Включение в систему Минсельхоза – хороший шанс для отрасли
28 May 2012, 13:00
Новая структура федеральных органов исполнительной власти, в которой Федеральное агентство по рыболовству возвращено в ведение Министерства сельского хозяйства РФ, вызвала неоднозначные отклики в рыбацком сообществе. По просьбе РИА Fishnews.ru это решение прокомментировал председатель Ассоциации ГКО «Росрыбхоз» Василий Глущенко, в 1980-е гг. занимавший должность заместителя министра рыбного хозяйства РСФСР, затем — председателя правления Государственно-кооперативного объединения рыбного хозяйства при Госагропроме РСФСР, заместителя Председателя Госагропрома РСФСР – министра РСФСР. В настоящее время «Росрыбхоз» объединяет организации, осуществляющие рыболовство и рыбоводство во внутренних водоемах страны, а также ряд перерабатывающих предприятий.
Указ Президента России от 21 мая 2012 г. № 636, которым утверждена новая структура федеральных органов исполнительной власти и, в частности, установлено подчинение агентства по рыболовству Министерству сельского хозяйства, я могу только приветствовать. Это логическое завершение того, к чему мы шли на протяжении последних двух-трех лет по пути интеграции рыбного хозяйства в агропромышленный комплекс. Принятые правительством шаги в этом направлении были положительно восприняты бизнес-сообществом.
Прежде всего, это касается закона от 30 декабря 2008 г. № 314-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности налогообложения рыбохозяйственного комплекса». Благодаря этим поправкам рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели получили возможность применять систему налогообложения для сельхозтоваропроизводителей – единый сельхозналог. С этой целью уловы водных биологических ресурсов, а также произведенная из них продукция, были отнесены к сельскохозяйственной продукции.
В свою очередь, рыбодобытчики, удовлетворяющие определенным условиям, признаны сельскохозяйственными товаропроизводителями, хотя рыболовство, в отличие от аквакультуры, и не является сельскохозяйственной деятельностью. Но Министерство сельского хозяйства курирует достаточно отраслей, к примеру, пищевую переработку, которые также не являются сельскохозяйственной деятельностью. Это решение подчеркивает, что рыбаки, рыбопереработчики вместе с другими сельхозтоваропроизводителями и пищевиками представляют собой единый продовольственный комплекс, и позволит более продуктивно обеспечивать продовольственную безопасность страны. Кстати, в большинстве стран с развитым рыболовством государственное руководство рыбным хозяйством также осуществляется через министерства сельского хозяйства, обеспечивающие управление продовольственным комплексом в целом. В Китае – это министерство сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыбных промыслов, в Японии – министерство сельского, лесного и рыбного хозяйства и т.д.
Структурные перемены в отрасли, прежде всего, дают надежду на возрождение и подъем отечественной аквакультуры (включая рыбоводство). До настоящего времени Министерство сельского хозяйства отвечало только за развитие сельскохозяйственного рыбоводства (разведение одомашненных пород рыб в прудах, садках, обводненных карьерах, ирригационных системах), и этот вид деятельности демонстрирует устойчивый рост. Напротив, марикультура и пастбищное рыбоводство, которые уже почти два года относятся к компетенции Росрыболовства, пребывают в зачаточном состоянии. За этот период федеральное агентство ничего не сделало для их развития, что, в общем-то, логично, поскольку руководитель Росрыболовства Андрей Крайний не знает даже элементарных основ отрасли, которую он возглавляет, и до сих пор считает, что рыба – это не животное.
В марте этого года он заявил об этом на коллегии Федерального агентства по рыболовству: «Невероятное и дикое стремление вписать рыбоводство в животноводство. Однако куда бы мы не вписывали «рыбу», она останется «рыбой» и ни чем иным». Печально, когда человек, занимающий высокую государственную должность, не смущается выставлять напоказ собственное невежество. Но чем еще можно объяснить упорное нежелание Андрея Крайнего признать, что рыба – это животное? Ведь любой школьник из курса зоологии знает, что согласно научной классификации рыба, безусловно, является представителем царства животных и «ничем иным», как собственно и человек, который лишь в силу традиции рассматривается отдельно.
Возможно, руководитель Росрыболовства не совсем представляет, что разведение рыб – это рыбоводство, также как разведение овец – овцеводство, как разведение птиц – птицеводство, как и другие многочисленные «-водства», но зачем же автоматически переносить свои пробелы в школьном образовании на все Правительство Российской Федерации? Хотел бы напомнить, что 2 августа 2010 г. вышло постановление № 589 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам управления в сфере рыбного хозяйства», подписанное премьер-министром Владимиром Путиным, которым внесены дополнения в положение о Минсельхозе России. В частности о том, что под животноводством понимается «в том числе разведение одомашненных видов и пород рыб, включенных в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений».
Таким образом, правительство, выражаясь словами Андрея Крайнего, совершило дикость. Ведь этим постановлением еще два года назад рыбоводство было «вписано» в животноводство. Странно, что руководитель Росрыболовства не дает себе труда ознакомиться с документом, который, кстати сказать, готовило его ведомство. Но если бы он читал это постановление, то вряд ли позволил бы себе такие высказывания.
Возглавивший Правительство РФ Дмитрий Медведев на днях заявил, что руководящие должности в федеральных органах исполнительной власти должны замещаться на основе конкурса. Могу только поддержать эту инициативу. Премьер-министр абсолютно верно определил, что это не политическая должность, как в случае с министрами и членами правительства, а сугубо практическая и занимать ее должен менеджер, который прекрасно разбирается в предмете своего управления. Такой порядок может исключить появление в руководстве федерального агентства случайных и некомпетентных людей.
Рыбной отрасли я отдал более полувека, и с учетом своего опыта и знания современной ситуации уверен, что руководить Росрыболовством должен относительно молодой человек, который изнутри знает рыбное хозяйство, разбирается в вопросах организации добычи, переработки, продвижения рыбы и рыбных товаров на рынке, понимает взаимоотношения бизнеса и власти. Наилучшей кандидатурой, удовлетворяющей заданным критериям, на мой взгляд, может стать руководитель влиятельной отраслевой ассоциаций или союза рыбохозяйственных предприятий. Например, президент самой крупной в нашей стране по объемам вылова рыбы Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев или кто-то из его коллег.
Передача Росрыболовства под крыло Минсельхоза – это мудрый шаг, который позволит вплотную заняться вопросами, в том числе социальными, которые годами не решало и не могло решить Федеральное агентство по рыболовству. Поскольку на Министерство сельского хозяйства возложены полномочия по развитию сельских поселений в рамках специальной программы, теперь появилась возможность включить в нее и рыбаков. Это особенно важно для населения прибрежных поселков, за развитие которых теперь отвечает министерство.
Хотелось бы обратить внимание и на своевременность выстраивания четкой ведомственной вертикали. В настоящее время готовятся госпрограммы развития различных отраслей экономики до 2020 г., и есть хороший шанс, что рыбному хозяйству наравне с другими секторами сельского хозяйства и продовольственного комплекса в них будет уделено достойное место. Знаю, что некоторые ассоциации сейчас призывают президента отменить это решение, но, мне кажется, им стоит тщательнее оценить выгоды для всей отрасли и не идти на поводу у сиюминутных корпоративных интересов.
Ваш комментарий
|
|