О проблемах импортозамещения, о сельском хозяйстве и о Каспии
04 March 2015, 09:19

Горбунов Генадий
Сенатор от Астраханской области, председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

Астраханские производители направили в Минпромторг России около 50 предложений по выпуску импортозамещающей продукции, а также предложения по производству оборудования, комплектующих и услуг, необходимых для нормального функционирования промышленных предприятий России. Акцент, прежде всего, был сделан на Астраханском станкостроительном заводе, который выпускает промышленное оборудование и имеет совместные с институтами научные разработки.

Сенатор от Астраханской области, председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Геннадий Горбунов в эфире «Вестника Кавказа» рассказал о проблемах импортозамещения, о сельском хозяйстве и о Каспии.

— После того как Центробанк повысил ключевую ставку до 17%, многие производители столкнулись с тем, что значительно выросли процентные ставки по кредитам. Сейчас ставка немного понизилась до 15%, но все равно для кредитной политики, для того, чтобы брать кредиты, она все равно высока. Ясно, что без поддержки государства сельскому хозяйству в одиночку не справиться. Нынешний антикризисный план, который предложило правительство, который сейчас уже почти утвержден, что он предлагает сельхозпроизводителям?

— Вы правильно заметили, что когда 17% ключевая ставка была введена, это вызвало шок у всего предпринимательского сообщества, не только у сельхозтоваропроизводителей. Теперь уже эта ключевая ставка составляет 15%. Накануне проведения весенних полевых работ, когда в значительной степени востребованы краткосрочные кредиты на приобретение ГСМ, посевного материала, минеральных удобрений, необходимо иметь средства, чтобы засеять столько, сколько предполагает предприятие той или иной формы собственности, вплоть до крестьянско-фермерских хозяйств. Думаю, что правительство оценило ситуацию — сельхозтоваропроизводителям будут выделяться кредиты субсидированные, а помощь из федерального бюджета, софинансирование, будет составлять около 15% субсидий из федерального бюджета. Все остальное будет платить сельхозтоваропроизводитель. Сейчас кредиты 23-27%. Но возможно, в связи со снижением ключевой ставки и банки будут в этой части тоже продвигаться.

С пониманием относятся все эшелоны власти, и самые верхние, и те, кто непосредственно работает на земле. На совещании в Горках, которое проводил Дмитрий Анатольевич Медведев, эти вопросы обсуждались. Было сказано, что комфортные условия будут созданы по кредитованию, по работе с банками для сельхозтоваропроизводителей.

Однако пока ситуация не такая идеальная. Компенсации в значительны, но 10% — тоже тяжелая ноша для сельхозтоваропроизводителей по кредиту. Риски велики. Подорожали кредитные ресурсы, дизельное топливо, удобрения, электроэнергия, посевной материал. Кроме зерна, пшеницы, ржи, все остальные семена мы в значительной степени завозим из-за границы. В связи с девальвацией рубля цены в рублевом выражении выросли, затраты возросли. И это скажется на результатах работы.

— Антикризисный план предусматривает выделение более 50 миллиардов рублей на семь лет для сельских производителей, для аграриев. Это много или это мало?

— Это не очень много. Если мы футбольные стадионы строим, которые стоят 50 млрд рублей примерно, и на всю Россию 50 млрд рублей на сельское хозяйство – это не очень много. Кроме того, значительная часть средств, выделяемых из федерального бюджета, идет напрямую на софинансирование процентной ставки. В перспективе это путь в никуда. Надо переходить на субсидирование, на проектное финансирование, чтобы не было посредников.

Но сегодня начальный этап комплекса мер позволяет вселить уверенность в сельхозтоваропроизводителей, что государство их не бросит один на один с проблемами, которые будут возникать в перспективе.

— С какими еще проблемами сталкиваются аграрии? Какие факторы препятствуют развитию сельского хозяйства?

— Сегодня не очень хорошие виды на урожай озимых. Погодно-климатические условия были не очень благоприятные для большинства территорий — Волгоградская область, Ростовская область, Ставропольский край, Алтайский край. Кроме того, беспокоит, как будут проводиться антикризисные меры и импортозамещение.

— Понятно, что сразу заменить импорт отечественными продуктами невозможно. Сколько времени, на ваш взгляд, может занять переходный период?

— По разным направлениям он разный, тут одной формулы нет. Чтобы восполнить недобор мяса крупнорогатого скота, надо десять лет; молока –3-4 года. По остальным направлениям поменьше. По зерну и мясу птицы у нас проблем нет.

Основные проблемы — молоко, молочные продукты, говядина, зимние овощи, фрукты. Но есть возможность перенаправить и распределить основные площади наших российских садов, тепличные хозяйства в Крым, где больше солнечных дней, плюсовых температур.

Кроме того, мы переориентировались с Запада на другие страны, например на Турцию, которые готовы заполнить ниши и поставить. Требование высказываем одно — чтобы качественная была продукция.

— Цены на продовольствие растут вслед за курсом иностранных валют, в том числе на российские продукты. Почему это происходит?

— Я на 99% уверен, что прирост цены на продукты происходит на уровне посредников, торговых сетей. Оптовая торговля, сельхозтоваропроизводители еще не успели поднять цены, потому что у них значительная часть продукции лежит в хранилищах торговых сетей. Прокуратура проверяет сейчас.

В других странах торговые сети не ведут закупку за пределами страны. Они ведут закупку на оптовых складах, крупных базах, которыми занимаются другие предприятия и предлагают торговым сетям. У нас торговые сети напрямую ведут закупку за пределами, создавая свой опт при торговых сетях. Это не совсем правильно.

Лучше больше отследить, а когда есть крупное оптовое звено, несколько закупают, что привозят под заказ торговых сетей и прочее. Тогда контролируется и цена, и все остальное.

— А что касается фиксированных цен на продукты?

— Думаю, жизнь заставит, потому что у нас значительная часть людей, которые живет бедно. Те же США не боятся талонов. Они талоны на определенную сумму, по которым люди приобретают продукты питания по доступной цене. Это было бы интересно для всех. Это был бы официальный заказ уже для сельхозтоваропроизводителей. Нам не надо было бы дополнительных средств. Если цены на социально значимые товары будут расти, мы будем, очевидно, дальше работать над совершенствованием закона о торговле. Недавно мы, сенаторы, внесли поправки, чтобы на все формы доплат торговые сети имели бы право не более 3% от оптовой цены, по которой они закупают у товаропроизводителей. Не более 3%. Сейчас это значительно. Настало то время, когда все должны делиться с народом и помогать в это непростое время. Большинство населения у нас сознательное и понимает эту ситуацию, в том числе и работники торговли и все остальные.

-Как решаются вопросы импортозамещения в Астраханской области?

— Моя родная Астраханская область по большинству продуктов обеспечена. Единственное, там зона рискованного земледелия, выпадает 120-130 мм осадков, поэтому зерновое хозяйство у нас не развито. Область производит 1,2-1,25 миллионов тонн овощебахчевой продукции. Мы сами себя обеспечиваем картофелем и даем на рынки Российской Федерации значительную часть картофеля, а также лук, перец, томаты. Недавно министр сельского хозяйства был на Сахалине, увидел лук, спросил, откуда. Ему отвечают: «Астраханский!». Это приятно слышать. Раньше были только арбузы и помидоры, а теперь и картофель астраханский, и лук астраханский. Я хотел бы еще раз обратиться к странам-членам Таможенного союза, чтобы из них не велся реэкспорт других стран, на которые мы наложили эмбарго, запретные санкции. Мы должны быть чисты и прозрачны в своих отношениях. Мы готовы свой рынок, а рынок российский очень емкий, предоставить друзьям, но так, чтобы это была качественная продукция, которую они произвели сами.

— В Астрахани в сентябре прошлого года прошел саммит прикаспийских государств. Произошли ли качественные изменения с тех пор в отношениях со странами Каспийского региона?

— У нас есть порт Оля, который пока испытывает трудности в связи с санкциями против Ирана. Сейчас ведутся переговоры. Если решится эта проблема, то порт заработает опять в полную силу. Грузы есть. Он востребован, но для этого нужно еще время определенное. Мы все с надеждой ждем, когда заработают все терминалы этого порта, и пойдут поступления в казну нашей области. С другими у нас особых проблем нет. Мы работаем очень тесно, у нас есть представительства, консульства практически всех государств в Астраханской области, тесное взаимодействие ведется на этом уровне. Астраханская область очень тесно работала и работает с с Азербайджаном, с другими странами, здесь проблем нет…

— В Астрахани есть даже сквер имени Гейдара Алиева…

— Да, есть» Астраханская область — это юг России, в ней представители больше 100 народов и национальностей живут дружно, без эксцессов. Думаю, что и дальше так будет. Исторически так было. Юг всегда был пристанищем людей, которые терпели бедствия у себя на родине. Многие шли в Астраханскую область, у нас и персидские, иранские дворы сохранились. Астрахань всегда была гостеприимной, дружелюбной, всегда помогала людям, которые испытывали сложности и трудности.

— Ученые говорят, что количество осетровых в Каспийском море уменьшилось в 10 раз…

— 8 лет назад я был инициатором закона о запрете промышленного лова на Каспии осетровых. С помощью президента Владимира Владимировича Путина было закон принят. Я настаивал на том, чтобы рыбу, которую обнаружили в сетях браконьерских, не везли в Астраханскую область, а уничтожали на месте. Но лоббисты хотели везти ее в Астрахань, чтобы перерабатывать на муку. Мы же отвечали, что представителей флоры и фауны Каспия сами съедят эту рыбу. Эта идея была поддержана, но это не решило проблему восполнения стада осетровых. К сожалению, браконьерство пока присутствует. И теперь уже рыба ловится браконьерами не в Волге, не в реках, не в ее каналах, а непосредственно в море. Но работа, тем не менее, ведется. Подключены мощные силы для охраны Каспия, пограничники, береговая охрана работают в этом направлении. Конечно, подключены мощности еще больше, увеличится выращивание молоди осетровых.

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Египет уведомил Россию об изменении схемы закупок российской пшеницы
Союз экспортеров и производителей зерна получил официальное уведомление об изменении Египтом схемы закупок пшеницы и другой сельхозпродукции.
Цены FOB и EXW на 23 декабря 2024. Пшеница. Кукуруза
Правительство России установило тарифную квоту в объеме 10,6 млн т на вывоз зерновых культур из страны за пределы Евразийского экономического союза. Она будет действовать с 15 февраля по 30 июня 2025 года, сообщается на сайте кабмина.