Российский рынок
|
https://exp.idk.ru/news/russia/gk-novotrans-ukhodit-iz-portov-pribaltiki-v-rossijskij-port-ust-luga/502430/
|
Группа компаний «Новотранс» собирается переориентировать транзит из Прибалтики в российский порт Усть-Луга, где продолжается строительство нового универсального терминала.
Суммарная стоимость перевалки грузов, которых лишатся Литва, Латвия и Эстония, составит около 17,5 миллиарда рублей в год. В скором времени эти деньги будут пополнять российский бюджет, в Усть-Луге появятся новые рабочие места, а Прибалтийским республикам останется только молча наблюдать за тем, как их порты покидают последние логистические компании «страны-агрессора».
«Новотранс» — один из крупнейших в России и СНГ грузовых железнодорожных холдингов с парком вагонов свыше 25 тысяч единиц. Стоимость его активов превысила 54 миллиарда рублей (в этом году, по прогнозам, достигнет 70 миллиардов). Сказать, что «Новотранс» является ценным клиентом для прибалтийских портов, — не сказать ничего.
Но продуктивное сотрудничество Литвы, Латвии и Эстонии с российским оператором грузов подходит к своему логическому завершению.
На официальном сайте компании появились детали инвестиционного проекта LUGAPORT по созданию современной инфраструктуры в морском порту Усть-Луга, презентованном на «Транспортной неделе — 2019». Речь идет о новом универсальном терминале, которым «Новотранс» решил обзавестись в прошлом году. Строительные работы начались три месяца назад.
Сообщается, что общий объем инвестиций в проект составит 46,5 миллиарда рублей, а общий объем перевалки — 24,3 миллиона тонн в год.
Большая часть этих грузов (более 20 миллионов) будет перенаправлена из Прибалтики и Финляндии. С крупнейшими российскими концернами уже ведутся переговоры.
«Стоимость перевалки грузов, переориентированных из портов Балтии на терминал LUGAPORT, составит около 17,5 млрд руб. ежегодно. Это означает, что колоссальные средства не уйдут за границу, а пополнят российский бюджет. Тем более что предприятия холдинга имеют исключительно российскую юрисдикцию. Кроме того, будет создана почти 1000 новых рабочих мест», — отметил президент группы компаний «Новотранс» Константин Гончаров.
Строительство нового терминала можно рассматривать как важный шаг на пути к реализации президентской стратегии: все без исключения российские грузы должны идти мимо Прибалтики.
Изначально планировалось, что российские компании выполнят эту установку к 2020 году, но процесс затянулся. Пока что у РФ не хватает мощностей, необходимых для полной переориентации транзита. Но эта задача постепенно решается. Проект LUGAPORT — наглядное тому подтверждение.
На первом этапе «Новотранс» возводит в Усть-Луге зерновой терминал, который позволит устранить дефицит портовых мощностей для перевалки зерна. По задумке инвесторов, этот объект должен стать ключевым. Урожайность зерновых культур в России растет, как и отгрузки на внешние рынки. Но специализированные терминалы для перевалки зерна на российской Балтике имеются только в Калининграде, поэтому российские производители вынуждены пользоваться услугами портов соседних стран.
В 2017–2018 сельскохозяйственном году объемы железнодорожных перевозок зерна из России в направлении Прибалтики выросли более чем в два раза и достигли отметки в 1,6 миллиона тонн.
Из них 700 тысяч пришлось на долю Лиепаи. Поэтому латвийский порт рискует стать первой «жертвой» расширения инфраструктуры в Усть-Луге.
«Проект в этом смысле предлагает оптимальное решение проблемы экспорта зерновых в Европу. Терминал «Новотранса» де-факто заберет перевалку этого вида грузов у порта Лиепая, который, в частности, в январе-феврале этого года перевалил около 710 тысяч тонн зерновых», — констатирует гендиректор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов.
Следом за зерном уйдет и перевалка угля. Здесь уже рискует пострадать Рижский свободный порт — в его структуре грузооборота российский уголь по-прежнему имеет наибольший удельный вес. Вообще, у столичной морской гавани дела идут неважно. За первые девять месяцев 2019 года через нее прошло на 10,5% меньше грузов, чем за аналогичный период прошлого года.
Если Усть-Луга окончательно заберет у Риги перевалку угля, латвийской экономике будет нанесен серьезный удар.
Комплекс LUGAPORT также будет перетягивать на себя железнорудное сырье, лесные грузы, черные металлы. Для прибалтов, пожалуй, есть только одна хорошая новость: реализация проекта растянется на несколько лет. Первую очередь LUGAPORT планируют ввести в эксплуатацию только в начале 2023 года.
Но конкурентам Усть-Луги явно не стоит рассчитывать, что строительство нового терминала «заглохнет». «Комплекс LUGAPORT включен в стратегические документы развития транспортной инфраструктуры РФ: транспортную стратегию РФ на период до 2030 года, комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г., долгосрочную программу развития РЖД, долгосрочную программу развития Росморпорт и так далее», — говорится на официальном сайте проекта.
«Новотранс» — отнюдь не единственная компания, которая занимается переориентацией транзита на Балтике.
Оператор вагонов «Технотранс» собирается вложить около 13 миллиардов рублей в строительство специализированного зернового терминала на территории морского порта Высоцк. ООО «Приморский универсально-перегрузочный комплекс» планирует построить глубоководный портовый комплекс в Приморске.
«Еврохим» не так давно сообщил о планах возвести новый терминал в Усть-Луге, который изначально планировалось запустить еще в 2015 году. Помешали нормы Водного кодекса, жестко регламентирующие расположение химических объектов вблизи береговой линии. Компания рассчитывает уладить все законодательные моменты и построить терминал мощность от 5 до 7 миллионов тонн в год (по словам главы операционной логистики «Еврохима» Дмитрия Болдырева, деньги на это имеются).
Часть перевалки угля у прибалтийских портов, по мнению экспертов, может забрать и угольный терминал «Лавана» в Мурманске, который к 2022 году должен выйти на проектную мощность 18 миллионов тонн в год. При поддержке правительства РФ компания «Ультрамар» создает в Усть-Луге терминал для хранения и перевалки минеральных удобрений.
Эти и другие проекты наглядно свидетельствуют о том, что окончательная потеря российского транзита для Прибалтики — лишь дело времени.
Литве, Латвии и Эстонии остается только делить перевалку белорусской нефти и искать новых партнеров в Азии. Большие надежды, к примеру, возлагаются на грузы из Китая и Казахстана. Но и за них прибалтийским портам придется конкурировать с Приморском, Высоцком, Усть-Лугой.
Хотя конкурировать — не совсем подходящее слово. Судя по масштабам российских проектов в сфере транспорта и логистики, борьба за транзит на Балтике обещает стать войной на уничтожение.
Источник: rubaltic.ru