Насколько велика опасность дефляции в еврозоне?
30 April 2013, 13:00

До недавнего времени считалось, что борьба с долговым кризисом в еврозоне, сопровождаемая различными формами закачивания в экономику дешевых денег, приведет к всплеску инфляции. Но этого не случилось: в 2013 году темпы роста цен в Европейском валютном союзе, наоборот, явно замедлились. В результате возникла совсем другая угроза — дефляции. Первой с ней столкнулась Греция.

Первое снижение цен за 45 лет

В начале апреля греческие статистики, обобщив данные за март, впервые с 1968 года официально зафиксировали в своей стране дефляцию. Снижение общего уровня цен по сравнению с мартом 2012 года составило 0,2 процента. Европейская комиссия исходит теперь из того, что преодолеть дефляционные тенденции Греции, вот уже шестой год подряд переживающей рецессию, удастся лишь в следующем году.

В экспертных кругах дефляция считается куда более опасной макроэкономической проблемой, чем инфляция. В условиях падающих цен предприятия и потребители воздерживаются от приобретения нового оборудования и товаров длительного пользования в надежде на их дальнейшее удешевление. Это ведет к сокращению производства и росту безработицы, что еще больше снижает платежеспособный спрос и, соответственно, вызывает дальнейшее падение цен.

О том, насколько разрушительна такая спираль, свидетельствует опыт Японии. Одна из крупнейших экономик мира вот уже два десятилетия не может вырваться из тисков дефляции. Нынешней весной новое руководство Центрального банка в Токио решило на полную мощность запустить печатный станок и теперь надеется хотя бы к концу 2015 года довести инфляцию до уровня чуть ниже 2 процентов, который в ведущих странах мира считается оптимальным для экономического развития.

Скрытые дефляционные тенденции в проблемных странах

В еврозоне темпы роста цен в феврале впервые с ноября 2010 года упали ниже отметки в 2 процента, в марте снизились до 1,7 процента, а по итогам апреля, согласно прогнозам немецкого Commerzbank, могут опуститься до 1,3 процента. Но это — средний показатель для 17 стран. Если же взять, например, Португалию, то там уровень инфляции в марте был нулевой. Таким образом, эта страна уже практически на пороге дефляции.

Правда, в кризисной Испании показатель инфляции составляет порядка 2,5 процента. «Но рост цен подогревается там, прежде всего, самим государством, повышающим налоги и увеличивающим сборы», — указывает главный экономист европейского отделения банка NordeaХольгер Зандте (HolgerSandte). Без учета возросшего фискального бремени темпы инфляции в четвертой по величине экономике еврозоны составляют, по подсчетам эксперта, лишь 0,7 процента. Аналогичная ситуация — в Италии. На этот же эффект скрытых дефляционных тенденций еще летом 2012 года указывали и эксперты МВФ.

Хольгер Зандте убежден, что опасность дефляции в еврозоне «следует принимать всерьез», и указывает на ее «разрушительную силу». С ним в принципе согласен президент Немецкого института экономических исследований (DIW) в Берлине Марсель Фрацшер (MarcelFratzscher): «Для еврозоны в целом было бы, естественно, очень плохо, если бы мы получили длительную дефляцию».

В то же время для такой страны, как Греция, «падение цен на протяжении одного-двух лет не составляет проблемы, а, наоборот, может способствовать достижению желаемой цели — повышению конкурентоспособности», — полагает Марсель Фрацшер.

Данные по Германии — аргумент для ЕЦБ

Так что подлинным сигналом тревоги стало бы появление признаков дефляции в крупнейших экономиках еврозоны — французской и особенно немецкой. В Германии темпы инфляции составили в январе 2013 года 1,7 процента, в феврале — 1,5 процента, а в марте упали до 1,4 процента — самого низкого уровня с декабря послекризисного 2010 года.

В апреле, согласно опубликованной 29 апреля предварительной оценке Федерального статистического ведомства Германии (Destatis), годовая инфляция вновь снизилась — до 1,2 процента. Если же использовать методику, применяемую в ЕС, то рост цен составил всего 1,1 процента. По сравнению с мартом этого года цены в апреле упали в Германии на 0,5 процента.

А за три дня до этого немецкие статистики сообщили еще об одном зафиксированном ими падении цен: по итогам марта ввозимые в страну товары подешевели по сравнению с мартом 2012 года на 2,3 процента. Это — самое резкое снижение импортных цен с ноября кризисного 2009 года, и с лагом в несколько недель оно может привести к дальнейшему падению общего уровня инфляции.

Очевидное замедление роста цен и подспудное нарастание дефляционных тенденций может стать для Европейского центрального банка (ЕЦБ) одним из решающих аргументов в пользу очередного снижения ключевой процентной ставки в еврозоне. Руководство ЕЦБ будет обсуждать этот шаг на своем выездном заседании в Братиславе 2 мая.

_____________________________________________________________________________________________

О наиболее актуальных вопросах экономического развития зернового рынка, международного торгового импульса, инструментах управления ценовыми рисками, а так же новых подходах в организации международной логистики,  Вы можете узнать на Мировом Зерновом Форуме «Global Grain Sochi»,  который состоится 26 — 28 июня 2013 г. в  городе Сочи.

Здесь Вы можете подать заявку на регистрацию.

Ознакомиться с планом мероприятий можно в разделе «Бизнес-мероприятия»

_____________________________________________________________________________________________

Теги     цены      снижение      дефляция      тенденция   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Казахстан продлил ограничения на ввоз российской пшеницы (Видео)
Казахстан сужает традиционные рынки сбыта муки. Буквально пять лет назад страна была единственным экспортёром муки на рынке Центральной Азии. Сегодня активно поставки наращивают Узбекистан и Россия.
Конечные запасы пшеницы в Сербии остаются высокими
Сербия начинает 2024-25 маркетинговый год с более чем 1 миллионом тонн заканчивающихся запасов пшеницы из-за исключительно благоприятных урожаев в сочетании с низкими рыночными ценами, второй год подряд с большими запасами, согласно отчету Иностранной сельскохозяйственной службы (ФАС) Министерства сельского хозяйства США (USDA).