Мировой рынок
|
https://exp.idk.ru/news/world/ehksportery-zerna-rossii-ispytyvayut-sereznye-slozhnosti-s-otgruzkami-za-rubezh/623982/
|
Экспортеры зерна России испытывают серьезные сложности с отгрузками за рубеж из-за ситуации на Крымском мосту. Терминалы на Азовском море не принимают новое зерно – хранилища переполнены. На железной дороге тоже образовались пробки. Об этом сообщают российские СМИ. Ранее казахстанские трейдеры предсказывали подобную ситуацию. Они сообщали, что осенью россиянам некуда будет сбывать свое зерно.
«Сейчас сами видите, что творится в Азовском море, с Крымским мостом. Там скоро все перекроют. С Азовского моря вообще не будет отгрузки. Тогда им нужно срочно будет найти рынок сбыта. А это Средняя Азия –Узбекистан, Таджикистан, а также Афганистан. Те 6-8 млн тонн, которые Казахстан поставлял, они его хотят «подмять», разместить здесь свое зерно. И они это сделают… Цены на зерно упадут» — сообщал нам в июле зерновой трейдер из Алматинской области Казахстана Амир Бутырханов.
«Российские экспортеры зерна испытывают нарастающие сложности с вывозом продукции за рубеж после ударов Украины по Крымскому мосту и Новороссийску. Морские терминалы на Азовском море прекратили принимать новое зерно от поставщиков из-за переполнения всех доступных хранилищ, — пишет moscowtimes.
В результате вблизи азовских терминалов сформировались пробки из железнодорожных составов, которые не могут разгрузиться, что провоцирует задержки в движении и транспортный хаос. Проблема нарастает как снежный ком, почти все мощности по хранению зерна задействованы.
Чтобы выйти из Азовского моря, сухогрузы должны преодолеть Керченский пролив, где зерно, как правило, перегружается на большие суда, которые его везут по Черному морю к конечным покупателям. Но движение в проливе ограничено после того, как украинские военные 17 июля ударили по Крымскому мосту, восстановление которого вместо изначально заявленных трех месяцев может растянуться до Нового года.
В прошлом году Россия собрала рекордный в истории урожай зерна — 158 млн тонн. А зерновые запасы в стране обновили рекорд как минимум за последние 30 лет. Но теперь зерно снова копится в хранилищах, несмотря на то, что его экспорт в июле подскочил на 60% год к году — до беспрецедентных 4,4 млн тонн.
Удары по Новороссийску, главному зерновому порту, который обслуживает половину экспорта, еще больше усложнили жизнь российским аграриям. Трейдеры, морские перевозчики и страховщики все больше опасаются работать с российскими контрагентами и резко повысили для них ставки фрахта, а также плату за страховые услуги.
Страхование зерновозов, следующих в Новороссийск и Тамань, которые обеспечивают 70% российского зернового экспорта, стоит на десятки тысяч долларов в день дороже, чем для аналогичных судов, идущих в Румынию или Болгарию, сообщал Reuters.
И до выхода Кремля из зерновой сделки такая страховка требовала уплаты «премии за риск» в размере около 10 тыс. долларов в день. Но после украинских ударов ставки поднялись еще выше, говорят источники Reuters. По мнению двух собеседников агентства, эскалация в Черном море ударит по объемам российского экспорта, так как судоходные компании уже остерегаются отправлять в российские порты свои корабли, особенно более новые бóльшей грузоподъемности.
«Азовско-Черноморский фрахт для России может закрыться. Боевые действия поднимут ставки фрахта в 2-3 раза. Британские компании сейчас могут не дать страховку. Если ранее цена за фрахт была $30 за 1 тонну, сейчас она будет в районе $100-120. Цена за тонну российской пшеницы будет $120-150. Таким образом россияне станут неконкурентоспособными по цене в Средиземном, Черном море. С румынской, украинской польской, немецкой, с той же французской пшеницей. Поэтому тот рынок они могут потерять. И, как всегда, пойдут через Казахстан в Среднюю Азию. Даже Китай – такой партнер, который может отказаться от российского зерна или максимум купить 1-2 млн тонн. Для России такой объем не играет никакой роли. Им нужно 5-10 млн тонн. Поэтому они пойдут на Среднюю Азию. Будут давить этот рынок. Если будут какие-то провокации, Казахстан может закрыть границы. Скорее всего, осенью, ближе к зиме, Казахстан закроет и транзит, и завоз, полностью остановит», — сообщал в июле крупный зерновой трейдер из Казахстана Амир Бутырханов.