Мировой рынок
|
https://exp.idk.ru/news/world/kak-vliyaet-torgovaya-vojna-ssha-i-kitaya-na-morskie-perevozki/466112/
|
Суммарный объем насыпных грузов, затронутый торговой войной, составляет менее 2% от общего объема перевезенных морем балкерных грузов в 2017 году. Если говорить о контейнерном трафике, то «боевые действия» также затронули всего 1,9% объемов прошлого года.
Торговая война между США и Китаем набирает обороты, список товаров, на которые введены таможенные тарифы, становится все длиннее. Многие грузы «попали под удар» 23 августа, но, похоже, сентябрь обострил китайско-американское противостояние до предела: США вводят тарифы на товары общей стоимостью в $200 млрд.
Трудно переоценить влияние, которое эти новые тарифы окажут на международное судоходство, говорит Питер Сэнд, ведущий аналитик BIMCO. По его словам, «85,3% китайского импорта в США и 58,5% американского импорта в КНР могут быть затронуты новым раундом торговой войны, если в самом деле заработают планируемые США и КНР тарифы на $200 млрд. и $60 млрд. соответственно».
Питер Сэнд говорит, что балкерные перевозки пострадали сильнее всего – в первую очередь, в связи с введением китайских тарифов, оговариваясь, впрочем, что суммарный объем насыпных грузов, затронутый торговой войной, составляет менее 2% от общего объема перевезенных морем балкерных грузов в 2017 году. Если говорить о контейнерном трафике, то «боевые действия» также затронули всего 1,9% объемов 2017 года.
Стоит отметить, что Китай не в состоянии адекватно ответить на объявленные США тарифы, просто потому, что КНР импортирует меньше товаров (в стоимостном выражении), чем экспортирует в США. Это означает, в сущности, что, если противостояние продолжится, Китаю придется отказаться от тарификации импорта и поискать другие меры воздействия на американскую администрацию. Эскалация конфликта, никак не меньше. Торговая война продолжается, не только наращивая масштабы, но и находя новые формы. В будущем, вполне вероятно, Китай использует новое «оружие». От него может пострадать сектор услуг, оно может быть направлено на целевые инвестиции США в Китае. Едва ли американцы оставят это без ответа. Чем это грозит мировой судоходной отрасли, пока можно только гадать.
Напомним, 23 августа 2018 года под китайские тарифы попала вторая часть списка товаров общей стоимостью $60 млрд., а именно на сумму в $16 млрд. В этот раз речь шла о пластмассах и нефтепродуктах (сегодня импорт Китаем американской нефти вообще остановлен). Первый список товаров стоимостью в $34 млрд. попал под удар новых тарифов 6 июля, в него вошли транспортные средства и продукция электроники.
Американцы также опубликовали список товаров на сумму $200 млрд., на которые планируется ввести 10-процентные таможенные пошлины. Впрочем, затем было объявлено о повышении тарифов на 25%. Этот список потребительских товаров весьма обширен – от велосипедов и рыбы до рождественских украшений и новогодних фейерверков и, как было объявлено, может быть пересмотрен – как в сторону расширения, так и с точки зрения возможного применения. Напомним, кстати, что еще 8 марта США объявили о введении 25% и 10% тарифов на сталь и алюминий соответственно. Речь идет об импорте из всех стран, кроме Австралии, Бразилии, Южной Кореи и Аргентины. С 1 июня 2018 года в список стран, из которых импорт облагается новыми таможенными пошлинами, попали страны ЕС, Канада и Мексика.
Из товаров, на которые введены тарифы, а именно сталь и алюминий, а также прочие товары стоимостью в $34 млрд., основной объем приходится на сухие и контейнеризированные грузы. До сих пор (до 1 октября 2018 года) в США морем было перевезено 23,3 млн тонн стали и алюминия.
Отметим, что балкерные грузы также будут затронуты американским 200-миллиардным списком. В 2017 году Китай экспортировал в США 4,1 млн тонн таких грузов, в частности, цемент и продукция деревообработки. Всего трафик сухих навалочных грузов, который пострадает от введенных США тарифов, эквивалентен 548 груженым хэндисайзам (по 50000 тонн дедвейта каждый).
От новых тарифов уже пострадал контейнеризированный трафик в США, в рамках 50-миллиардного «раунда», но в полной мере это станет ощутимым, когда начнет реализовываться вышеназванная 200-миллиардная «программа». В 2017 году, напомним, под действие тарифов попали контейнеризированные импортированные в США товары объемом в 6,6 млн тонн, или примерно 660000 груженых TEU, что составило 5,9% импортных контейнеров, прошедших через порты Западного побережья США.
Тарифы на товары стоимостью в $200 млрд. затронут контейнеризированный трафик объемом 22,4 млн тонн, что составит, по сегодняшним оценкам, примерно 20,1% импортных контейнеров, перерабатываемых портами на Тихом океане. Это 1,5% всей глобальной контейнерной торговли.
Китайский список товаров, на которые введены тарифы с 23 августа, охватывает грузопоток стоимостью $16 млрд. В частности, он включает продукцию деревообрабатывающей промышленности, уголь и некоторые металлы. Из этого списка исключили сырую нефть, но, как уже говорилось выше, импорт американской нефти в КНР по факту прекращён.
На публикацию американского 200-миллиардного списка Китай ответил четырьмя списками товаров общей стоимостью $60 млрд. Эти товары должны будут тарифицироваться на суммы, составляющие от 5% до 25% своей стоимости. Данный шаг КНР контрастирует с предыдущими, при которых идеально соблюдался принцип «око за око»: на меры, предпринимаемые одной стороной, другая реагировала адекватно. Можно говорить, что торговая война сейчас вошла в такую стадию, когда Китай уже не может реагировать сообразно ситуации – в силу заметного торгового дисбаланса в торговых отношениях с США. В 2017 году китайцы импортировали товаров из США на сумму в $129 млрд. На сегодняшний день китайские тарифы уже охватили товары на общую сумму в $113 млрд., то есть практически исчерпан список товаров, которые можно тарифицировать. Понятно, что США, импортировавшие в прошлом году товары из Китая на сумму в $506 млрд., имеют гораздо больше пространства для маневра.
Поначалу Китай ввел тарифы на американские товары общей стоимостью всего в $3 млрд. – в ответ на американские стальные и алюминиевые тарифы. Первоначально этот список включал пищевые продукты, напитки, продукцию сталелитейной промышленности. На следующем этапе, с 6-го июля, список включил товары на сумму $34 млрд.
Объемы балкерных перевозок из США в Китай по-прежнему сильно зависят от китайских тарифов. В первую очередь, противостояние затронуло перевозки соевых бобов. Напомним, что с 6 июля 2018 года Китай ввел 25-процентные тарифы на импорт этого товара. Аналитики утверждают, впрочем, что китайские покупатели не слишком пострадали: падение биржевых цен на соевые бобы, произведенные американскими фермерами, привело к тому, что сегодня соя в США стоит на 21% дешевле, чем в Бразилии, являющейся для КНР вторым по значению экспортером этого товара. Таким образом, покупка соевых бобов в США осталась привлекательной для китайских импортеров – дополнительные затраты по тарифам оказались нивелированы.
Тарифы, введенные совсем недавно обеими сторонами конфликта, касаются перевозок сухих навалочных грузов объемом приблизительно в 22,2 млн тонн. В китайском тарифном списке они составляют значительную долю — 10,5 млн тонн американских сухих грузов будут затронуты. Всего в 2017 году из США в Китай было перевезено 72,2 млн тонн балкерных грузов – это всего лишь 1,4% глобальных балкерных перевозок в прошлом году (1454 груженых хэндимакса).
Этот объем невелик, но Сэнд полагает, что влияние торговой войны на глобальные перевозки может оказаться более значительным: «Объем затронутых грузов может показаться незначительным в масштабах глобального рынка, однако конечный эффект может быть более глубоким. Сейчас морская транспортная индустрия оказалась между молотом и наковальней — при том, что была проблемной и до начала торговой войны… Становится все сложнее сопоставить имеющуюся мощность флотов с фактическим спросом. Снижение качества предоставляемых услуг и рентабельности операций кажется неизбежной», — констатирует Питер Сэнд.
Читайте прогноз ценовых колебаний с 15 по 19 октября 2018.
Источник: ports.com.ua