Мировой рынок
|
https://exp.idk.ru/news/world/kazakhstan-peredumal-vvodit-zapret-na-vvoz-rossijskoj-pshenicy-avtotransportom/612182/
|
Контрабанда пшеницы из РФ — одна из основных проблем, которая мешает стабильной работе мукомольной отрасли Казахстана. Об этом сказал президент Союза зернопереработчиков Казахстана Алихан Талгатбек на конференции Eurasian Agricom, которая проходит в Астане.
«Поступление «серого» зерна из России вносит хаос на рынок с ценообразованием и учётом объемов, — отметил Алихан Талгатбек. — По нашим оценкам, каждый день от 10 до 20 тыс. тонн пшеницы из России заходит в Казахстан автотранспортом. Большая часть из этого объема – контрабанда. То есть, в месяц это, в среднем, 450 тыс. тонн. Плюс, 70 тыс. тонн российской пшеницы за месяц заходит в Казахстан по железной дороге. А официально статистика говорит о поставках 150 тыс. тонн. То есть, статистика не учитывает 370 тыс. тонн ежемесячных поступлений зерна на наш рынок. Это колоссальный объем, с учетом того, что Казахстан за месяц экспортирует 600 тыс. тонн. То есть, более половины нашего экспорта сегодня — это реэкспорт контрабандной российской пшеницы. Поэтому мы видим такое сильное влияние на цену казахстанской пшеницы. Почему-то наши традиционные покупатели, узбеки и афганцы, теперь начали смотреть на курс рубля, исходя из него ломают цену на станции Сарыагаш. И никому из них не интересно, по чем зерно продают наш, казахстанские крестьяне.
Контрабанда зерна мешает работать честным производителям муки и трейдерам, торгующим казахстанской пшеницей, поскольку они оказываются в неравных условиях с теми, кто перерабатывает, либо реэкспоритрует «серое» зерно. А падение цен на внутреннем рынке снижает рентабельность фермеров.
Отметим, что цены на пшеницу в Казахстане стремительно снижаются. По последним данным трейдеров, за тонну пшеницы на станции Сарыагаш покупатели из Средней Азии уже не хотят платить даже $260, а пытаются сбить цену. Трейдеры предсказывают падение до уровня $240-250 за тонну. Осенью прошлого года тонна пшеницы на экспорт уходила по $310-315.
Межведомственная комиссия правительства Казахстана на заседании 15 марта оставила для дальнейшего обсуждения вопрос о введении запрета на ввоз российского зерна автотранспортом. Мотив сторонников запрета в том, что именно автотранспортом завозится контрабандное зерно. Однако, противники этой меры говорят о том, что нужно наладить контроль на границе, а не лишать казахстанских мукомолов и птицеводов одного из наиболее удобных способов доставки.