Об отечественном и международном законодательствах по контролю за качеством зерна
14 July 2011, 16:40
Татьяна Александровна Корзун, Заместитель директора ФГУ «Центр оценки качества зерна», в преддверии Международного форума «Аграрное Черноземье», который состоится 19-21 июля в городе Орёл, рассказала об особенностях российского и международного опыта по построению системы контроля за качеством зерна.
Татьяна Александровна, расскажите о действующем законодательстве в сфере контроля за качеством зерна?
В Российской Федерации в настоящее время действует Федеральный закон от 05.12.1998 № 183-ФЗ «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки», который регулирует отношения на зерновом рынке и защищает права граждан на обеспечение их качественным зерном и продуктами его переработки. Этот закон является единственным, определяющим основы осуществления государственного контроля качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, производимых в России и ввозимых на ее территорию.
На какие ведомства возложена задача по контролю зерна?
Ранее функции по контролю за всей зерновой продукцией от поля до прилавка на всех стадиях их производства выполняла Росгосхлебинспекция, упраздненная постановлением Правительства Российской Федерации в декабре 2004 года.
Обнадеживало то, что часть функций по надзору за качеством и безопасностью государственных ресурсов зерна, муки, крупы, комбикормов, а также ввоз и вывоз зерновой продукции в страну остались в руках государства. Но и на эти весьма урезанные функции сегодня идет покушение со стороны ряда реформаторов.
Расскажите о законодательных нововведениях, регулирующих качество зерна?
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.03.2010 № 299-р в закон «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки» будут внесены изменения, которые практически отменяют государственный контроль за качеством зерна и продуктов его переработки.
Объясняют это тем, что требования к безопасности продукции устанавливаются соответствующими техническими регламентами, а качество относят к предметам рыночного регулирования. В частности, проект технического регламента ЕврАзЭС «О безопасности зерна», прошедший стадию публичного обсуждения, не содержит требований к показателям качества и потребительским свойствам стратегически важного для России продукта – зерна.
Какие угрозы таят в себе данные нововведения?
Любое цивилизованное государство создает свою систему защиты продовольственной безопасности, основой которой является зерно. Парадоксально, но Россия, принимая Доктрину продовольственной безопасности, одновременно уничтожает систему государственного контроля за качеством и безопасностью зерна.
В российском обществе стали забывать, что зерно «хлеб наш насущный» является основой мироздания человека, а защита хлеба является защитой самой нации, ее здоровья, уклада, религии.
Данная система создавалась в России по опыту ведущих зерновых держав и оправдала себя при создании положительного имиджа России при экспорте зерна и как фактор обеспечения граждан качественными и безопасными хлебопродуктами.
Российский сертификат качества, предусмотренный Федеральным законом №183-ФЗ, выдается государственными службами с 1923 года при независимом отборе проб и определении фактических показателей качества. У российских и зарубежных участников зернового рынка сложилось особое доверие к партиям зерна и продуктов его переработки в сопровождении сертификатов качества.
А каким образом ведется контроль качества зерна в других странах?
Государственный контроль качества зерна является мировой практикой. В развитых зерновых державах, таких как США, Канада, Австралия также имеются государственные зерновые инспекции. Практически все страны ВТО имеют инспекции по качеству, которые не допустят на своей территории обращения некачественного и опасного продукта.
У государств-членов Таможенного союза – Республики Казахстан и Беларусь, в отличие от Российской Федерации, существуют национальные системы контроля качества и безопасности на внутреннем рынке, которые обеспечивают уполномоченные органы.
В этих странах утверждено национальное законодательство, направленное на предотвращение поставок потребителям внутри страны и за рубеж некондиционных или не соответствующих требованиям нормативных документов зерна, муки, крупы и комбикормов.
Не могли бы Вы привести какие-либо примеры?
Например, Закон Республики Казахстан от 19.01.2001 №143-II «О зерне» предусматривает государственное регулирование зернового рынка посредством:
— лицензирования деятельности по всему грузообороту зерна внутри страны (приемка, взвешивание, сушка, очистка, хранение, отгрузка) и при поставках его на экспорт;
— контроля за деятельностью аккредитованных лабораторий по экспертизе качества зерна;
— контроля за ведением количественно-качественного учета, хранением и выдачей, обращением и погашением зерновых расписок;
— контроля за формированием государственных ресурсов зерна и их количественно-качественной сохранностью;
— обеспечения качества;
— мониторинга качества зерна нового урожая.
Также в Казахстане действует утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 08.04.2008 № 337 Технический регламент «Требования к безопасности зерна», в котором одним из условий обращения зерна на рынке выдвинуто требование обязательного предоставления потребителям полной и достоверной информации не только о показателях безопасности, но и качества зерна. Кроме того, указанный технический регламент включает перечень обязательных к исполнению стандартов на зерно, содержащих показатели качества.
В Республике Беларусь Государственная хлебная инспекция при Минсельхозпроде осуществляет государственный контроль за качеством зерна, муки, крупы, комбикормов при их производстве, хранении, переработке, расфасовке, а также за качеством этих товаров, поступающих по импорту и поставляемых на экспорт. Утверждено Положение о ГХИ и Инструкция о выдаче сертификатов качества на зерно, муку, крупу, поступающие в республику по импорту и поставляемые на экспорт.
Казахстан и Белоруссия, вступая в Таможенный Союз, не опасались за качество зерна и продуктов его переработки на всех стадиях жизненного цикла, начиная от производства и заканчивая реализацией, в т.ч. на внешний рынок. Своим национальным законодательством они обеспечили необходимый контроль качества.
Способна ли система подтверждения соответствия заменить систему государственного контроля за качеством и безопасностью зерна?
Система подтверждения соответствия, которая в будущем, по мнению реформаторов, должна заменить систему государственного контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки, уже сегодня демонстрирует свою несостоятельность.
Так, весь объем некачественной и опасной продукции, ежегодно выявляемый специалистами испытательных лабораторий Россельхознадзора, а это от 2.5 до 7,5 млн.т. или от 10 (в 2008г.) до 27% (в 2010г.) от проверенной зерновой продукции, сопровождался декларациями о соответствии, официально зарегистрированными в реестре Ростехрегулирования органами по сертификации. Часть из этого объема сопровождалась сертификатами иностранных сюрвейерских компаний.
При этом за все время существования государственного контроля за качеством хлебопродуктов не было ни одного случая опротестования сертификатов качества.
К чему приведет разрушение действующей системы контроля качества и безопасности зерна в России?
Систему уже разрушали в 2004 г. и что получили взамен – коллапс на зерновом рынке. Ситуацию спас Россельхознадзор, взяв на себя основные функции по контролю на границе и за государственными ресурсами.
Не понятно, что выиграет Россия, разрушив эффективно действующую, авторитетную на международном рынке государственную систему контроля качества и безопасности зерна, передав ее функции частным лабораториям, но понятно, что потеряет:
— Снизится конкурентоспособность российского зерна и соответственно рейтинг государства, как торгового партнёра;
— В отсутствие эффективного внутреннего контроля, в страну неизбежно хлынет поток недоброкачественной продукции;
— Произойдет замещение независимой государственной сети испытательных лабораторий на частные (в основном иностранные) сюрвейерские компании.
— Экономическая нагрузка на бизнес (трейдеров) не только не снизится при отгрузках, но и увеличится, т.к. сюрвейерские компании используют данные сертификатов качества, выдаваемых государственными учреждениями, для выписывания своих документов. Вытеснив государство с зернового рынка, ни что не помешает этим компаниям отказаться от демпинговой политики, которую они занимают сейчас, и повысить цены на свои услуги;
— Возрастет риск экономической диверсии со стороны аффилированных организаций (иностранные сюрвейерские компании) в отношении качества и безопасности отгружаемой продукции;
— Государство лишится объективной информации об объемах и ассортименте экспортируемого зерна и продуктов его переработки, т.к. отчет о качестве, выдаваемый независимыми сюрвейерскими организациями, зачастую не содержит информацию о классе зерна, сорте крупы и др.;
— Средства, получаемые государственными учреждениями от оказания платных услуг, идущие на развитие лабораторной базы, повышение квалификации специалистов, уйдут на счета иностранных компаний и др. частных лабораторий.
Какова позиция ФГУ «Центр оценки качества зерна»в данной ситуации?
Россия, с отменой Федерального закона №183-ФЗ, может остаться единственной страной не только в рамках Таможенного союза, но и в ЕС, которая отказалась от контроля качества зерна и продуктов его переработки. В связи с этим в нашу страну может быть импортирована контрафактная и некачественная продукция, чем воспользуются недобросовестные поставщики.
В связи с изложенным, необходимо рассмотреть вопрос о сохранении в России государственной системы контроля за качеством зерна и продуктов его переработки, дополнив функции Россельхознадзора контролем за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки на внутреннем рынке.
Расскажите о системе подтверждения качества зерна, разработанной совместно с торговой площадкой IDK.ru?
ФГУ “Центр оценки качества зерна и продуктов переработки” провел интеграцию с порталом IDK.ru и уже сегодня участники рынка имеют возможность подтверждать качество выставляемых лотов при помощи соответствующих сертификатов. Причем подробная информация о выставляемой продукции отображается автоматически, и потенциальные покупатели могут быть уверенными в том, что качество зерна будет именно таким, каким оно описано в сертификате.
Какой вы видите современную торговлю зерном?
Современная торговля представляется мне в высокой степени автоматизированной, сделки должны заключаться мгновенно, онлайн, с учетом текущей ценовой конъюнктуры. Продавец и покупатель должны доверять друг другу, для этого необходимо, чтобы потенциальные покупатели всегда имели под рукой исчерпывающую информацию о товаре, который они хотели бы приобрести. Качество товара, его количество, цена не должны вызывать ни малейших сомнений. На мой взгляд, торговля «по телефону», «вслепую» уже уходит в прошлое, на ее смену приходят автоматизированные торговые площадки.
Что бы Вы пожелали участникам международного форума «Аграрное Черноземье»?
Хочу пожелать хорошей погоды, успешного сбора урожая, успешной его реализации. Также желаю участникам учиться пользоваться новыми технологиями и бережно относиться к вопросу сохранения качества зерна.
Спасибо за интервью!
Ваш комментарий
|
|
Россия собственными же руками разрушает эффективную систему контроля качества зерна. Кому-то, видимо, оччень выгодно подобное предательство Родины, — подрыв отечественной зерновой отрасли. Кто-то же лоббирует всё это, протаскивает подобные законопроекты через думу…
Милая Татьяна Александровна — дело прошлое, но лучше поздно, чем никогда…
От имени аграриев всея Руси позвольте выразить Вам и всем, кто при делах, искреннюю признательность и благодарность, что в своё время помогли им поднять отнюдь не лишних ~300 рублей на тонне пшеницы 3 класса. Было это в сентябре 2008 года и думаю, догадаетесь о чём речь и каково ваше соучастие в этом деле ;)
Жаль, что так происходит.
С одной стороны внешний контроль — лишние затраты времени и денег.
А с другой стороны, боюсь, что хаос начнется.
Сам попадал в ситуацию, когда разные лаборатории давали разные заключения на одну и туже пробу. ГХИ спасало. А сейчас куда идти?
Теперь будет прав то, у кого денег больше. Как теперь судиться с транснациональными компаниями? Заведомый проигрыш! :(
Татьяна Александровна, а еще меня задела в интервью фраза: «качество и безопасность».
Вы мне можете объяснить чем отличается качество от безопасности?
Это же маразм какой-то. То есть, если я получил порцию токсинов в организм и выжил при этом — значит зерно было просто не качественное, а если не выжил — значит зерно было опасное?
И где эта грань? Я считаю, что любое некачественное зерно предсавляет опасность. Какой умник разделил эти два понятия?
Михаил, спасибо за вопрос, который меня тоже волнует. Год назад чиновникам не удалось объяснить правительственной комииссии по административной реформе, которые проводили ревизию федеральных законов по гос. контролю, что понятия «качество» и «безопасность» в отношении зерна и продуктов его переработки неразделимы, т.к. качество подразумевает совокупность потребительских свойств, соответствующих требованиям санитарных и ветеринарных норм. Например, органолептика, сорная и вредная примеси, наличие головневых, маранных, фузариозных зерен, зараженность, повышенная влажность и другие показатели, являются одновременно показателями как качества, так и безопасности и определяют класс зерна.
Результатом такого, мягко говоря, неразумного разделения явилось упразднение законов о госконтоле в зенонвой области. А Ваши рассуждения вполне поддерживаю. Мелкодисперсный порошок белого цвета может быть вполне безопасен,но это будет мел, а не мука и хлеба из него не испечь. Понятие качестов — всеобъемлющее.