Обзоры
|
https://exp.idk.ru/analytics/review/pokhorony-gedonista-iz-za-bednosti-rossiyan-ne-vse-torgovye-seti-v-regionakh-dozhivut-do-konca-goda/483846/
|
Рынок розничной торговли в РФ переходит в стадию активной консолидации, но покупатель при этом не богатеет. Такая обстановка сложилась на российском рынке к началу 2019 года, по оценке генерального директора агентства INFOline-Аналитика.
Вопросы развития и перспектив отечественного ритейла подняли на состоявшемся на днях Санкт-Петербургском форуме Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). Михаил Бурмистров, выступивший с докладом об общем состоянии розничной торговли пояснил, что если в 2018 году еще наблюдался восстановительный рост этого сегмента экономики, то в нынешнем году процесс опять перешел в стагнацию. Основная причина — продолжающееся падение доходов населения, граждане не перестают экономить. Чуть поднявшийся во 2 квартале прошлого года реальный доход населения к 4 кварталу опять упал.
Бедные гедонисты, как охарактеризовал основных покупателей торговых сетей на форуме прошлого года генеральный директор аналитического центра «Платформа» Алексей Фирсов, с тех пор богаче не стали. А по мнению Бурмистрова, этот абстрактный гедонист теперь и вовсе умер. Рост показывает тот ритейл, который делает ставку не на акции, а на программы лояльности. Компании стараются изучить покупателя, узнать о нем все что можно.
— Сейчас мы находимся на очень непростом этапе. Не все так радужно как хотелось бы, — заметил Михаил Бурмистров. Он пояснил, что требования этих гедонистов растут, как и кредитная нагрузка на них. Сейчас на каждого жителя страны приходится в среднем 100 тысяч рублей кредитов.
К этому следует добавить ценовые войны между конкурентами и серьезное соперничество с розничными магазинами непродовольственных товаров китайских онлайн-платформ «Алиэкспресс» и «Алибаба». Но онлайн-продажи и сервисы начинают набирать обороты и в России.
Электронная коммерция, по оценке Бурмистова, в ближайшее время будет в тренде. Покупателю интересно выбирать товар, используя все средства коммуникации — мобильные гаджеты, например. Так что у e-commerce очень большой потенциал, а насыщенностью мобильных устройств Россия уже догнала Японию.
В 2019 году, отметил глава INFOLine-Аналитики, начинается новая фаза развития розничного рынка — «Консолидация — технологическое превосходство». То есть: зарождается единая экосистема, включающая технологии Big DATA, банки и ритейл; крупные сети берут под контроль всю цепочку товаров и информации, заводят собственное производство, захватывают соседние каналы продаж — онлайн-доставку, оптовую торговлю. Начинается ускоренная консолидация рынка.
Правда, переход сетей с торговли на производство не все оценивают положительно.
— Вы либо производите, либо торгуете, — заметил глава комитета по развитию потребительского рынка Петербурга Эльгиз Качев.
Но глава АКОРТ Сергей Беляков заступился за ритейлеров, подчеркнув, что если производители торгуют, почему бы торговым компаниям не производить.
Структура розничного рынка сейчас сложилась следующая: в первой тройке ритейлеров компания X5 Retail Group (сети «Перекресток» и «Пятерочка») — 10,7% розничного рынка на 2018 год, годом ранее было 9,4%. Чуть вырос «Магнит» — с 7,5 до 7,7%, на третьем месте «Лента» — 7,7%.
На первую сотню самых больших торговых сетей приходится 30,9% всего рынка розничной торговли, выручка их выросла более чем на 4,5 трлн рублей, число магазинов превышает 45 тысяч.
Но при этом обладатели крупных торговых площадей, такие как «О`Кей», «Метро» и «Ашан» наоборот — не растут. Рынок, как пояснил Бурмистров насытился большими торговыми площадями, их объемы уже не увеличиваются, началось разукрупнение.
Региональным ритейлерам приходится хуже. Они все чаще не выдерживают конкуренции с федеральными сетями и вынуждены уходить с рынка. Так, например, обстоят дела в Петербурге с сетями «О`Кей» и «Полушка». В Саратове с начала зимы начала сдавать позиции сеть магазинов «Семейный» (ООО «Волгаторг»), число ее магазинов сокращается, в оставшихся снижается ассортимент.
Глава департамента развития внутренней торговли, системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга Никита Кузнецов заметил, что и в системе поставок товаров в магазины будущее останется за децентрализацией — кто максимально разнесет свои закупки по разным офисам, не пропуская весь поток через центральный, тот и выиграл.
— На Западе вы можете в деревенском гипермаркете купить товар именно из этой местности. Это означает, что магазин закупает сам, а не через центральный офис в Париже, например. Если сетям удастся децентрализовать свою деятельность, у нас исчезнет проблема взаимодействия с поставщиками, — уверен он.
Источник: business-vector.info