Рубли вернутся в порты
06 July 2016, 11:08

Антимонопольная служба может с 2017 г. начать регулировать стоимость услуг в портах. Тарифы на перевалку и хранение грузов будут номинированы в рублях.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) может вернуться к госрегулированию цен на портовые услуги уже с 1 января 2017 г. Если идею поддержит правительство, ФАС аннулирует приказы Федеральной службы по тарифам (ФТС) от 2013 г., по которым в качестве эксперимента было введено дерегулирование ставок на перевалку и хранение грузов во всех портах – за исключением арктических. ФАС установит предельный тариф, опираясь на отношение валовой выручки стивидоров к прогнозируемой стоимости перевалки, хранения и буксировки, – заявили в службе. Размер валовой прибыли от регулируемых услуг стивидоры сами рассчитают по предложенной ФАС методике.

Тарифы будут устанавливаться на календарный год и могут быть дифференцированы по кварталам. Номинированы они в рублях – на этом, в частности, настаивали нефтяные компании.

Как стало известно «Ведомостям», еще в декабре 2015 г. «Русснефть» обратилась к ФАС с просьбой возбудить дело против Приморского торгового порта (ПТП; подконтролен совместному предприятию «Транснефти» и «Суммы»). Нефтяники обвинили стивидора в нарушении антимонопольного законодательства и нерыночном росте выручки от предоставляемых услуг (копия письма есть у «Ведомостей», подлинность его подтвердила ФАС). «Русснефть» жаловалась, что в ноябре 2014 г. стоимость перевалки нефти для нее увеличилась с 79 до 99 руб. за тонну, а в мае 2015 г. компании пришлось согласиться на $2,25 по курсу ЦБ на дату коносамента (около 120 руб. на конец месяца).

В марте нынешнего года групповое обращение с жалобой на удорожание перевалки в сам порт направили «Русснефть», «Роснефть», «Газпром нефть», «Лукойл» и «Башнефть». В апреле с обращением в ФАС выступила еще и «Роснефть»(копия есть у «Ведомостей», подлинность подтвердила ФАС). С января 2015 г., писала компания, ПТП навязал ей договор на невыгодных условиях: если в 2013 г. перевалка 1 т нефти стоила 99 руб., то с 1 мая 2015 г. она составила $2,25 за тонну. В связи с резким ростом рубля стоимость перевалки нефти выросла с 2014 г. в 1,7 раза, возмущалась «Роснефть».

Еще в октябре 2015 г. после очередного заседания комиссии по ТЭКу президент Владимир Путин запретил номинировать цену инфраструктурных услуг в портах в иностранной валюте и условных единицах. В конце апреля куратор нефтегазовой отрасли зампред правительства Аркадий Дворкович во исполнение распоряжения президента дал поручение ФАС и профильным министерствам.

«Ставка в твердой валюте – мировая практика, – комментирует ситуацию представитель угольной компании. – От перевода в рубли выиграют только трейдеры, такие, как Glencore и Trafigura, а на производителях это никак не скажется». ФАС не согласна: перевод в рубли и регулирование тарифа понизит транспортную составляющую по всей цепочке, будет способствовать развитию экономики и улучшению делового климата.

ФАС уверена, что порты стали бенефициарами девальвации. «Порты – часть транспортной цепочки, в ней еще участвуют РЖД и операторы вагонного парка. Получается, что предоставленные РЖД скидки отчасти были компенсированы удорожанием услуг портов», – сетует представитель службы.

Доходность работы порта выросла более чем на 80%, рассказывают федеральные чиновники со ссылкой на отчетность стивидоров, – например, в Новороссийском морском торговом порту (НМТП) зерно переваливают на 309%, а черные металлы – на 297% дороже, чем до начала эксперимента, а маржа НМТП выросла на 86%. Перевалить контейнер на Балтике Global Ports, по данным чиновников, предлагает на 1187% дороже, чем в 2013 г., а UCL Ports за услуги на «Контейнерном терминале Санкт-Петербург» берет на 418% больше, чем до дерегулирования.

В ФАС говорят, что с 2013 г. услуги стивидоров в среднем подорожали в 2,5 раза, а по отдельным позициям зафиксирован 10-кратный рост. Регулирование тарифов в портах, а также номинирование их в рублях приведет к падению стоимости перевалки до реальных затрат стивидоров и сократит их маржу до среднеевропейской, считает ФАС. Маржинальность по EBITDA в 2015 г. финских портов – 20%, по данным отчетности Global Ports, а маржинальность по EBITDA самой компании – 76,9%.

«Для грузоотправителей на самом деле цены не выросли после отмены госрегулирования, а по некоторым видам груза даже упали», – рассказывает топ-менеджер одной из угольных компаний. До 2013 г. существовал тариф, установленный государством, и тариф, который грузоотправитель реально платил, продолжает он, а после дерегулирования тариф просто вышел из серой зоны, вырос формально, на бумаге.

Представитель Минтранса объясняет, что, когда тариф в порту регулировался, стивидор действительно часть услуг выводил в дополнительные и требовал за них отдельной платы. Для грузоотправителя конечная стоимость услуг в порту была выше той, что устанавливало государство, продолжает он, после дерегулирования ставка была объединена, отсюда и ее формальный рост. «По анализу Минтранса, увеличения ставки для грузоотправителя в валютном выражении не произошло», – подчеркнул представитель министерства и добавил, что Минтранс не получал жалоб от крупных грузоотправителей на рост ставки в портах. Минтранс не поддерживает регулирование, часть услуг снова уйдет в тень, уверен чиновник. Представитель UC Rusal говорит, что за три последних года ставки в портах росли в пределах инфляции – за исключением портов южного бассейна. В 2014 г. UC Rusal пересмотрела стоимость перевалки и разделила со стивидорами девальвационные риски пополам. Компания приветствует перевод ставок в рубли – это снимет с нее девальвационные риски.

Но усложнит жизнь самим портам, считают стивидоры. Топ-менеджер одного из крупных зерновых терминалов говорит, что регулирование ударит по инвестиционной привлекательности отрасли: «Портовый бизнес капиталоемкий, у него длинный цикл, планировать приходится на 5–10 лет вперед. Как можно что-то планировать, если правительство постоянно меняет правила игры?» Никаких сверхприбылей за последние годы у порта нет, продолжает он: «В 2013 г. мы переваливали тонну зерна за $25, в 2016 г. – за $19,8, сохраняется тенденция снижения тарифа на перевалку».

Начавшаяся в 2010 г. отмена государственного регулирования тарифов в морских портах России не оказала никакого влияния на стоимость перевалки грузов компаний группы UCL Port, говорит представитель компании: «Применяемые стивидорами группы тарифы в морских портах Санкт-Петербурга, Туапсе, Таганрога в основном установлены еще в 2001–2002 гг., когда было государственное регулирование, и после отмены госрегулирования не повышались». Представитель Global Ports уверен, что ценообразование тарифа на сегодняшний день рыночное, а ставки диктуются спросом и предложением. Приведенные чиновниками цифры недостоверны, продолжает он, но сложно комментировать ошибочность оценок, не видя самих расчетов. «Мы работаем в условиях жесткой конкуренции с российскими и зарубежными контейнерными операторами, осуществляем масштабные вложения в развитие мощностей и сервиса терминалов», – говорит он. Динамика тарифов продиктована в том числе задачей возврата инвестиций, но всегда обсуждается с клиентами, заверяет представитель Global Ports. В целом изменение ставок регулируется исключительно рыночными факторами, в 2016 г. на фоне сложной ситуации на рынке изменений тарифа не было, констатирует он: «При установлении ставки в рублях на стивидоров полностью лягут все девальвационные риски».

«Регулирование ставок может привести к снижению доходности и, как следствие, сокращению инвестиций в перевалочные мощности, – опасается представитель Министерства транспорта. – Министерству неочевидны преимущества возврата к регулированию тарифа в порту, как и его расчета в рублях».
Минтранс направил свои представления в ФАС.

Источник: vedomosti.ru

Теги     рубли      тарифы      ФАС      порты   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Водная аграрная артерия Ростовской области восстанавливается
Реконструкция Донского магистрального канала предотвратит выбытие из сельскохозяйственного оборота 144 тысяч га орошаемых сельскохозяйственных угодий.
1 млрд рублей на обслуживание льготных договоров лизинга сельхозтехники направляет Правительство РФ
Правительство РФ продолжает принимать меры по снижению финансовой нагрузки на аграриев в части обновления парка сельскохозяйственной техники.