Россия стала больше завозить молочной продукции, растительных тропических масел, сахара-сырца и многих видов овощей
16 June 2014, 10:03
Директор Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства, член Президиума Российской академии наук, академик Иван УШАЧЕВ в беседе с обозревателем журнала «РФ сегодня» Людмилой ГЛАЗКОВОЙ рассказал о проблемах развития АПК и путях их решения.
Картошка из Пакистана, огурцы из Индии.
– Иван Григорьевич, по полкам наших магазинов, где продаются товары со всего мира, и отнюдь не задешево, как нам обещали при вступлении в ВТО, можно понять, что в сельском хозяйстве не все благополучно. Ведь это позор, когда Россия завозит маринованные огурцы из Индии или картошку из Пакистана. Что сдерживает развитие российского АПК?
– Вы правы. Доля отечественной продукции на рынке продовольствия равна 66 процентам, снизившись на один пункт к 2008 году. Конечно, она должна быть выше. В 2013 году объем импорта продовольствия и сельхозсырья составил 43,1 миллиарда долларов. Россия стала больше завозить молочной продукции, растительных тропических масел, сахара-сырца и многих видов овощей. Сопоставьте хотя бы эти факты. Располагая 9% мировых сельхозугодий, мы производим менее 3% мировой продукции. Больше всех экспортируем минудобрений и меньше всех (не считая стран Африки) их вносим. Лидируем в мире по экспорту газа и лишь наполовину обеспечили им своих сельских жителей.
Налицо огромный ресурсный потенциал и несоизмеримые с ним результаты его использования. Причиной тому макроэкономические условия и проводимая аграрная политика.
Пока системных проблем в отрасли больше, чем достигнутых результатов.
– Премьер-министр Дмитрий Медведев в ходе недавнего отчета в Госдуме сообщил, что в 2013 году аграрная отрасль добилась прироста производства продукции 6%.
– Однако прирост лишь компенсировал падение производства сельхозпродукции в 2012 году. Самое опасное — ухудшение финансового состояния АПК. Рентабельность сельхозорганизаций (9,3%) ниже целевого показателя и фактического результата за предыдущий год, а за вычетом субсидий финансовый результат при убыточности минус 1,7% — отрицателен. О каком расширенном воспроизводстве может идти речь?
Сельское хозяйство занимает почти 4% в стоимости ВВП, а имеет лишь 2,4% инвестиций. Его доля в совокупном финансовом результате лишь 0,8. Физический объем инвестиций в основной капитал вместо запланированного госпрограммой роста на 4 пункта снизился на такую же величину.
– Значит, дело в аграрной политике?
– Да. Она не способна решить фундаментальные проблемы развития сельского хозяйства. Один из факторов, определяющих развитие сельхозпроизводства, — его техническая и технологическая оснащенность. Отечественное сельхозмашиностроение ежегодно уменьшает номенклатуру и количество выпускаемых тракторов, при том, что большое количество эксплуатируемой техники выработало амортизационные сроки. Показатели Первой госпрограммы по обновлению сельхозтехники не выполнены.
Селяне в прошлом году приобрели тракторов на 24 процента меньше, чем годом ранее, зерноуборочных комбайнов — на 12, кормоуборочных — на 40. Общий парк тракторов насчитывает около 500 тысяч единиц. Чтобы нормально обновлять, нужно ежегодно 40 тысяч, поступает вдвое меньше. Что делать? Принять ФЦП «Развитие отечествен¬ного сельскохозяйственного машиностроения». Наконец, важно развивать сельхозкооперацию.
– К числу наших успехов, наверное, можно отнести превращение России в экспортера зерна?
– Как посмотреть. Мы вывозим зерно, но одновременно допускаем серьезные просчеты в плане регулирования этого рынка. И это серьезно влияет на другие сегменты агропродовольственного рынка. Закупочные и товарные интервенции в силу своих объемов и механизма их проведения не решают проблему справедливого ценообразования. Есть проблемы и на внешнем рынке.
Если бы мы перешли к глубокой переработке зерна, то российские сельхозтоваропроизводители и переработчики вместо теряемых 1,5 тысячи рублей с каждой тонны при экспорте сырого зерна дополнительно зарабатывали бы в 10 раз больше. Пока же Россия обеспечивает дисконт зарубежным покупателям в размере 40-50 долларов на тонну, фактически уменьшая доходность своего сельхозтоваропроизводителя.
Поймите, как бы хороши ни были программные документы, они не решат нынешних проблем отрасли, среди которых одной из основных является диспаритет цен на реализуемую сельхозпродукцию и издержек на ее производство. Вдобавок к этому давит импорт. Поэтому сельское хозяйство работает в режиме простого воспроизводства. Ускорилось развитие лишь отдельных отраслей, получавших большую господдержку в плане субсидированного инвестиционного кредитования.
– Как привести в соответствие промышленные и сельскохозяйственные цены?
– Для начала заморозить на долгосрочную перспективу цены и тарифы естественных госмонополий, на сельхозтехнику, удобрения и средства защиты растений и животных.
Каждый аграрий – миллионер по задолженности.
Другая макроэкономическая проблема — несовершенство кредитно-финансовых отношений (ценообразование, налогообложение, страхование, кредитование). Они просто загоняют селян в долговую яму. Нет предсказуемости цен хотя бы в краткосрочной перспективе.
Теперь кредиты. Задолженность сельхозорганизаций достигла астрономических высот, более 2 триллионов рублей или свыше 1,3 миллиона рублей на каждого работника. Выплатить ее в обозримом будущем село не сможет. Поэтому мы предлагаем рассмотреть возможность проведения реструктуризации их долговых обязательств с частичным списанием просроченной задолженности по займам и кредитам.
Что касается совершенствования механизма кредитования. Считаю, что Россельхозбанк должен работать не как обычный коммерческий банк (пусть и со 100-процентным госкапиталом), а как институт развития АПК, предоставляющий инвесткредиты по специальным низким процентным ставкам.
– В одинаковых условиях одни успешно хозяйствуют, например, аграрный комплекс Белгородской области, а другие прозябают.
– Белгородщина впереди по темпам роста, по освоению инновационных технологий и эффективности использования ресурсов. Тем не менее, рентабельность сельхозорганизаций — нулевая, а с учетом субсидий — лишь 9%. Примерно то же в Татарстане, где убыточность без субсидий достигает почти 12%, а рентабельность с субсидиями не дотянула до 7. Вот лишнее доказательство недееспособности действующего экономического механизма, который даже в условиях высокой инновационной активности обречен на низкую эффективность. Отсюда закредитованность и другие проблемы.
Только для поддержания уровня производства на 2014-2015 годы нужно выделить не менее 40 миллиардов рублей к заложенным в госпрограмме на текущий год 170 миллиардам. Если хотим развивать агропром, то еще больше. Скажем, чтобы получить 3-4% роста — не менее 300 миллиардов. Недостаточность и неполнота экономических механизмов могут поставить под угрозу выполнение нынешней Госпрограммы.
– Она позволит сделать прорыв в развитии АПК?
– Основная ее цель — обеспечение продовольственной независимости и повышение конкурентоспособности российской сельхозпродукции. К 2020 году объем ее выпуска предусматривается увеличить на 20%. Рубеж впечатляющий, но без перехода на инновационную модель, без внедрения более гибкого организационно-экономического механизма вряд ли достижимый.
– За счет чего планируется получить прибавку?
– В растениеводстве — за счет улучшения использования земель сельхозназначения, развития элитного семеноводства, увеличения площадей используемых мелиоративных земель. Приоритетом в пищепроме и переработке является импортозамещение. Предстоит модернизировать цепочку «производство—переработка—реализация». В розничной цене 1 килограмма муки на сферу обращения падает около половины, а доля сельхозпроизводителя — менее четверти.
Чрезвычайно актуально применение современных технологий для увеличения глубины переработки сырья. Они созданы в НИУ Россельхозакадемии, но предприятия с устаревшей техникой не в состоянии их освоить. Российскими машинами и оборудованием отрасль обеспечена лишь на 35%, при этом только 1/5 техники отвечает мировым стандартам. Нужна подпрограмма создания оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности в рамках предлагаемой нами ФЦП по развитию отечественного сельхозмашиностроения.
Не точечные меры поддержки, а смена экономической модели.
– Работники отрасли пеняют власти на низкий уровень господдержки сельского хозяйства.
– Для равной конкуренции в ВТО нужна равная господдержка. Да и в целом поддержка сельского развития на федеральном уровне крайне недостаточна. По многим позициям она будет ниже уровня 30-летней давности.
Третья, по счету, а не по значению, системная проблема — социальное развитие села. Тут совсем плохо. Именно в селе локализуется российская бедность. В рейтинге оплаты труда сельская и текстильная отрасли на последних местах. Зарплата селян чуть больше половины среднероссийской (53%), хотя их занятость в течение года на 6-7% выше, чем по экономике в целом. Двое из пяти работников зарабатывают ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. Почти треть жителей села (среди молодежи — половина) намерены уехать в город. Чему посодействовала и «оптимизация расходов» в сторону их уменьшения за предыдущие пять лет почти на 70 миллиардов рублей.
– А ФЦП по устойчивому развитию сельских территорий не поправит положение?
— Сомневаюсь. Программа не носит даже восстановительного характера и не обещает выхода на предреформенные рубежи. Это задача долгосрочного характера. Ее следует включить в число приоритетов социально-экономического развития России и закрепить принятием закона «Об устойчивом развитии сельских территорий». В решении этих проблем должна многократно возрасти роль регионов. Но как она возрастет, если во многих из них селяне составляют от 30 до 40 и более процентов населения?
– Получается «помоги себе сам»…
– Само село в силу нынешнего экономического состояния не способно этого сделать. У него столько болячек, что без посторонней помощи не обойтись.
Недавно прошло знаковое заседание Госсовета по проблемам устойчивого развития сельских территорий. Принято очень важное решение — разработать долгосрочную Стратегию устойчивого развития сельских территорий, включающую в том числе улучшение демографической ситуации.
Задача состоит в формировании нового подхода к социальной политике, имея в виду, что сельское хозяйство и сельские территории многофункциональны по своей природе. Они выполняют не только производственную функцию по обеспечению проднезависимости страны, но сохраняют заселенность территорий, исторические ландшафты и традиционный образ жизни. Это — генофонд страны.
Таким образом, динамичное развитие АПК требует взаимосвязи социально-экономической и аграрной политики как ее важнейшей составляющей. Первая создает условия для развития аграрной сферы, а вторая, в свою очередь, обеспечивает достижение важнейших макроэкономических показателей развития страны.
Еще одна важная проблема — ситуация в сфере земельных отношений. Впору за голову схватиться: идет деградация сельхозземель, латифундизация (их концентрация в собственности крупных корпоративных структур уже распространилась на 1 миллион с лишним гектаров!). Во всем мире латифундии считаются экономическим и социальным злом, а у нас с ними почему-то не борются.
Наконец, падает эффективность госконтроля за использованием и охраной земель. За годы реформ потеряно 40 миллионов гектаров посевных площадей. Как приостановить процесс? Ученые-аграрники в Открытом письме Президенту РФ высказали свои предложения по переходу к принципиально новой, эффективной земельной политике.
В ее основе, первое, современная аграрная экономическая теория и разработка принципов развития сельского хозяйства с учетом его многофункциональности и мультипликативности.
Второе — нужна новая социальная парадигма устойчивого развития сельских территорий.
Третье — проведение комплексных исследований проблем трансформации земельных отношений и управления земельными ресурсами.
– Если резюмировать: АПК нуждается в новой экономической модели функционирования.
– Да, главная задача сегодня — это разработка новой актуализированной аграрной политики.
Ваш комментарий
|
|