Российский рынок
|
https://exp.idk.ru/news/russia/vlasti-podgotovyat-predlozheniya-po-stabilizacii-stoimosti-perevozki-zerna/612861/
|
Вопрос роста цен на транспортные услуги и его влияния на рентабельность производства у аграриев, а также продовольственную безопасность страны обсуждался на прошедшем в пятницу, межведомственном совещании, которое провел глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев, рассказали РБК два участника мероприятия. На совещании рассматривались вопросы, касающиеся продовольственной безопасности и стабилизации цен на продовольственные товары. На совещании министр отметил обострившиеся сложности с логистикой, которые на фоне рекордного урожая могут спровоцировать серьезные риски, рассказал один из собеседников РБК.
Речь идет о значительном росте цен на транспортные услуги — он сказывается на закупочных ценах у аграриев, цены продолжают снижаться. По итогам совещания Патрушев попросил Федеральную антимонопольную службу (ФАС) «оперативно подготовить оценку ценовой ситуации на рынке транспортных услуг по растениеводческим культурам, а также предложения по ее стабилизации», отмечает собеседник РБК. А Минтранс совместно с Минсельхозом и ФАС в течение двух недель должны сформулировать предложения по механизмам регулирования цен на транспортные услуги. В Минсельхозе подтвердили РБК, что совместно с заинтересованными ведомствами прорабатывают возможные решения для стабилизации цен на рынке транспортных услуг. Также в ведомстве отметили, что рассматривают вопрос обеспечения внутреннего рынка вагонами-хопперами (предназначены для перевозки сыпучих грузов, прежде всего зерна) и предоставления государственной поддержки экспортерам и участниками сельхозрынка для их приобретения. В ФАС уточнили, что прорабатывают озвученные на совещании вопросы. РБК направил запрос в Минтранс.
Логистика и сложности с реализацией продукции стали одним из главных рисков, которые беспокоят аграриев в текущем сезоне, сообщали эксперты консалтинговой компании «Яков и партнеры» (ранее McKinsey). На эти сложности обратили внимание 12% специалистов и руководителей АПК, опрошенных экспертами в декабре 2022 года. Проблема больше всего затронула экспортеров зерна — главного продукта российского агроэкспорта, ситуация у которых осложнилась на фоне высокого урожая зерна. В 2022 году Россия собрала рекордный урожай: по данным Росстата, валовой сбор зерновых составил 153,8 млн т. При этом экспорт зерна в течение почти всего 2022 года отставал от среднегодовых значений. В результате рекордного урожая и связанных с санкциями логистических сложностей в России скопились запасы зерна на 260 млрд руб., оценивал «Яков и партнеры». Хранение излишков может привести к снижению маржинальности растениеводства, предупреждали аналитики и рекомендовали каждый месяц направлять на экспорт объемы, близкие к рекорду — более 4 млн т зерна.
Рекордный урожай зерновых в 2022 году «внес большой вклад в продовольственную безопасность и экспортный потенциал России», отмечают в Минсельхозе. Но логистическая инфраструктура подвергается дополнительной нагрузке, что сопровождается значительным ростом цен на транспортные услуги, признают в министерстве. Основные направления экспорта российского АПК требуют морской перевозки, которая осуществляется главным образом через порты на юге России. Зерно идет в другие страны в основном через порты Азово-Черноморского бассейна: в 2021 года через них было перевалено 39,4 млн т, или около 93% от общего объема перевалки зерновых грузов в российских морских портах. Главные «зерновые ворота» — порт Новороссийск, а также другие глубоководные и мелководные порты этого бассейна удобно расположены рядом с основными зернопроизводящими регионами на юге и в центре России, а через Босфор находятся основные покупатели российского зерна из стран Ближнего Востока, Северной Африки. Более 80% зерновых грузов экспортируется именно по этому маршруту. Cо слов одного из собеседников РБК, на совещании озвучивались данные, согласно которым стоимость логистики для сельскохозяйственных грузов из регионов юга России и Поволжья до Новороссийского порта к концу марта выросла в среднем на 37% по сравнению с прошлым годом. Наиболее заметное удорожание произошло в Ростовской области: логистика автомобильным транспортом из Ростова-на-Дону до Новороссийска с перевалкой в порту выросла в цене на 38,2% (с 3,3 тыс. до 4,6 тыс. руб. за тонну), а из Ростова-на-Дону через Азовское море до порта Кавказ в Керченском проливе с перевалкой в порту — в два раза (с 2,2 тыс. до 4,5 тыс. руб. за тонну). Логистика по железной дороге также подорожала: к примеру, стоимость перевозки из Волгоградской области в Новороссийск железнодорожным транспортом выросла в цене по сравнению с прошлым годом на 35%, с 2,4 тыс. до 3,3 тыс. руб. за тонну.
Помимо уже традиционных для этого сезона высоких ставок фрахта за перевозку грузов морским путем экспортеры зерна отмечают рост стоимости внутренних перевозок — автотранспортом в среднем на 50%, а по железной дороге — в два раза, говорит другой собеседник РБК. Наряду с серьезным ростом транспортных тарифов рынок сталкивается и с дефицитом вагонов-хопперов (зерновозов), отмечает он. «По вагонам некоторые трейдеры уже получили уведомление об очередном повышении ставок с 1 апреля», — указывает он. Способ логистики зависит от транспортного плеча — чем оно длиннее, тем больше зерна перевозится по железной дороге. По разным оценкам транспортировка подорожала в зависимости от плеча от 0,5 тыс. до 2 тыс. руб. Увеличение стоимости логистики объясняют ростом издержек, но издержки растут и у нас, при этом цены нам поднять не удается. Вопрос с автоперевозками стоит менее остро — на этом рынке много игроков, и он вполне конкурентный, но это касается только юга России, где короткое логистическое плечо позволяет обходиться практически без железнодорожных перевозок. В других регионах, где возможность автоперевозок до экспортных портов ограничена длиной логистического плеча, экспортеры вынуждены использовать железнодорожный транспорт — ставки на вагоны индексировались уже три раза.