Гастрономические санкции и их последствия
29 September 2014, 08:18
Сейчас к теме, которая не покидает новостную повестку – гастрономические санкции и их последствия.
На полках уральских магазинов теперь только самое свежее и полезное. Продукты, попавшие под санкции, не завозят почти два месяца – предрекали пустые прилавки и возврат к 90-м, оказалось, не так страшен «запрет», как его малюют. Вместо норвежского лосося на стол к гурманам попадает чилийская рыба. На рынке – продавцы не нарадуются: «красная» рыба идет косяком из Мурманска спецрейсом всего два дня. И дешевле и свежей.
Впрочем, за свежей и живой рыбой далеко ехать вовсе не нужно. Карпа, белугу и стерлядь для уральских прилавков выращивают в Рефтинском рыбхозе. В отличие от импортных производителей здесь ускорители роста не дают, просто кормят «на убой».
Чтобы рыба попала на стол гурмана, за ней надо несколько лет ухаживать. Такое рыбное хозяйство – чуть ли не единственное на весь Уральский округ, которое осталось с советских времен. Раньше здесь выращивали больше тысячи тонн карпа, сейчас в десятки раз меньше. Все потому, что крупные ритейлеры пока не хотят покупать живую рыбу в больших объемах.
Александр Палаткин, директор Рефтинского рыбхоза: «Потенциал развития рыболовства в Свердловской области высок. Надо его развивать. Нам необходима стартовая целевая поддержка в виде административного ресурса, который не требует денег. Конечно, мы бы были здорово воодушевлены, если бы наш собственник, или правительство России, поддержало НИИОКР, тогда бы можно было бы говорить не о 40 процентах увеличения производительности, а больше».
Пока плесень покрывает благородные сыры, уральские производители не дремлют и внимательно следят за собственным производством. Уже почти 90 лет здесь меняется только оборудование, но традиции производства сыра остаются неизменными. Сначала молоко надо подогреть и довести до нужной консистенции. Затем закваска, и только потом – под пресс.
Перед тем как головка Муромского или Российского из Байкалово попадет на полку магазина, она отлежится несколько месяцев в специальной комнате. Сыр должен дозреть – и тогда он будет поистине вкусным, а главное, полезным.
На Ирбитском молокозаводе – полный цикл производства. Ежедневно сюда доставляют десятки тонн свежего молока, из которого производят и творог, и кефир, и сыр, и йогурты. Только Ирбитский завод занимает около 20 процентов рынка молочной продукции в области, поэтому из-за отсутствия свали и пармезана полки в уральских магазинах не опустеют.
Сергей Суетин, директор молочного завода Ирбита: «Никакой сыр с прилавков не исчезнет. Может, станет меньше итальянских, пармезанских – которые берут три процента населения. Эту линейку заполнят если не местные производители, то привлекут производителей из других стран. И никакого дефицита в сырах не будет».
Продовольственные санкции – даже на руку предприятию. В ближайшее время завод планирует расширить линейку молочной продукции. Состав привычных лакомств менять не придется – все компоненты либо местного производства, либо из стран Азии. К примеру, изюм для творожных смесей в Ирбит привозят из Ирана.
Слезы из-за эмбарго льют в Европе. В Польше теперь всегда «яблочный спас», шутят в интернете. Яблоки бесплатно раздают на улицах, вывозят в качестве гуманитарной помощи. Девать урожай попросту некуда. Россия была основным покупателем, но с вводом санкций сушить фрукты пришлось не нашей стране. Российская Федерация подписала соглашение о поставках с Китаем и вспомнила, что у нас и свои продукты имеются.
Сергей Банных, частный предприниматель: «Развитие нашего хозяйства началось с этой бумажки, я больше по-другому никак не могу назвать. Это один доллар». Теперь у Сергея Банных 40 гектар. Капуста, морковь и свекла – все выращивается с любовью и заботой. Иначе вкус у салатов будет не такой особенный.
Этой же капустой угощают в самолетах. Уральский авиаперевозчик уже несколько лет закупает капустный салат только у единственного производителя. Сергей Банных не добавляет в закуску никаких химикатов и усилителей вкуса. Да и продукты – только с собственного огорода. С вводом санкций, предприниматель уверен – пора действовать и расширяться.
Насколько хорошо идет работа у фермеров – говорят их руки. Алексей, закатав рукава ежедневно трудится на своем участке. Выращивает самые популярные овощи – картошку и морковь, уверяет – урожая хватит на всех. Алексей Бондарев, глава крестьянского фермерского хозяйства: «Мы прокормим Россию. Россия всегда была сильна селом, поэтому мы справимся и накормим наше родное государство».
Из полутора тысяч жителей в селе Бараба каждый второй – фермер. Здесь 15 крупных крестьянских хозяйств – для области это абсолютный рекорд. В этом году, шутят сельчане, пшеница уродилась курам на смех, вернее, на корм. Колос налиться не успел. С картошкой, капустой и свеклой – перспективы гораздо лучше. Овощами область себя обеспечит практически полностью. Теперь главное – сохранить урожай до весны. Специально для этого из областного бюджета предпринимателям выделили субсидии на покупку новейшего холодильного оборудования.
Петр Кузнецов, глава фермерского хозяйства: «Установили полностью холодильное оборудование для хранения моркови. Вот ворота поставили, и для холодильников мы специально купили установку и пену. Мы полностью полиуретаном заделали, как термос. Толщина 3-4 сантиметра».
В этом году в области будут построены овощехранилища общим объемом шесть тонн. На таких умных складах практически весь урожай можно будет сохранять до лета, а значит, сезонного скачка цен на уральские овощи предстоящей весной удастся избежать.
Ажиотаж на рынке создают, похоже, только журналисты. Уральцы не спешат скупать продукты. В середине августа цены резко пошли вверх, но в основном на импорт. Местная же продукция осталась на том же уровне. В правительстве уверяют – за каждым ценником следят ежедневно. Необоснованных удорожаний не будет. Более того – обещают наказать за спекуляцию на рынке.
Евгений Куйвашев, губернатор Свердловской области: «Наш российский агропром способен заменить те товары, что шли у нас из стран Евросоюза. Мы сейчас занимаемся строением логистических складов длительного хранения, чтобы мы могли в течение года обеспечивать себя собственными овощами».
Продавать запрещенные сыры в магазинах пока можно, вернее, распродавать старые запасы. Свежих поставок быть не должно. Именно поэтому многие ритейлеры стали завышать цену на «штучный» товар.
В ближайшее время свежий пармезан как нелегальный продукт можно будет купить только с рук. Впрочем, если поразмыслить, то вся зависимость от итальянских сыров и польских яблок – больше надуманная. Если хорошо поискать на полках в магазине, то найдется вполне приличная альтернатива запрещенке.
Введенный запрет будет действовать всего год. За это время у России появится немало новых друзей, а собственные производители уже спешат расширить продуктовую линейку, чтобы угодить гурманам. Не исключено, что совсем скоро лесная клюква окажется в уктусских йогуртах, а уральский свинокомплекс научится производить первоклассный хамон.
Ваш комментарий
|
|