Интервью
|
https://exp.idk.ru/opinion/interview/roman-vorotnikov-po-ehksportu-zerna-krasnodarskij-kraj-na-vtorom-meste/525401/
|
Нацпроект «Международная кооперация и экспорт» открывает перед регионами большие возможности. Наглядный пример, можно сказать, витрина этого потенциала – Краснодарский край.
О том, каков среднестатистический портрет компаний, поставляющих свои товары за границу, об особенностях структуры экспорта и какие кубанские продукты уже стали наиболее узнаваемыми среди иностранных покупателей?
Об этом рассказал директор Центра координации поддержки экспорта Краснодарского края (подведомственное учреждение регионального департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства) Роман Воротников.
– Роман Сергеевич, расскажите, можно ли составить среднестатистический портрет кубанского экспортера?
Экспорт – это вершина экономического развития, это результат и оценка эффективности труда людей. Сегодня кубанский экспортер – «лицо» края на внешнем рынке товаров и услуг.
Это представитель отрасли, который взвесил все за и против и принял решение экспортировать. Чтобы в очередной раз потребители за рубежом убедились: кубанская продукция сделана на совесть и с любовью. Кубанский экспортер – это амбициозный завоеватель новых экспортных ниш.
Что касается сфер деятельности, то это, в первую очередь, производители и поставщики пищевых продуктов, безалкогольных и алкогольных напитков, сельскохозяйственных товаров, а также продукции металлургии, химической, деревообрабатывающей промышленности, различной техники и оборудования.
– Если говорить о структуре экспорта из Краснодарского края, то какова она?
– Здесь, как говорится, чем богаты… Зерно, продукция металлургической и нефтеперерабатывающей отрасли. По зерну мы вторые в стране после Ростовской области. Что касается сельхозпродукции, то ее производство зависит во многом от погодных условий в период созревания тех или иных культур. Поэтому из года в год ситуация здесь может меняться. Мы живем в благополучном по климату регионе, но и у нас погода порой безжалостна к аграриям.
По нефтепродуктам все стабильно благодаря модернизации кубанских нефтеперерабатывающих заводов, строительству новых комплексов, введению мощностей по перегонке, глубокой переработке нефти. Это повышает конкурентоспособность выпускаемой продукции на мировом рынке. Одни предприятия поставляют готовые продукты, другие – сырье для дальнейшей переработки. Есть и универсалы, как правило, это крупные производители.
Значительную долю в экспорте занимают продовольственные товары – готовые пищевые продукты, бакалейные товары, кондитерские изделия, продукты здорового питания, различные колбасы, сыры и напитки. Также экспортируются растительные масла, в том числе подсолнечное, сахар, корма, удобрения, крахмал.
Особое внимание заслуживает кубанское мороженое, входящее в топ самого вкусного в стране. Вот уже несколько лет его активно закупает Китай. Сгущенка тоже славится в США, Германии, других странах. Ну и, конечно, продукты винодельческой отрасли, серьезно зарекомендовавшие себя даже у самых взыскательных потребителей за рубежом.
– Еще один важный вопрос – экспорт продукции АПК. Кубань традиционно считается всероссийской житницей, но ведь не хлебом единым славится регион? Что, помимо зерна, сейчас пользуется спросом на международном рынке сбыта?
– Да, по результатам уборки Кубань ежегодно входит в тройку национальных лидеров. Хлеб из кубанской пшеницы едят в Турции, Египте, Южной Корее, Израиле, Индонезии и еще в 75 странах.
В 2019 году доля региона в российском экспорте зерна составила 22,9, а годом ранее – 19,6 процента, при этом в экспорте региона его доля – 24,5. При этом хочу напомнить, что в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорта» к 2024 году объем экспорта продукции кубанского агропрома увеличится почти в два раза – до 3,8 миллиарда долларов.
К 2025 году прирост количества компаний-экспортеров из числа малого и среднего предпринимательства к 2025 году составит 100 процентов по сравнению с 2018 годом.
Основное условие выхода на внешний рынок – товары и услуги высокого качества. Если товар качественный, соответствует стоимости и узнаваем на рынке, он востребован. Такие товары и услуги в Краснодарском крае есть. Мы производим на экспорт качественной конкурентоспособной продукции более 3,5 тысячи наименований.
Так что потенциал налицо, надо лишь стимулировать его развитие. И именно поэтому в крае принимается так много мер по поддержке экспорта. Для этого, например, и был принят региональный проект «Системные меры развития международной кооперации и экспорта». Его основная цель – реализация комплекса мер для создания благоприятной регуляторной среды, снижения административной нагрузки и совершенствования механизмов стимулирования экспортной деятельности в Краснодарском крае.
В результате к 2025 году прирост количества компаний-экспортеров из числа малого и среднего предпринимательства к 2025 году составит 100 процентов по сравнению с 2018 годом.
– Кубанские экспортеры – это ведь не только крупные предприятия? Насколько активно вовлекаются в нацпроект малые и средние предприятия?
– Роль малого и среднего предпринимательства в развитии экспорта Краснодарского края не стоит недооценивать. Это тот сегмент предпринимательства, который может стать локомотивом развития экспортной составляющей региона, позволив достичь поставленной президентом задачи по росту объемов несырьевого экспорта. Если крупному бизнесу больше отводится роль фарватера, стержня экономики, то малый и средний бизнес – ее связующие звенья. Это тот сектор, который во многом определяет темпы экономического роста и структуру валового внутреннего продукта России и, конечно, нуждается в большем внимании и поддержке со стороны государства.
Именно поэтому в крае столь пристальное внимание уделяется поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в целом и в частности – экспортно ориентированных. Центр поддержки экспорта готов оказать содействие экспортерам на всех этапах.
В 2019 году центром было оказано более тысячи услуг, что превысило показатель прошлого года вдвое. При содействии центра субъекты малого и среднего предпринимательства быстрее и увереннее выходят на внешние рынки. География экспорта весьма обширна – страны СНГ и Европы, Вьетнам, Египет, Иран, Монголия, Китай… И это, конечно, неполный перечень.
Кроме того, в планах не только стимулирование и вовлечение новых малых и средних предприятий в экспортную деятельность, но и отраслевая диверсификация экспорта, расширение географии поставок.
– Роман Сергеевич, а могут ли стать экспортерами индивидуальные предприниматели?
– Конечно, могут. Такие есть, и с каждым годом их все больше. И количество их растет. Главное – желание, а поддержка таким предпринимателям, как уже было сказано, оказывается на региональном уровне. Так, задача Центра поддержки экспорта края состоит в том, чтобы помочь предпринимателям определить алгоритм продвижения на зарубежные рынки, проанализировать, где их товар будет наиболее востребованным, какие меры по доработке и адаптации товара надо предпринять, как не столкнуться с проблемами при экспорте товара. Затем уже на основе проведенного анализа и исходя из запросов и потребностей малого и среднего предпринимательства центром формируются бизнес-миссии, выставки и приемы иностранных делегаций.
Часто бывает, что именно индивидуальный предприниматель производит такой уникальный продукт, что делает его эксклюзивным поставщиком. К тому же в крае проходит ежегодный конкурс «Экспортер года». Это для многих является еще одним стимулом к развитию.
Читайте прогноз биржевых цен на 29 июля 2020.
Источник: kubnews.ru