Зачем Китаю украинская соя?
14 June 2016, 18:01
В последние годы производство сои в Китае продолжает снижаться, в 2015-2016 маркетинговом году объем внутреннего производства достиг десятилетнего минимума. Но Китай остается крупнейшим импортером сои в мире.
В двухтысячные годы в КНР резко увеличилось потребление мясных и молочных продуктов. Для увеличения сельскохозяйственного производства потребовались дополнительные корма, вследствие чего возрос спрос на соевый белок. Но для его производства нужно увеличивать посевные площади как минимум на 20%, а вот с площадями в этой стране проблема.
Здесь существует несколько причин:
— Засев поля кукурузой дает прибыль приблизительно в 2,8 раза больше прибыли, чем засев бобовыми культурами.
— Соевые бобы в КНР подвержены заболеваниям, часть урожая нередко погибает.
— Закупочные цены на соевое сырье относительно низкие, значительно выгодней импортировать продукт.
В последние годы производство сои в Китае продолжает снижаться, в 2015-2016 маркетинговом году объем внутреннего производства достиг десятилетнего минимума. По оценкам экспертов, ожидается от 10,5 до 11 млн т в 2016-2017 м. г. К этому привела государственная политика поддержки выращивания зерновых культур в течение последних лет и уменьшение посевной площади сои в четырех северо-восточных провинциях Китая.
Китай остается крупнейшим импортером сои в мире. Общий объем импорта Китая 78,35 млн т соевых бобов в 2014/2015 м. г. были эквивалентны 60% от общего объема мирового экспорта и 58 % от общего объема экспорта сои США. Поскольку внутреннее производство не в состоянии удовлетворить растущее потребление, ожидается продолжение восходящего тренд-импорта сои в КНР. Импорт сои в 2016/2017 м.г. прогнозируется на уровне 84,5 млн т. Соевый шрот (SBM) продолжает доминировать, прогнозированный объём на 2016-2017 м. г. составляет 66,5 млн т, что на 3,7% выше по сравнению предыдущим периодом.
В результате увеличения дробления импортируемых соевых бобов в 2016-2017 м. г. производство соевого масла прогнозируется на уровне 15,1 млн т, что на 3,7 % выше по сравнению с оценкой прошлого года. Соевое масло — доминирующее растительное масло и будет составлять 45,3% отечественного растительного потребления. Тем не менее рост потребления соевого масла зависит от уверенности потребителя в безопасности продукта и отсутствии в нем биотехнологических продуктов.
Такой вид деятельности, как ввоз сои, в Китае является лицензируемым и имеет ряд ограничений. Поскольку соя для Китая является стратегическим продовольственным товаром, получить лицензию могут далеко не все китайские импортеры.
Закупочные цены на сою могут быть различными в зависимости от сезона, качества соевых бобов, расположения (близость элеватора, пограничного перехода), размера предлагаемой партии сои, условий оплаты и других факторов.
Существует ряд показателей качества сои, к которым у нас особые требования. Закупка только сои, не содержащей генетически модифицированные организмы (не ГМО соя). Не секрет, что есть существенные отличия между украинским и китайским соевым отраслевым стандартом на сою GB 1352-2009 (пришедшему на смену китайскому соевому ГОСТу — GB1352-1986). Китайский ГОСТ на сою содержит более жесткие требования к качеству соевых бобов, за исключением влажности (13%). Китайский ГОСТ GB1352-1986 устанавливает не только ограничительные показатели сои по влажности и примесям (сорной, масличной и морозобойной), а еще и предполагает градацию сои в зависимости от содержания протеина и жира на абсолютно сухое вещество. В китайском ГОСТе соя классифицируется по трем основным признакам:
— общая классификация сои – 5 категорий в зависимости от доли целых зерен сои (от 75 до 95% с шагом в 5%);
— классификация для сои с высоким содержанием жира – 3 категории по масличности (от 20 до 22% с шагом в 1%);
— классификация бобов сои с высоким содержанием белка – 3 категории по протеину (от 40 до 44% с шагом в 2%).
Украинская соевая культура, в силу законодательных запретов, не содержит ГМО, что делает ее привлекательной для китайских партнеров и конкурентной на китайском рынке. Перспективности прибавляет тот факт, что она не попадает под государственные квоты Китая. Поэтому, в случае, если качество сои, которая попадет на элеваторы в этом году, устроит китайскую сторону, то для украинских производителей сои откроется широкая перспектива для выхода на рынок КНР. За последние 12 лет площади под данной культурой в Украине выросли с 189,6 тыс. га до 2,1 млн га. На данный момент Украина занимает 6-е место в мире по объемам экспорта сои. На рынке Китая украинским производителям сои придется конкурировать с такими крупными производителями данной культуры, как США, Бразилия, Канада, Аргентина и Индия.
Украинская соя обладает рядом преимуществ, которые китайцы не могут не отметить:
— продукт экологически чистый;
— сырье не является генетически модифицированным;
— приемлемая цена.
Согласно данным таможенной службы КНР, в апреле 2016 года импорт соевых бобов в КНР вырос на 33% по сравнению с апрелем 2015 года и составил 7,07 млн тонн. В целом же с начала года Китай закупил 23,33 млн тонн сои, что выше прошлогоднего уровня на 11%. Основными поставщиками были США (65%) и Бразилия (30%).
Бюро USDA в Китае прогнозирует рост импорта сои в азиатскую страну в 2016/17 МГ до 84,5 млн тонн. Причинами увеличения поставок масличной в Китай послужат неослабевающий рост спроса на масличные, а также недостаточное внутреннее производство сои в стране из-за относительно низких субсидий на выращивание масличной по сравнению с конкурирующими культурами, такими как кукуруза и рис.
Кроме того, использование импортируемых соевых бобов в пищевой сфере для производства таких продуктов питания, как тофу и соевое молоко, растет в прибрежных регионах страны благодаря «ценовому и логистическому преимуществам».
Стратегией продвижения продукции на китайский рынок является пропаганда ее полезности и экологической чистоты, повышение интереса со стороны потребителей за счет узнаваемости торговых марок при поддержании минимально возможной цены на продукт. Это достигается посредством агрессивной рекламной поддержки продукции, а также продаж на уровне себестоимости для расширения присутствия на рынке и увеличения занимаемого рыночного сегмента.
Потенциальными партнерами для дальнейшего развития сбытовой сети могут выступать международная сеть супермаркетов Carrefour и ведущие китайские интернет-магазины JD.COM, Tmall.com. Основной сдерживающий фактор для дальнейшего увеличения объемов сбыта украинской продукции на китайском рынке является ограниченность предложения со стороны отечественных производителей.
Источник: 112.ua
Ваш комментарий
|
|