Обращение участников конференции «Вопросы контроля качества и безопасности зерна при хранении и экспортно-импортных операциях в рамках Таможенного Союза» к Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, в Государственную Думу Российской Федерации и СМИ.
В целях обсуждения проблем развития производства зерна в Российской Федерации, его экспортного потенциала, а также осуществления государственного контроля за безопасностью и качеством зерна и продуктов его переработки, 27 апреля 2011 года в г. Раменское на базе ФГУ «Центр оценки качества зерна» состоялась конференция на тему «Вопросы контроля качества и безопасности зерна при хранении и экспортно-импортных операциях в рамках Таможенного Союза». В конференции приняли участие депутаты Государственной Думы Российской Федерации, члены Совета Федерации, представители министерств, служб, отраслевых союзов, ведущих российских и зарубежных компаний, средств массовой информации.
«В настоящее время Россия завоевала международный авторитет экспортера качественного зерна и этому способствовали добросовестные производители, зернотрейдеры и государственный контроль. Страны Юго-Восточной Азии и Африки ориентированы на закупки зерна с гарантированными со стороны государства показателями безопасности и качества.
В стране происходит оптимизация государственных контрольно-надзорных полномочий с целью снижения количества административных барьеров. Это коснулось и государственного контроля в области обеспечения безопасности и качества зерна и продуктов его переработки. Отмечая значительную, результативную роль национальной системы государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки, а также системы подготовки кадров, участники конференции считают, что упразднение государственного контроля может привести к появлению на продовольственном рынке некачественной и опасной продукции.
Государственный контроль при экспорте выявляет ежегодно до 30% некачественной и опасной продукции, вывоз которой предотвращается или разрешается только после соответствующей подработки.
Отсутствие реальных данных о количестве и качестве выращенного в России зерна приводит к невозможности принятия обоснованных решений об объемах его экспорта и закупок для государственных нужд.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года №319 «О техническом регулировании в Таможенном союзе» с 1 июля 2010 года установлено, что декларирование соответствия товаров осуществляется на основании собственных доказательств, что влечет за собой угрозу ввоза некачественной и опасной продукции. При этом, у государств-членов Таможенного союза – Республики Казахстан и Республики Беларусь, в отличие от Российской Федерации, существуют национальные системы контроля безопасности и качества на внутреннем рынке.
Устаревшая материально-техническая база многих хлебоприемных предприятий не обеспечивает сохранность зерна, что приводит к необоснованным потерям. Выборочные проверки сохранности зерна интервенционного фонда показали, что значительная его часть заражена вредителями и даже испорчена, чему способствовало отсутствие фумигации или ее проведение собственными силами хранителей без привлечения специализированных фумигационных отрядов.
Учитывая, что зерно является национальным достоянием и основой продовольственной безопасности России, участники конференции обращаются с просьбой рассмотреть и принять решение по следующим вопросам:
1. Считаем нецелесообразным внесение изменений в Федеральный закон от 05.12.1998 №183-ФЗ «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки» в соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 09.03.2010 299-р в части:
— разделения существующего в настоящее время документа «сертификат качества» на два: «сертификат качества» и «сертификат безопасности», т.к. термин «качество» включает совокупность потребительских свойств, а также санитарных и ветеринарных норм. Такое решение создаст дополнительные барьеры для бизнеса, увеличит количество документов и усложнит процедуру сертификации;
— отмены сертификации зерна и продуктов его переработки, отнесенной к основным направлениям государственного надзора и контроля при их вывозе с территории Российской Федерации, которая приведет к снижению конкурентоспособности России на международном рынке;
— передачи функции по подтверждению соответствия качества и безопасности крупы другому ведомству, т.к. действующая в настоящее время государственная система зарекомендовала себя эффективной и признана зарубежными партнерами;
2. Рассмотреть возможность привлекать для организации и осуществления мониторинга качества зерна нового урожая компетентные независимые учреждения, имеющие практический опыт проведения таких работ, на основе госзаказа;
3. Учитывая ситуацию, сложившуюся на юге России, где скопилось более 8 млн.тн. зерна, невостребованного внутренним рынком, считаем необходимым после проведения посевной кампании, рассмотреть возможность отмены запрета на экспорт зерна;
4. Принимая во внимание необходимость обеспечения сохранности зерна, предназначенного для государственных нужд, целесообразно наделить Россельхознадзор соответствующими полномочиями, в том числе полномочиями контроля за состоянием материально-технической базы элеваторов и хлебоприемных предприятий.
Такие решения будут способствовать укреплению продовольственной безопасности страны и сохранению имиджа надежного экспортера зерна, повышению эффективности использования выращенного урожая и доверия сельхозпроизводителей к государству».
P.S. Публичное обсуждение данной проблемы включено в программу конференции «Зерновой Кавказ»
Ваш комментарий
|
|
А что мешает заново создать государственный орган по контролю зерна в нашей стране, и полностью перевести данную службу на гос.бюджет? Если сертификаты будут бесплатными для всех участников рынка, то государство будет иметь мощный контролирующий орган.