Из закона о биопродукции убрали все термины
01 August 2013, 13:00

17 июля Минсельхоз РФ опубликовал новый вариант закона об органическом сельском хозяйстве. Он кардинально отличается от версии, опубликованной в октябре 2012 года. Как отметили в Союзе органического земледелия, участники которого были инициаторами появления законопроекта, из доработанной версии документа, размещенной на сайте Минсельхоза в рамках оценки регулирующего воздействия, исчез целый ряд основополагающих пунктов, а сам проект превратился в описание полномочий контролирующих органов, пишет «КоммерсантЪ».

«В частности, убраны любые упоминания терминов эко- и биопродукции, а также другие определения того, что может считаться органическим продуктом», — говорит исполнительный директор союза Яков Любоведский. При этом предлагается создать контролирующий орган, полномочия которого по осуществлению сертификации, проверок и ликвидации компаний за несоответствие данному законодательному акту четко прописаны. «Законопроект содержит всего 33 статьи, треть из которых теперь посвящена неназванному регулятору», — отмечает господин Любоведский. 

Производители органики готовят возражения к новому тексту документа. «Законопроект не проходил согласование с профессиональным сообществом, отраслевыми союзами (ассоциациями), в документе отсутствует взаимосвязь с реальным положением дел в органическом сельском хозяйстве»,— говорится в официальном отзыве Союза органического земледелия.

В Союзе подготовили пояснительную записку ко второй редакции, где указали на основные концептуально ошибочные положения:
Отсутствуют упоминания о признании международных требований к органической продукции. Законопроект не корреспондирует с международными нормами ведения органического сельского хозяйства. Это ведет к изоляции российского законодательства в сфере органического земледелия и его недееспособности на мировом рынке органической продукции. Российский сельхозпроизводитель от получения статуса в своей национальной системе не получит возможности признания на мировом рынке и не сможет реализовать свои конкурентные преимущества. На территории России получат популярность системы сертификации других государств. Органическое сельское хозяйство будет развиваться по правилам, которые будут устанавливаться не в России и не для России. Россия обладает самыми большими ресурсами для органического сельского хозяйства в мире. Россия может стать лидером мирового рынка органической продукции, диктовать свои правила игры, у России есть для этого возможности. 

Отсутствует понятие о сертификации, открытой и прозрачной процедуры, на основании которой присваивается статус — производство органической продукции. В органическом сельском хозяйстве многие критерии соответствия требованиям стандарта оцениваются экспертным путем и на основании качественных (а не измеряемых количественных) показателей. Важно, чтобы система сертификации была открыта и прозрачна для профессионального сообщества и потребителей, чтобы ее можно было контролировать, как это и происходит во всем мире. 

3) В законе предлагается единоличный контроль за всеми процессами производства закрепить за Федеральным органом исполнительной власти. В России отсутствует образование в сфере органического сельского хозяйства, и нет необходимого количества компетентных специалистов ни в одном госоргане, потребуются переподготовка и новые должностные ставки. Это затратный путь, который требует от государства значительных финансовых и человеческих ресурсов. Более того, при единоличном контроле, когда есть возможность написать субъективное экспертное заключение, возникает благоприятная среда для коррупции. Централизация принятия решений приводит к потере регионами компетенции развивать органическое сельское хозяйство с учётом особенностей регионов. Подпадая под зависимость федерального центра создается система «узкого входа», что в конечном итоге создаст благоприятную коррупционная среду. Получить регистрацию производства и продукции будет проще тем, кто ближе к федеральному центру.

4) Отсутствует статья об участие профильных союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в развитии органического сельскохозяйственного производства. Все бремя развития огромного и нового сектора накладывается на бюджетные организации, оторванные от реального положения дел в органическом сельском хозяйстве. Развитие органического сельского хозяйства ограничится бюджетным финансированием государства, интересы реального сектора не будут учтены, развитие сектора будет существенно ограничено и заторможено. 

5) Статья 14 законопроекта предлагает: «Приостановление производства органической продукции осуществляют уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти в установленном им порядке в случаях выявления нарушений в ведении органического производства и (или) установления его несоответствия требованиям, предъявляемым к условиям производства органической продукции». В законе есть порядок потери статуса органического производителя и полномочия останавливать производство при субъективной экспертной оценке госоргана абсолютно излишняя норма. Данная статья создает условия для коррупции и недобросовестной конкуренции. Статья 14 данного законопроекта откровенно демотивирует получать статус производителя органической продукции.

6) Статья 17 гласит: «Действие Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не распространяется на проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении производства органической продукции». Это ставит производителей экологически чистой, органической продукции в неравные условия с представителями традиционного производства продуктов питания и создает дополнительные механизмы давления на производителей органической продукции и для коррупции. Абсурдно лишать законных прав предпринимателей при осуществлении госконтроля за то, что они производят продукцию с повышенным уровнем качества.

В документе есть ряд грубых фактических ошибок. Отсутствуют статьи 8 и 10, есть две совершенно различные статьи под одинаковым номером 16. В части определении органической продукции, статья 2, пункт 6 предлагает признавать таковой продукцию вообще не содержащую органических компонентов, а «содержащие в своем составе не менее 95 % пищевых ингредиентов от массы всех ингредиентов».

Выводы:
Данный законопроект создает систему, которая существенно ограничивает развитие органического сельского хозяйства России. Законопроект способствует образованию благоприятной среды для коррупции и недобросовестной конкуренции.

_____________________________________________________________________________________________

О наиболее актуальных вопросах производства кормовой продукции, мировых ценах на основные виды зерновых культур и их влияние на рынок кормов, а также о техническом и технологическом перевоорежении сельского хозяйства,  Вы можете узнать на Мировом  Форуме «Global Feed  Forum «Перспективы развития мирового кормопроизводства», который состоится 2 октября 2013 г. в Международном пресс-центре РИА Новости  в  городе Москва.

Здесь Вы можете подать заявку на регистрацию.

Ознакомиться с планом мероприятий можно в разделе «Бизнес-мероприятия»

_____________________________________________________________________________________________

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Цены FOB и EXW на 1 ноября 2024. Пшеница. Кукуруза
В Липецкой области урожай кукурузы на зерно превысил сбор всего прошлого года. 400 тыс. тонн кукурузы на зерно уже намолотили наши аграрии. За весь прошлый год было собрано 366,5 тыс. тонн.
Обзор товарных рынков на 1 ноября 2024
Соевые бобы торговались с повышением от 4 до 6 центов в четверг утром. Сессия среды завершилась ростом контрактов на 7 ½ - 12 ¼ центов. Первый день уведомлений по ноябрьским фьючерсам на сою приходится на четверг, всего было объявлено 97 поставок.