Мировой рынок
|
https://exp.idk.ru/news/world/investicii-v-apk-kazakhstana-500-mlrd-dlya-chernoj-dyry/550089/
|
Почти в два раза увеличить финансовую поддержку АПК предлагает Минсельхоз Казахстана. Аграрное ведомство надеется, что, вливая в отрасль по 500 млрд тенге в год, страна сможет не только обеспечить продовольствием внутренний рынок, но в два раза нарастить экспорт продуктов питания. О том, как наиболее эффективно расходовать бюджетные деньги, идут споры. Сам Минсельхоз планирует некий микс как новых подходов, так и уже работающих, с условием их совершенствования.
Национальный проект по развитию АПК на 2022 – 2026 годы придет на смену завершающейся на нынешнем году пятилетней госпрограмме, заложенные в которой целевые индикаторы не будут достигнуты даже близко – а это рост производительности труда в 2,5 раза и увеличение экспорта переработанной продукции на такую же величину. Анализировать печальный итог экспертам предстоит в конце года, но уже сейчас реальны опасения, что вместо роста эти два показателя покажут отрицательную динамику: повышению производительности труда помешали низкие темпы обновления парка сельхозтехники (в том числе, по вине введенного летом 2020 года утильсбора), а экспорт переработанной продукции вытесняется продажей на те же рынки сельхозсырья (пример – конкуренция муки и зерна из Казахстан на рынках Средней Азии).
Одной из причин провала действующей госпрограммы можно смело назвать слишком часто меняющиеся в отрасли правила игры. Изменения совпадают со сменами министров сельского хозяйства: писали программу при Аскаре Мырзахметове (с акцентом на кооперацию), на 80% переписали при Умирзаке Шукееве (с приоритетом мясному скотоводству), и вновь поставили акцент на импортозамещении при нынешнем главе МСХ РК Сапархане Омарове.
Новый национальный проект Минсельхоз РК готовит по заданию президента Казахстана. Агробизнес надеется, что заложенные в него векторы в течение всех пяти лет меняться не будут.
Свою концепцию нового документа Минсельхоз РК представил в начале 2021 года. Индикаторы в ней прежние — увеличение производительности труда в 2,5 раза (с нынешних 2,4 млн тенге до 6,2 млн тенге на одного работающего), а вот цель по росту экспорта переработанной продукции снижена – теперь он должен подскочить лишь в 2 раза (с $3,3 млрд до $6,6 млрд).
Зато добавлена задача обеспечить внутренний рынок всеми видами продовольствия как минимум на 80% собственным производством. До этого уровня Казахстан пока не дотягивает по шести позициям, где обеспеченность находится на уровне 50-60% (молоко, рыба, сахар, мясо птицы, колбасные изделия, яблоки).
При этом добиться результата МСХ РК предлагает прежними медами – усиление кооперации, созданием системы закупа сельхозсырья у производителей, повышением грамотности фермеров и т.д. Не забыли и цифровизацию с включением в план таких экзотических пунктов как «Проведение цифровых игр «Неономад».
Свои альтернативные проекты программы развития отрасли на ближайшие пять лет также представили Ассоциация фермеров Казахстана и Альянс ассоциаций АПК Казахстана, объединивший несколько отраслевых союзов.
При всех различиях документов самым важным эксперты считают необходимость решить вопрос привлечения в отрасль инвестиций. К сожалению, холдинг «КазАгро» с ролью проводника финансов в отрасль не справился, превратившись в еще один малоэффективный банк. Следствием этого и стало его присоединение к холдингу «Байтерек».
И теперь внимание участников рынка снова обращено к финрегулятору: Нацбанк должен облегчить нормативы для тех финансовых институтов, кто все же рискнет прийти в аграрный сектор, снискавший себе славу «черной дыры».
Так вот, Ассоциация фермеров Казахстана в своей концепции выделила отдельный раздел «Финансирование и господдержка». В нем был обозначены существующие в этом направлении проблемы (отсутствие дешевых и «длинных» кредитов; охват финансированием в основном крупных хозяйств; низкая оценка залогов и т.д.), а также предложены пути их решения.
Что касается оценки залогов, тот тут предложено пересмотреть всю политику и холдинга «КазАгро», и банков второго уровня. Как минимум, обязать их использовать более высокий коэффициент при оценке залогового обеспечения. А в целом вновь предложена идея создания специализированного аграрного банка, который работал бы только с фермерами и создавал действительно льготные условия кредитования.
Также ассоциация считает, что хорошей поддержкой начинающим фермерам могли бы стать беззалоговые кредиты под 1-2% на длительный период, с двухлетними каникулами по выплатам.
Кроме того, предложено все виды субсидий (гектарная, на удобрения, пестициды, семена, поливную воду) объединить и сделать одну – на поддержание доходности фермеров. Она будет распределяться на 1 га площади пашни.
Альянс ассоциаций АПК Казахстана в своей концепции в блок «Ресурсы» включил раздел «Финансы». В качестве основной проблемы, кроме уже не раз упомянутого низкого уровня участия банков второго уровня в кредитовании отрасли, названа еще и неразвитость инструментов фондирования. По сути, сейчас варианта только два – либо кредит, либо форвардный закуп сельхозпродукции «Продкорпрорацией», веденный в 2020 году и вызвавший много нареканий из-за установленных осенью низких (относительно рынка) цен на зерно.
В числе предложенных решений – аналогичное Ассоциации фермеров мнение о необходимости выделять беззалоговые кредиты стартап-проектам в АПК. Также участники рынка считают необходимым усилить роль сельских кредитных товариществ как через усиление их фондирования бюджетом, так и разрешением на использование новых инструментов – прием вкладов населения и т.д.
В залог предложено разрешить оформлять и земельные участки, и различные расписки – агарные, зерновые, складские, а также страховые полисы и форвардные контракты.
Обсуждение концепции идет и на площадке НПП «Атамекен». Часть предложений Палаты уже включена в концепцию, но основную часть еще предстоит доработать и представить Минсельхозу. Предстоит прийти к единой позиции, поскольку предложений много, необходимо привести их к синергии.
— Обсуждение мы ведем с 28 декабря 2020 года, — рассказал Ербол Есенеев, директор департамента АПК и пищевой промышленности НПП «Атмекен». – Презентацию концепции мы провели 18 января, с участием вице-министра сельского хозяйства Рустема Курманова. За февраль-март мы собрали порядка 150 предложений от бизнеса и отраслевых ассоциаций.
Со стороны бизнеса есть как радикальные предложения, включающие полный отказ от субсидий, так и схожие с Минсельхозом позиции по сохранению разных инструментов, в зависимости от того, какие задачи в какой отрасли предстоит решить.
— Отказ от субсидий предполагает высвобождение средств, которые можно было бы потратить на создание необходимой инфраструктуры в сельском хозяйстве, — пояснил Ербол Есенеев. – Есть бизнесмены, которые говорят: не размазывайте бюджетные средства тонким слоем в виде субсидий, а стройте то, что позволит всей отрасли сделать рывок вперед. К примеру, перед нами стоит задача развития орошаемого земледелия. Мы сейчас строим и модернизируем магистральные каналы на заемные средства международных финансовых структур, под проценты. А можно делать это на собственные средства.
Это одно предложение. Также предложено построить какие-то объекты, которые позволят нам снизить импортозависимость в средствах производства. Например, племенной репродуктор для птицеводства, который будет обеспечивать казахстанские птицефабрики яйцом и молодняком. Сейчас все это завозится из-за границы за валюту, снижая рентабельность всей птицеводческой отрасли. Стоимость репродуктора оценивается в сотни миллионов долларов, и ни одному частному инвестору не по силам.
Логика в таких предложениях есть, ведь субсидии закрывают не более 3-10% расходов агробизнеса. Да и то, достаются ограниченному числу участников рынка.
Однако сам «Атамекен» больше склоняется к предложению сохранить ту часть субсидий, которая обеспечивает рост сельхозпредприятий. Особенно это важно для тех отраслей, продукция которых пока не покрывает собственную потребность страны – молоко, рыба, сахар, мясо птицы, колбасные изделия, яблоки.
— В пример можно привести производство молока, по которому у Казахстан пока дефицит на уровне 1 млн тонн в год, — отметил Ербол Есенеев. — Инвестиционное субсидирование строительства крупных молочно-товарных ферм, а также товарных субсидий на само молоко, показывает эффективность. Такие предприятия растут быстрыми темпами и ежегодно увеличивают производительность труда. Это их отличает от тех отраслей, в которых субсидии исчезаю бесследно, просто покрывая убытки неэффективно работающих хозяйств. Да нынешний формат субсидирования молочной отрасли сейчас обсуждают, поскольку для крупных ферм норматив выше, чем для мелких. Но мы же понимаем, что это плата за входной билет в отрасль: затраты очень большие, средняя стоимость строительства молочно-товарной фермы оценивается в 2,5-3 млрд тенге.
Конечно, наступит время, когда Казахстан выйдет на самообеспеченность молоком – тогда можно будет поднять вопрос об отмене товарных субсидий. По пока тех фермеров, кто рискнул войти в эту отрасль, нужно поддерживать. Иначе желающих может и не найтись.
Есть предложения и такого плана, что ничего менять в существующей системе господдержки не надо, достаточно снизить завышенные критерии для получения субсидий мелкими хозяйствами и убрать искусственные ограничения. Для некоторых отраслей, действительно неплохо развивающихся в нынешних условиях (например, отгонное животноводства) это может быть правильно. Тут необходимо просто поддержишь интерес фермеров к увеличению поголовья и улучшению его качества.
— Мнения разные, но ключевая позиция «НПП «Атамекен» заключается в поддержке роста, — резюмировал Ербол Есенеев. – Важно обратить внимание на то, что впервые в концепции Минсельхоз прописал пункт об обратной ответственности бизнеса. То есть, берешь субсидии – развивайся, а не трать их на затыкание дыр. Обновляй технику, внедряй передовые технологии, повышай производительность труда. Если идти по такому принципу, то тех денег, которые государство готово вкладывать в АПК, для устойчивого развития будет достаточно.
Читайте прогноз биржевых цен на 7 апреля 2021.
Источник: forbes.kz