Российский рынок
|
https://exp.idk.ru/news/russia/gennadij-savickij-tochnost-vypolneniya-operacij-u-cognitive-agro-pilot-sostavlyaet-1-2-sm/664594/
|
Автономные технологии продолжают трансформировать сельскохозяйственную отрасль, улучшая производительность и снижая трудозатраты. Самоходная сельхозтехника обеспечивает высокую точность выполнения агротехнических операций, а значит позволяет оптимизировать использование ресурсов, таких как семена, удобрения и вода, а также минимизировать влияние человеческого фактора. Такие системы становятся особенно актуальными в условиях нехватки квалифицированных операторов сельхозтехники, позволяя выполнять ключевые задачи без постоянного участия человека.
О перспективах подобных технологий в России мы поговорили с ведущим разработчиком компании Cognitive Pilot Геннадием Савицким. Основанная в 2019 году как совместное предприятие Сбербанка и группы компаний Cognitive Technologies, компания Cognitive Pilot, специализируется на разработке систем автономного управления на основе искусственного интеллекта для различных видов транспорта, включая сельскохозяйственную технику, автомобили и железнодорожный транспорт.
— Не секрет, что Cognitive Pilot занимает лидирующие позиции в области разработки технологий автономного управления сельскохозяйственной техникой. В чем уникальность системы Cognitive Agro Pilot и почему аграриям целесообразно внедрять ваши продукты?
— Лидирующие позиции Cognitive Pilot на российском и международном рынке автопилотирования сельхозтехники во многом определяются технологическими преимуществами. В отличие от многих, представленных на рынке решений для автопилотирования сельхозтехники, в которых навигация реализуется на основе GPS-сигнала, система Cognitive Agro Pilot осуществляет управление на основе компьютерного зрения. Практика использования систем на основе GPS насчитывает уже более 20 лет. Это, можно сказать, прошлое технологическое поколение. Техника на ее основе слепа, она не видит препятствий, которые не обозначены на маршруте. Отсюда высокий риск инцидентов с людьми, животными и другими объектами. Аграрии знают случаи, когда машины налетали на опоры электропередач, выскакивали за границы поля и совершали другие серьезные ошибки.
Кроме того, в условиях сложности рельефа местности, влияния различных внешних условий (солнечное излучение, средства РЭБ и другие помехи) сила спутникового сигнала может значительно снижаться. Поэтому, техника с навигацией на основе GPS не работает, например, в областях, граничащих с зоной проведения СВО. Также широко известны случаи, когда после вспышек на Солнце работа таких систем оказывалась полностью парализованной. По некоторым данным весной 2024 года аграрии США буквально за пару дней потеряли более 100 млн. долларов вследствие простоев техники из-за отказа GPS-автопилотов в период повышенной солнечной активности. Аналогичные проблемы возникали ранее в Новой Зеландии, Австралии и других регионах мира.
Система управления на базе ИИ способна работать автономно, по объективной ситуации, она позволяет избегать сложностей, связанных с неточностью спутникового сигнала, не требует установки дополнительных станций усиления, экономя на этом сотни тысяч рублей на единицу техники (по сравнению с системами, где навигация осуществляется по GPS, где требуется подписка на платные сервисы). ИИ-автопилоты как человек видят поле, понимают ситуацию на нем, прогнозируют ее развитие и на основе этой информации формируют управляющие команды. Точность выполнения операций у Cognitive Agro Pilot составляет 1-2 см. Она может работать в условиях РЭП, слабого спутникового сигнала и переменчивой погоды. Это технология нового поколения.
— Другим разработчикам автономной сельхозтехники удалось создать что-то подобное?
Пока наша разработка, это единственная в мире промышленная система на основе ИИ. Ведущие разработчики сельхозтехники декларировали разработки в этой области, которые планируют осуществить в районе 2026 года. Так что у нашей страны есть конкурентное преимущество.
Вместе с тем, система Cognitive Agro Pilot, помимо навигации по компьютерному зрению в качестве дополнительной опции, имеет и возможность осуществлять навигацию по спутниковому сигналу. Она обычно востребована в зонах, где нет визуальных ориентиров, например, на границах участков полей, которые обозначены только на карте.
— Для создания хорошо работающего автопилота на базе искусственного интеллекта нужна экспертиза в нейронных сетях, она у вас есть?
— Можно отметить, что у нас одна из наиболее мощных экспертиз в мире по обучению нейронных сетей. В отличие от большинства разработчиков, работающих в рамках одной предметной области, мы набирали опыт сразу на нескольких направлениях, на дорожной, рельсовой и полевой сценах. За последние несколько лет мы представили целый класс новых технологий, позволяющих повысить эффективность обучения нейросетей в разы и экономить десятки человеко-лет при разработке наших решений.
Например, технология Cognitive Veles позволяет одновременно в рамках одной сети решать сразу несколько различных задач, тем самым сократить до 4 раз время обработки данных и вычислительные ресурсы, значительно экономить трудозатраты, а также расширить границы его применимости. Технология Cognitive Smart OoD позволяет осуществлять автоматический поиск необычных данных в видеопотоке, таких как вспышка молнии или появление редкого животного, что позволяет обеспечивать максимальный уровень безопасности. А технология Cognitive Neural Network Hospital позволяет в автоматическом режиме осуществлять анализ и исправление ошибок, совершаемых нейронной сетью при обучении. Все это в итоге определяет высокое качество работы и точность выполнения сельхозопераций.
— Насколько автономная сельхозтехника позволяет экономить на полевых работах?
Помимо технологических преимуществ привлекательность ИИ-автопилотов для аграриев формируют и экономические факторы. Как показала практика их использования, умные системы управления позволяют повысить эффективность работы агрохозяйства в целом более чем на 35% вследствие экономии топлива, удобрений, посевного материала, временных ресурсов. Система окупается менее чем за полгода.
В конце прошлого года эксперты подсчитали, что при средних размерах российских хозяйств — до 10 тыс. Га – порядки экономии от использования системы автопилотирования Cognitive Agro Pilot для тракторов для одного хозяйства составляет десятки миллионов рублей. Для крупных хозяйств – миллиарды рублей.
— Каковы успехи Cognitive Pilot на российском рынке? В каких регионах уже используются ваши технологии?
— Сегодня в России работает уже более 2500 ИИ-автопилотов Cognitive Agro Pilot в 30 регионах страны, это все аграрные области. Кроме того, решение поставляется в страны Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока и СНГ.
— Если не секрет, сколько стоит автоматизировать собственный парк сельхозтехники? Ваше решение продается по подписке или это какая-то другая форма сотрудничества с аграриями?
— Стоимость нашего агропилота вместе с установкой составляет 1 млн. 250 тысяч рублей, это менее 5% от стоимости техники. Кроме того, нашей системой комплектуются тракторы «Кировец» на Петербургском тракторном заводе и стоимость системы просто входит в цену новой модели машины. Также систему можно приобрести у наших представителей, которые есть практически в каждом регионе.
— Мы слышали, что компания Cognitive Pilot разработала первый в России полностью автономный мини-трактор с искусственным интеллектом и планирует начать его массовое производство в 2025 году. Расскажите подробнее об этом проекте?
— Действительно, в начале лета этого года мы представили первый в России полностью автономный, бескабинный мини-трактор, управляемый ИИ. Машина полностью спроектирована и произведена на нашей фабрике в Томске.
Ее важнейшим достоинством является то, что для нее не требуется механизатор. Это решение проблемы кадрового дефицита, которая имеет место сегодня, наверное, в 100% хозяйств. Как и в случае больших тракторов, мини-беспилотник может применяться в групповой (звеньевой) работе (5-7 машин, предусмотрен механизм взаимодействия внутри звена) в режиме 24 х 7, то есть непрерывно. Это критически важно, поскольку временное окно проведения большинства сельхозработ, как правило вследствие погодных факторов, довольно узкое. При этом из-за своей конструкции робо-трактор требует очень скромных расходов на техобслуживание, он практически не ломается — нет сложных узлов и деталей (коробки передач, поворотных узлов, максимально оптимизирована подвеска и т.д.), которые обычно выходят из строя.
— В завершение нашего интервью хочется узнать, где технология искусственного интеллекта будет максимально полезна в будущем?
— По нашему мнению, ИИ будет полезен в первую очередь в тех зонах, где труд человека наиболее сложен, где высокая доля рутинных операций. Пример тому приход ИИ-помощников на позиции механизаторов и водителей в сельское хозяйство, в финансовую сферу, маркетинг, в зонах где требовалось повышенное внимание персонала, выполнение большого количества утомительных, однотипных процедур, а также на вредные, опасные производства и в профессии, где наблюдается высокий кадровый дефицит, где необходимо минимизировать «человеческий фактор» и обеспечить максимальный уровень безопасности.
Наша компания поддерживает формат прикладного, узконаправленного и целевого использования ИИ. Это, своего рода, гарантия высокого качества выполнения и высокой эффективности применения продукта, как в случае с умной сельхозтехникой.