарантии спроса в РФ «Росспецмаш» предлагает стабилизировать цены на сельхозпродукцию. Как писал “Ъ” 5 июня, в первом квартале рынок сельхозмашиностроения впервые за шесть лет упал на 19%, до 32,3 млрд руб., и это связывали с низкими ценами на зерно. Другая идея по стабилизации спроса — обязать госучреждения закупать только российские продукты и перейти на госзакупки только российской техники. Как пояснили в «Росспецмаше», примеры строительства трубопроводов, дорог, проекты для Олимпиады и чемпионата мира по футболу показали, что подрядчики находят способы покупать импортную технику. Также «Росспецмаш» предлагает субсидии на скидки потребителям дорожно-строительной и коммунальной техники, повысить льготы по лизинговым платежам тем, кто утилизировал прицепную технику старше 15 лет и покупает новую, компенсировать часть затрат на разработку и выпуск новой продукции. При этом нужно сохранить субсидии на спецтехнику еще минимум на пять лет.

Хотя масштаб задуманных перемен в пользу машиностроителей выглядит утопическим, Дмитрий Бабанский из SBS Consulting называет идеи «в основном правильными». В то же время эксперт считает некорректным KPI для ЦБ в областях, на которые у регулятора нет влияния, а политику по сырью предлагает иную: «Целесообразнее диверсифицированный возврат НДС: например, с продукции низких переделов он не возвращается, что повысит инвестпривлекательность переработки в стране».

Как Россия поддерживает специальное машиностроение

Последние годы государство активно поддерживает сельхозмашиностроение: так, лишь на программу субсидирования скидок аграриям-потребителям (постановление №1432) за пять лет федеральный бюджет потратил около 34,05 млрд руб. При этом действовали и другие меры стимулирования производства. В 2018 году, по данным «Росспецмаша», на льготные кредиты при покупке сельскохозяйственной, строительно-дорожной, коммунальной техники и пищевого оборудования выделено 2 млрд руб. Также есть субсидии на НИОКР, транспортировку продукции, участие в международных выставках, сертификацию продукции на внешних рынках, регистрацию объектов интеллектуальной собственности за рубежом.

Производителям субсидируют и проценты по кредитам на реализацию новых инвестпроектов через Фонд развития промышленности. На программу субсидирования скидок на сельхозтехнику в 2018 году предусмотрено 10 млрд руб. Отечественным заводам также компенсируют затраты, связанные с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении высокопроизводительной сельскохозяйственной самоходной и прицепной техники. В пищевом машиностроении есть программа субсидирования скидок на продукцию заводов — 500 млн руб. в этом году. В строительно-дорожном машиностроении введен льготный лизинг (1 млрд руб. в 2018 году).

Источник: kommersant.ru

Теги     РФ      развитие      «Росспецмаш»      экономика   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Производство сахара в Бразилии выросло на 30%
Производство сахара в центрально-южном регионе Бразилии выросло на 30% в первой половине апреля по сравнению с прошлым годом до 710 000 метрических тонн, что оказалось выше, чем ожидал рынок.
Рейтинги французской пшеницы снова падают
Состояние мягкой пшеницы во Франции несколько ухудшилось на прошлой неделе, оставаясь на самом низком уровне за четыре года, в то время как посев кукурузы продолжался, как показали данные фермерского управления FranceAgriMer в пятницу.