Российский рынок
|
https://exp.idk.ru/news/russia/rzhd-pridast-agrariyam-uskorenie/511220/
|
В минувшую среду в Издательском доме «Гудок» прошёл круглый стол, посвящённый проблемам и перспективам перевозок скоропортящихся грузов, а также продукции агропромышленного комплекса (АПК). Участники мероприятия обсудили особенности транспортировки сельскохозяйственной продукции. По мнению экспертов, ускорение доставки продукции АПК повышает конкурентоспособность железнодорожного транспорта.
По словам заместителя начальника Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Дмитрия Гороха, снижение погрузки по итогам 2019 года (113,3 млн тонн, или –16,4% к 2018) главным образом обусловлено сокращением валового сбора зерновых и зернобобовых культур в России в 2018 году и сокращением конкурентоспособности отечественного зерна на рынке.
«Однако в 2020 году ожидается наращивание поставок зерна железнодорожным транспортом к уровню 2019 года в размере от плюс 8% до плюс 12%. Главным образом динамика будет обусловлена влиянием нескольких факторов: увеличением валового сбора зерновых и зернобобовых культур в 2019–2020 годах, улучшением качества зерна в урожае 2019 года, увеличением потребления зерна основными импортёрами и расширением географии поставок отечественной продукции. Кроме того, позитивное влияние на перевозки зерна окажет пролонгация государственной поддержки зернового комплекса», – подчеркнул он.
Дмитрий Горох добавил, что холдинг разработал ряд мероприятий по обеспечению перевозок зерна, в частности в ОАО «РЖД» образована рабочая группа, которая занимается координацией и обеспечением перевозок зерновых грузов в период массового предъявления их к перевозке железнодорожным транспортом.
«Кроме того, прорабатывается вопрос создания «зерновых сателлитов» (складов для хранения зерновой продукции. – Ред.)», – отметил он.
Отметим, что для ускорения перевозок продукции АПК «РЖД Логистика» (дочерняя компания ОАО «РЖД»), АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) и ООО «ФВК Север» в прошлом году организовали для грузоотправителей услугу по формированию и отправлению ускоренных поездов – «Агроэкспресс».
По словам заместителя директора по продажам АО «РЖД Логистика» Ивана Мостяева, в октябре 2019 года отправлен первый контейнерный агроэкспресс в КНР, транзитное время которого составило 14 календарных дней.
«Компания предлагает возможность отправки контейнера из регионов России с гарантированным сроком доставки. Эта услуга позволяет сократить сроки транспортировки российской пищевой продукции в КНР. Для китайских покупателей это будет существенно быстрее, чем перевозка тех же товаров морским путём из Европы или Америки, что, в свою очередь, делает наш совместный проект действительно конкурентоспособным. Для отечественных же экспортёров услуга открывает не только новые рынки в Китае, но и при помощи мер государственной поддержки экспорта помогает сократить расходы на транспортировку своей продукции», – отметил он.
Иван Мостяев добавил, что эта услуга позволит привлечь часть грузов с морского пути на железную дорогу.
Одним из вопросов, который обсуждался в ходе мероприятия, стали перевозки скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом.
По словам Дмитрия Гороха, из-за введения новых правил перевозки скоропорта существенно изменилась ситуация в этом сегменте перевозок.
«Во втором полугодии прошлого года объём поставок скоропортящихся грузов увеличился на 4,5% (к аналогичному периоду прошлого года), что обусловлено заблаговременным разрешением ОАО «РЖД» на перевозки скоропортящихся грузов по новым правилам перевозок», – подчеркнул он.
Отметим, что основной рост (более 14%) наблюдается при перевозке консервов, напитков, соков и вина, при этом перевозки этих грузов в специальном подвижном составе снизились на 14% (5 тыс. тонн), но выросли в универсальных контейнерах и крытых вагонах на 24 тыс. тонн.
Однако не все представители рынка положительно относятся к введению новых правил перевозки скоропорта.
По словам президента Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава Михаила Синёва, после введения новых правил перевозки в специальном подвижном составе упали на 5,3%, а в универсальных контейнерах и крытых вагонах выросли на 29%.
«То есть произошла легализация несоответствия и переключение со специализированного состава на универсальный», – подчеркнул он.
Также Михаил Синёв отметил, что произошёл спад перевозки рыбной продукции на 30% при транспортировке с Дальнего Востока начиная с 2017 года, что является отрицательным показателем обратной загрузки.
«В целом рынок перевозок в рефрижераторных контейнерах на сегодняшний день убыточен. Отсутствуют инвестиции в разработку и строительство нового подвижного состава. В итоге это может привести к полной остановке перевозки грузов в изотермическом подвижном составе на российских железных дорогах», – считает он.
Участники дискуссии также отметили, что одним из отрицательных факторов, которые сказываются на перевозках в специализированном подвижном составе, – это слишком высокий тариф на перевозку.
По словам руководителя проекта по развитию экспортной логистики РЭЦ Алевтины Кирилловой, такая ситуация сложилась из-за того, что, когда не существовало частных операторов, вся нагрузка по обслуживанию специализированного подвижного состава ложилась на плечи операторов.
«Действительно, в Прейскуранте № 10-01, который был методологически сформирован в 1973 году, в тариф на перевозку рефконтейнеров внесена эксплуатационная затрата, которую несёт перевозчик при организации транспортировки. Притом что сейчас парк находится в частных руках, это действительно лишние затраты, которые взимаются практически в двойном размере – за обслуживание подвижного состава самим оператором и за оплату перевозки», – пояснила она.
Алевтина Кириллова подчеркнула, что РЭЦ и Ассоциация операторов рефрижераторного подвижного состава уже давно пытаются отменить эту надбавку.
«В 2012 году мы продвинулись в вопросе тарификации, но не совсем в этом направлении. Мы смогли выравнять тариф на килограмм груза при перевозке в рефконтейнерах и рефрижераторных вагонах.Однако унификация тарифов с универсальным подвижным составом так и не была осуществлена. И сейчас та скидка в 50% на перевозку экспорта от Москвы до Забайкальска, которая предоставлена РЖД на контейнерные поезда, – это первый шаг в выравнивании этих тарифов», – резюмировала она.
Источник: gudok.ru