Финансы
|
https://exp.idk.ru/news/economy/god-bez-galickogo-nachal-li-magnit-prityagivat-dengi/475387/
|
В феврале исполнится ровно год с момента ухода Сергея Галицкого из «Магнита». Напомним, об этом он объявил на Российском инвестиционном форуме в Сочи.
Тогда 29,1 % акций ретейлера были проданы банку ВТБ, себе краснодарский бизнесмен-меценат оставил около 3 % акций компании. Что изменилось за год, оправдались ли ожидания инвесторов и нового руководства ретейлера.
Напомним, покупателем крупнейшего пакета оказался ВТБ, что вызвало слухи о том, что компанию якобы забрали вопреки желанию Сергея Галицкого. Это достаточно активно обсуждалось не только среди сотрудников компании, многим было трудно поверить в то, что человек смог расстаться с делом всей своей жизни добровольно. Тем более, мало кто мог сказать, что Сергей Николаевич потерял интерес к происходящему в компании, скорее, наоборот.
Но слухи так ими и остались. Напомним, Сергей Галицкий с 2015 по 2018 год находился в наблюдательном совете ВТБ, что подтвердил президент банка Андрей Костин, заявивший о давнем знакомстве с краснодарским бизнесменом-меценатом.
Как утверждает журнал «Форбс», в 2017 году Сергей Галицкий вел переговоры по продаже «Магнита» с Алексеем Мордашовым, владельцем «Северстали», интернет-магазина «Утконос». Сделка по покупке «Магнита» должна была оказать синергетический эффект, но, по имеющейся информации, бизнесмены не сошлись на цене. Источники говорили о том, что изначально ВТБ был привлечен для поиска возможного покупателя, но вскоре банком было принято решение о самостоятельной приобретения доли Сергея Галицкого.
Вышеперечисленное, по мнению экспертов, говорит о том, что решение продать свою долю в компании было добровольным, хоть и нелегким.
Отметим, что еще до продажи Галицким его доли были начаты переговоры о переходе в «Магнит» топ-менеджеров Ольги Наумовой (с июня 2018 года – генеральный директор краснодарского ретейлера, глава правления) и Яна Дюннинга (с января 2019 года – президент, член правления «Магнита»).
О необходимости кардинальных изменений в компании говорили цифры из отчетов «Магнита» и его основного конкурента – Х5 Retail group.
Так, когда Ольга Наумова была генеральным директором «Пятерочки», выручка X5 Retail group (где составляющая этой сети более 60 %) выросла до 1,3 трлн рублей по итогам 2017 года, в то время как выручка «Магнита» за этот же период была 1,1 трлн.
При этом показатель LFL (выручка сопоставимых точек) у «Пятерочки» рос темпами 4,6 %, у «Магнитов у дома» (аналогичный формат) – упал на 1,42 %. Также у «Пятерочки» трафик покупателей вырос на 2,8 %, у «Магнита у дома» – снизился на 2,6 %. Также «Пятерочка» опередила «Магнит у дома» и по росту среднего чека – 1,7 % против 1,2 %.
Если же взять валовые показатели, то картина становилась еще более печальной: Х5 Retail group обгоняла «Магнит» по выручке, по ее росту, по соотношению на квадратный метр торговой площади и многим другим показателям.
Ольга Наумова пришла в краснодарскую компанию в мае, а в конце сентября презентует новую стратегию компании. В рамках ее предполагается изменить ключевой подход: вместо «МАГазина НИзких Тарифов» (именно так изначально расшифровывалось название «Магнит»), где главное, чтобы было «дешево и близко к дому», предполагается создать торговые точки, где можно будет не только покупать, но и получать смежные услуги, иными словами, идти вверх по «пирамиде Маслоу».
Магазины переориентированы на разные типы покупателей, соответственно, изменился и ассортимент. Также было объявлено о расширении программы редизайна «Магнитов у дома», о введении нового формата магазинов – «Семейный». Такая ориентация разных форм («ценностное предложение») наряду с комфортной атмосферой и кросс-форматной программой лояльности должны стать тем, что «Магнит» может предложить своим клиентам.
Эксперты обратили внимание на один из самых заметных изъянов стратегии – в ней не было места для гипермаркетов, а ведь их у сети более двухсот с общей площадью под 700 тыс. кв. метров. Предполагалось перевести их в формат «большого супермаркета», а оставшиеся площади сдавать в субаренду, переформатировать гипермаркет в ТРЦ.
Желанием уйти в смежные форматы «Магнит» фактически повторял действия Х5 Retail group. Эксперты отмечают, что смежный формат, чтобы быть эффективным, должен выдерживать конкуренцию с игроками, особенно с теми, для кого это основной формат.
Помимо переориентации, «Магнит» ждали преобразования в организации – новым задачам нужна и новая структура. Сотрудничество с Boston Consulting Group не ограничилось написанием стратегии, консультанты помогают проводить оптимизацию структуры компании. Неизменным спутником такой оптимизации являются увольнения. Однако под сокращение попало не определенное количество людей, а структуры, признанные неэффективными. Так или иначе, все последствия от масштабных изменений до конца просчитать не может ни один эксперт.
Магнитные таблетки
Одним из самых громких событий 2018 года в жизни «Магнита» стала покупка «СИА Интернешнл Лтд», одного из крупнейших дистрибьюторов фармацевтической продукции. Это было частью стратегии по развитию аптечной сети, запущенной Сергеем Галицким еще летом 2017 года.
При этом данная сделка не была бесспорной. Многих миноритариев «Магнита» смущал тот факт, что владельцем «СИА Групп» был Александр Винокуров, ставший незадолго до этого акционером краснодарского ретейлера. Также смущали финансовые показатели: на балансе были многомиллиардные долги и убытки, сглаженные добавочным капиталом.
Целесообразность покупки обосновывалась тем, что таким образом экономилось время на выстраивание логистики аптечной сети, которая должна была стать частью будущей экосистемы «Магнита» (продуктовый магазин «Магнит», «Магнит Косметик» и «Магнит Аптека»). В результате сделка была отправлена на доработку и была закрыта лишь в ноябре 2018 года. Тогда за фармдистрибьютора заплатили акциями в размере 1,49 % (рыночная стоимость пакета на дату сделки составляла около 5,3 млрд рублей).
В сентябре 2018 года была закрыта сделка по приобретению ООО «Фармасистемс», небольшой фирмы, тем не менее, обладавшей лицензией на осуществление деятельности. Цель покупки – получать лекарства напрямую у производителя. Фактически, кроме лицензии, никаких других активов у приобретаемой фирмы не было. Сделка была закрыта до приобретения «СИА Групп».
Таким образом, на фармацевтическом рынке оформился новый игрок с большими ресурсами, уникальными компетенциями (синергия с остальными форматами) и с твердым намерением осуществить экспансию – так, в феврале 2019 года было объявлено будущем открытии в Санкт-Петербурге 90 аптек «Магнит».
Акции «Магнита» начали падать еще осенью 2017-го, в 2018 году падение продолжилось. За это время в состав акционеров ретейлера вошел Александр Винокуров, который приобрел почти 12 % ценных бумаг и увеличил свой пакет после покупки «СИА Групп» до 15 %.
В начале 2019 года состав акционеров покинул американский фонд OppenheimerFunds. По имеющейся информации, иностранных инвесторов могло смущать, что крупнейшими акционерами ретейлера являются госбанк и человек, имеющий знакомства с политической элитой России. Отдельно опасение вызывала возможность попадания «Магнита» под санкции.
По словам источника в компании, для успокоения инвесторов в совет директоров был введен Ян Дюннинг, до этого проработавший в «Ленте». Он, скорее всего, будет осуществлять контроль в интересах акционеров как человек, разбирающийся в розничной торговле. Управлением компанией он заниматься не будет – эти функции останутся за Ольгой Наумовой.
Тем не менее, 2018 год стал для акций «Магнита» тяжелым: эпоха перемен – это всегда вызов. На начало 2018 года акции стоили 6724 рубля за штуку, продажа ценных бумаг Сергеем Галицким ВТБ уронила их до 4084 рублей. Абсолютный минимум акции показали в октябре 2018 года – 3440 рублей, публикацию предварительных итогов работы за год акции встретили на отметке 4089 рублей.
На данный момент опубликован предварительный отчет за 2018 год. Пока изменения есть, но они не настолько сильные: с одной стороны, хоть и слабо, но растет выручка «магазинов у дома», прежде всего, за счет роста среднего чека, но трафик продолжает падать.
Сказывается обмен промоакциями с основным конкурентом краснодарского ретейлера – «Пятерочкой», у которой ситуация все еще лучше, чем у «Магнита».
Х5 Retail group продолжает расти быстрее «Магнита» и превосходит его по большинству показателей. Тем не менее, динамика показателей компании начала улучшаться. Возможно, не самыми быстрыми темпами, но двухлетняя тенденция спада сопоставимых продаж прекратилась, и, возможно, 2019 год станет годом роста розничной сети.
Источник: fedpress.ru