Интервью
|
https://exp.idk.ru/opinion/interview/ehkspert-rasskazal-chto-zhdet-selskoe-khozyajstvo-s-razvitiem-vysokikh-tekhnologij/527722/
|
Компания Cognitivе Pilot представила систему управления беспилотной сельхозтехникой на базе искусственного интеллекта Cognitive Agro Pilot. Руководитель департамента разработки беспилотных транспортных средств Cognitivе Pilot Юрий Минкин ответил на вопросы о том, что ждет сельское хозяйство с развитием высоких технологий.
— Сельское хозяйство — древнейшая отрасль материального производства и одна из важных сфер деятельности людей, потому всегда ассоциировалась с тружеником на селе. Когда в нее стали приходить высокие технологии и насколько быстро развивается этот процесс сегодня?
— На самом деле, в сельское хозяйство уже давно пришли разного рода технологии, их не было, пожалуй, только в глубокой древности. Исторически так сложилось, что в АПК используется много оборудования и машин, что можно смело отнести к высоким технологиям. Конечно, сегодня они выходят на новый уровень. Любой современный комбайн — это, как правило, высокотехнологичное устройство.
К этому есть понятные предпосылки. Сейчас в сельском хозяйстве, практически во всех его сегментах, остро стоит вопрос повышения эффективности процессов. Берут в расчет себестоимость продукции, необходимость экономии разного рода ресурсов и стоимость ГСМ. Все имеет свою цену. Любой производитель стремится использовать наиболее продвинутые инструменты, потому что они повышают эффективность производства.
— Российская Cognitive Pilot разработала и внедрила технологию на основе искусственного интеллекта — Cognitive Agro Pilot. Что она представляет собой?
— Эта система представляет собой программно-аппаратный комплекс в составе видеокамеры, вычислительного блока (агродроида), который подключается к CAN-шине комбайна, соединительных кабелей. Но для некоторых моделей могут еще понадобиться датчик поворота колес и насос-дозатор в систему гидравлики.
Искусственный интеллект «видит» поле, распознает объекты — относит их к тому или иному классу, и анализирует, что на нем происходит — работает нейронная сеть. А далее система передает команду на органы управления, выстраивая траекторию движения комбайна. Умная система видит границу между нескошенной частью поля, где нужно продолжить работу и зоной, где уже собран урожай. По этой границе определяется траектория движения. Комбайн-робот видит, есть ли на пути комбайна препятствия и заблаговременно реагирует на них.
— Раньше эту работу делали люди.
— Да, но труд комбайнера, механизатора в период уборки — очень тяжелый. Человек работает долго в течение дня и ему физически сложно обеспечивать высокую точность уборки. Сейчас речь идет об умном помощнике, который берет на себя управление движением. Но в кабине все равно остается человек, только теперь он сосредоточен на контроле за технологическим процессом уборки — углом наклона жатки, скоростью обмолота, наполнением бункера и так далее. Нагрузка на него снижается кардинальным образом, а выработка увеличивается. Он также является контролером безопасности.
Использование умных систем позволяет на 3-5% снизить себестоимость зерна и до двух раз сократить его потери при уборке. Использование беспилотных систем также позволяет аграриям сократить число комбайнов, принимающих участие в уборке, что также является серьезной экономией расходов.
— Насколько Cognitive Agro Pilot сложна в использовании?
— Наша система достаточно проста и если человек умеет пользоваться обычным смартфоном, то использовать ее не составит труда.
— В чем преимущество Cognitive Agro Pilot над аналогами?
— Наша система использует компьютерное зрение, в отличие от технологий параллельного вождения, осуществляющих навигацию по маршруту, который задается заранее или в процессе движения с использованием GPS-приемника для определения координат транспортного средства. Ведение по сигналу GPS не позволяет видеть препятствий, если они заранее не нанесены на карту, определять нештатные ситуации.
Например, в случае возникновения на маршруте комбайна препятствия, будь-то человек, камень, опора ЛЭП, которое не отмечено на карте, система его не увидит и если механизатор отвлечется, то будет инцидент.
Аналогичные ситуации возникают и в случае ослабления или нестабильного приема GPS-сигнала. Как показывает практика, наличие GPS-покрытия не может гарантировать устойчивый и необходимый для промышленного использования уровень сигнала на большинстве сельских территорий без дополнительной инфраструктуры, развертывание и поддержание которой обходится в существенную сумму. В итоге, агрохозяйства вынуждены приобретать дополнительное, дорогостоящее оборудование (станции) для ретрансляции поправок, платить за подписки тысячи евро в год.
Однако даже установка таких станций не позволяет решить проблему комплексно. Решение работает только в случае прямой видимости комбайна станцией ретрансляции и начинает сбоить или теряет работоспособность при наличии лесополос, неровностей рельефа и разнесенной географии полей. Если комбайн скроется за холмом или за лесной опушкой, связь может пропасть. Такая ситуация значительно снижает качество работы (зигзаги на поле), повышает риск аварий и других инцидентов с сельхозтехникой.
Наконец, системы такого класса на ряде операций имеют еще один важный недостаток. Зачастую парк комбайнов у агрохозяйств является смешанным — имеются разные модели и разная оснащенность, кроме того, не всегда между системами параллельного вождения можно включить синхронизацию маршрутов.
В такой ситуации, когда одно транспортное средство одного производителя, другое — другого, одно укомплектовано одним оборудованием, другое другим, а третье работает в ручном режиме, обмен информацией между уборочной техникой отсутствует или нарушается. Комбайн, осуществляющий навигацию по GPS, не знает о том, убрал ли соседний комбайн свой участок или нет. В такой ситуации при комплексной уборке механизатору либо нужно постоянно вмешиваться в процесс управления, что крайне неудобно, либо в процессе работы постоянно будут пропущенные, неубранные участки культур.
Cognitive Agro Pilot работает по объективной ситуации, опираясь на работу автономного блока ИИ, компьютерного зрения — он «видит» культуру, и убирает там где не убрано, видит препятствие — сигнализирует или останавливается.
Также мы устанавливаем нашу систему как на иностранные, так и отечественные, белорусские комбайны. Ценность нашей системы еще и в том, что можно автоматизировать комбайны, которые выпущены давно. Мы работаем с парком техники, который уже эксплуатируется. Главное, чтобы комбайн был в нормальном адекватном состоянии.
— «Диджитал Агро», «Агросигнал» и Cognitive Pilot создадут агроэкосистему для цифровизации хозяйств. Что это даст сельхозпроизводителям?
— Данные, которые собирает беспилотная техника о том, что происходит на поле, будут использоваться не только для управления движением. Информация о маршруте, скорости транспортного средства, ситуации на поле, о возникающих опасных инцидентах, о ходе и качестве уборки и так далее, будут передаваться в общую информационную систему и использоваться для повышения эффективности бизнес-процессов.
Например, пользователи смогут контролировать севооборот на основе исторических данных, знаниях о почве и климате в своем хозяйстве прямо на планшете, используя постоянно обновляющий массив данных с датчиков, установленных на сельхозтехнике. Цифровой контроль всех процессов и данных позволит ставить точные задачи механизаторам и следить за их выполнением в реальном времени.
— В каких странах сейчас работает Cognitive Pilot в сфере АПК?
— Это российский рынок, Латинская Америка, на китайском рынке мы тоже представлены.
— В каких регионах России ведется апробация ваших новых продуктов?
— В Ростовской, Тамбовской, Воронежской, Калужской, Курганской, Пензенской, Орловской, Курской, Саратовской, Калининградской областях, а также — в Ставропольском, Краснодарском краях. В Томске у нас есть производственная площадка.
— Какие у вас планы по работе с компаниями Приволжского федерального округа?
— Мы работаем в этом регионе. В числе наших приоритетов крупные агрохозяйства, у которых большой парк техники.
— Как изменится сельское хозяйство по мере проникновения IT-технологий в отрасль?
— Сельское хозяйство будет все более и более автоматизированным, как и любые другие сферы производства. Это очевидный и правильный тренд. Для людей это означает, что снизится себестоимость и повысится качество продукции. Появится много преимуществ. Даже если при этом число комбайнеров сократится, зато появится потребность в людях, которые будут обслуживать эти комбайны и их парки. По сути, из сферы управления они перейдут в сферу технического обслуживания.
— Насколько будут востребованы люди на селе с учетом внедрения таких технологий?
— Ситуация станет только лучше. Насколько я знаю, сейчас агропредприятия жалуются на отсутствие квалифицированных кадров, и это проблема. Известны случаи, когда комбайны простаивают, потому что не хватает механизаторов. Также у руководителей хозяйств есть серьезные вопросы по квалификации комбайнеров. Умные решения как раз и призваны решить эту проблему. Взять тяжелый, рутинный труд на себя.
— Необходимо ли менять программы подготовки с учетом, например, вашей системы?
— Наша технология достаточно проста и если человек умеет пользоваться обычным смартфоном, то использовать систему не составит труда.
— В чем еще плюсы развития беспилотных технологий в сельском хозяйстве?
— Работа станет безопаснее. Система всегда внимательна и никогда не отвлекается, количество инцидентов с травмированием людей снижается. Число аварий сократится до минимума.
ООО «Когнитив Роботикс» (Cognitive Pilot) — ведущий мировой разработчик систем искусственного интеллекта для беспилотных транспортных средств. Разрабатывает и предлагает решения в направлениях сельского хозяйства, рельсового и автомобильного транспорта, а также инновационных сенсоров для беспилотных транспортных средств. Центральный офис Cognitive Pilot расположен в Москве.Компания осуществляет свою деятельность в России, странах Евросоюза, Латинской Америки, СНГ, США, Китае, Южной Корее.
Читайте прогноз биржевых цен на 21 августа 2020.
Источник: pfo.volga.news