Финансы
|
https://exp.idk.ru/news/economy/banki-ne-podderzhali-zakonoproekt-o-dostupe-specsluzhb-k-dannym-klientov/630721/
|
Банки высказались против прямого доступа силовиков к базам с данными клиентов для корректировки сведений о сотрудниках спецслужб. Они видят в этом нарушение конституционных прав россиян и несоблюдение антиотмывочного закона
Российские банки не поддержали законопроект, который наделяет силовые структуры правом получать прямой доступ к их информационным системам и базам с данными клиентов. Это следует из письма Ассоциации банков России (АБР), которое направлено в Минцифры и председателю комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александру Хинштейну. РБК ознакомился с копией документа, его подлинность подтвердил представитель АБР.
Законопроект был внесен в Госдуму в августе 2023 года. Согласно документу, Минобороны, ФСБ, ФСО, Служба внешней разведки и МВД могут получить права на доступ, в том числе удаленный, к различным информационным системам и базам данных для редактирования или удаления сведений о сотрудниках спецслужб, которые являются клиентами этих организаций. В законопроекте речь в первую очередь идет о государственных и муниципальных базах, но в целом документ предусматривает создание отдельного реестра информационных систем, в которых обрабатываются данные силовиков. Вноситься в этот перечень системы будут по представлению органов безопасности, обороны, разведки и т.д.
Как следует из пояснительной записки, такая мера необходима для обеспечения защиты информации об отдельных категориях лиц, работающих в силовых ведомствах. Эти категории должны быть определены указом президента России.
Как отмечается в письме АБР, операторы этих систем (в том числе и банки) должны предоставить спецслужбам доступ к данным, а также выполнять их требования по обеспечению конфиденциальности персональных данных их сотрудников. В случае неисполнения требований о предоставлении доступа к информационным системам из реестра банкам и другим организациям могут запретить эксплуатацию таких систем. Операторы также должны будут проводить мониторинг своих систем в целях выявления сведений о ведомственной принадлежности сотрудников спецслужб и незамедлительно информировать силовые структуры о выявлении данных.
Аппарат правительства перенаправил запрос РБК в Минцифры. В министерстве сообщили, что письмо АБР туда пока не поступило. «Согласно законопроекту, силовые структуры будут взаимодействовать с информационными системами строго в соответствии с порядком, который установит правительство. Таким образом будут учтены все возможные риски. Кроме того, речь в документе идет о доступе не ко всем информационным системам, а только к тем, которые будут включены в специальный реестр», — подчеркнули в Минцифры.
О чем предупреждают банки
Что банкиры предлагают взамен
По мнению банков, законопроект нуждается в существенной переработке. «Из законопроекта необходимо исключить требование к операторам информационных систем и баз данных о предоставлении спецслужбам удаленного доступа в информационные системы персональных данных», — говорится в письме.
В качестве альтернативы банки предлагают построить взаимодействие со спецслужбами через ФНС или ЦБ. Так, кредитные организации уже сейчас передают в ФНС данные об открытии счетов. Эту информацию можно дополнить сведениями о сотрудниках силовых ведомств и создать каналы взаимодействия между ФНС и спецслужбами для мониторинга данных их сотрудников. Кроме того, при открытии счетов можно дополнить сведения о клиенте информацией о том, что он является сотрудником спецслужб, считают в АБР.
Одновременно с этим банки предлагают наделить силовые структуры правом запрашивать у банков через ЦБ состав сведений о сотрудниках спецслужб и дать одному из силовых ведомств право направлять в банки через ЦБ указания по их изменению или удалению. При этом следует установить запрет на редактирование тех данных, которые необходимы для исполнения требований антиотмывочного закона.
Другой альтернативный механизм, предложенный банками, предусматривает получение ими права самостоятельно корректировать данные силовиков через механизм официальных запросов от спецслужб.
Обоснованны ли опасения банков
«Законопроект, разработка которого идет совместно с Минцифры, сейчас находится на стадии предварительного рассмотрения. Необходимость в нем очевидна, особенно в условиях проведения СВО, когда защита персональных данных отдельных категорий лиц влияет на национальную безопасность», — сказал РБК Александр Хинштейн.
«Мы изучим позицию АБР и постараемся найти компромиссное решение, но вопросы безопасности все равно останутся в приоритете», — добавил депутат.
Помимо перечисленных банками рисков данная законодательная инициатива может привести к росту случаев утечки информации и различных злоупотреблений должностными полномочиями со стороны лиц, которые получат доступ к базам данных, говорит партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. Возможность редактирования сведений в базах данных невозможна без доступа к ее прочтению, а это, в свою очередь, нарушает установленный законом режим банковской тайны, добавляет управляющий партнер юридической компании ШАГИ Андрей Шарков. Он считает, что такое существенное нарушение закона, безусловно, подорвет уровень доверия к российским банкам.
Также существуют риски для сотрудников банков, которые могут быть привлечены к ответственности за нарушение финансовой дисциплины в случаях бесследного удаления данных сотрудников спецслужб, продолжает Шарков: «Учитывая режим секретности, получение указанных сведений на практике будет почти невозможно, поэтому даже защищаться пострадавшим сотрудникам кредитных организаций будет крайне сложно».
С банками и своими коллегами не согласен адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «РИ-консалтинг» Роман Воронин. Он считает, что пресечь злоупотребление должностными полномочиями в коммерческих и иных целях можно путем настройки IТ-инфраструктуры. В пример он приводит выстроенный в настоящее время процесс проверки лиц, находящихся в розыске. «Фиксируется каждый такой доступ (к данным. — РБК), и, соответственно, потом проводятся проверки службами собственной безопасности, которые выявляют неправомерный доступ», — объясняет Воронин.
Варианты взаимодействия банков со спецслужбами через ЦБ и ФНС вполне могут обеспечить реализацию необходимых задач, которыми обоснован законопроект, полагает Горбунов. Воронин же обращает внимание, что прямой доступ спецслужб к базам без ЦБ в качестве посредника позволит более оперативно получать доступ к информации. Тем более не представляется вероятным, что в случае запроса со стороны спецслужб ЦБ им откажет, заключает он.